НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курского областного суда (Курская область) от 13.02.2018 № 33-533-2018Г

Судья: Мазалова Е.В. Дело № 33-533-2018 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 13 февраля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Журавлева А.В.,

судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,

при секретаре: Бильдиной О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Гримовой О.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 10 ноября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Гримовой О.В. удовлетворить.

Признать за Гримовой О.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Курске Курской области засчитать Гримовой О.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы с 08.09.1989г. по 11.10.1989г. в должности воспитателя Областного детского ревматологического санатория, с 07.06.2010г. по 06.02.2017г. в должности воспитателя в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №26 VIII вида», в областном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», в областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», отпуск по беременности и родам с 28.02.1990г. по 15.06.1990г., отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16.06.1990г. по 21.10.1991г., период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 12.10.1989г. по 27.02.1990г., с 22.10.1991г. по 21.04.1993г. и назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Курске Курской области в пользу Гримовой О.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб. 00 коп.».

Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ Гримовой О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа, из необходимых 25 лет засчитано 15 лет 7 месяцев 11 дней.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, не включены периоды работы:

- с 08.09.1989г. по 13.05.1993г. в должности воспитателя Областного детского ревматологического санатория, со ссылкой на Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397), Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. № 463, которыми указанное учреждение не предусмотрено; Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, поименованы детские санатории для больных ревматизмом, в то время как согласно Уставу вышеназванный санаторий осуществлял лечение детей, не только больных ревматизмом, но и другими заболеваниями;

- с 07.06.2010г. по 06.02.2017г. в должности воспитателя в ОГОУ «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», в Курской школе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», поскольку названные учреждения не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781; указанный период не подтвержден сведениями персонифицированного учета как льготный.

Не согласившись с данным решением, Гримова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области и с учетом его уточнения просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей; обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды работы с 08.09.1989г. по 11.10.1989г. в должности воспитателя Областного детского ревматологического санатория, с 07.06.2010г. по 06.02.2017г. в должности воспитателя в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №26 VIII вида», в областном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», в областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», отпуск по беременности и родам с 28.02.1990г. по 15.06.1990г., отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16.06.1990г. по 21.10.1991г., отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 12.10.1989г. по 27.02.1990г., с 22.10.1991г. по 21.04.1993г., обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования обоснованы тем, что в периоды работы в должности воспитателя с 08.09.1989г. по 13.05.1993г. в Областном детском ревматологическом санатории, одним из видов деятельности которого является обучение детей до 9 класса, а также с 07.06.2010г. по 06.02.2017г. в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №26 VIII вида», в областном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», в областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», она осуществляла педагогическую деятельность; занимаемая ею должность и указанные учреждения предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области просит решение суда отменить, как незаконное, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что период работы с 08.09.1989г. по 11.10.1989г. в должности воспитателя Областного детского ревматологического санатория, как и предоставленные в период работы в данном санатории отпуск по беременности и родам с 28.02.1990г. по 15.06.1990г., отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 16.06.1990г. по 21.10.1991г., с 12.10.1989г. по 27.02.1990г., отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 22.10.1991г. по 21.04.1993г. не подлежат включению в специальный стаж, поскольку Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397), Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. № 463, указанное учреждение не предусмотрено; Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, поименованы детские санатории для больных ревматизмом, в то время как согласно Уставу вышеназванный санаторий осуществлял лечение детей, не только больных ревматизмом; судом неправомерно зачтен в специальный стаж период работы истца с 07.06.2010г. по 06.02.2017г. в должности воспитателя в ОГОУ «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», в Курской школе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», так как названные учреждения не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781; указанный период не подтвержден сведениями персонифицированного учета как льготный.

Поскольку истцом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав возражения на апелляционную жалобу истца Гримовой О.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу ст. 8 данного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного выше Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного Постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.

Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, в пункте 1 раздела «Наименование должностей» поименована должность воспитателя, в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в частности, центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, в п. 1.14 - учреждения здравоохранения - детские санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в учреждениях здравоохранения, указанных в пункте 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя (п. 7).

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (п. 4).

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 26).

При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты) (п. 27).

В соответствии с абз. 4 п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 375/24-11, во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке, Гримова О.В. с 08.09.1989г. была принята на должность воспитателя Областного детского ревматологического санатория; 13.05.1993г. освобождена от занимаемой должности по собственному желанию.

Из справки ОБУЗ «Областной детский санаторий» от ДД.ММ.ГГГГ (т-1 л.д. 29), свидетельств о рождении (т-1 л.д. 173-174), лицевого счета (т-1 л.д. 165) усматривается, что в связи с рождением сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., Гримовой О.В. с 12.10.1989г. по 27.02.1990г. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; в связи с рождением ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр., с 28.02.1990г. по 15.06.1990г. Гримовой О.В. был предоставлен отпуск по беременности и родам; с 16.06.1990г. по 21.10.1991г. - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 22.10.1991г. по 21.04.1993г. - отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет.

Из трудовой книжки и вкладыша к ней, а также из справки областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» от ДД.ММ.ГГГГ (т-1 л.д. 42-43) о преобразовании и переименовании образовательного учреждения следует, что 29.08.1994г. истец была назначена на должность воспитателя группы продленного дня спецшколы № 26, которая 1.11.1999г. переименована в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида - школу №26 г. Курска; 1.02.2001г. школа переименована в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №26»; 16.01.2003г. истец переведена на должность учителя; 8.09.2003г. переведена на должность воспитателя группы продленного дня; 25.01.2005г. должность «воспитатель группы продленного дня» переименована в должность «воспитатель» с 5.10.1995г.; 19.06.2009г. школа переименована в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №26 VIII вида», которое 7.06.2010г. преобразовано в областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»; с 9.08.2011г. - переименовано в областное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»; с 4.12.2015г. в областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени».

Согласно справке ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» от ДД.ММ.ГГГГ, с 1.09.2000г. по настоящее время тарификационная нагрузка Гримовой О.В. составляет 1 ставку (т-1 л.д. 35).

Разрешая спор, суд руководствовался Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, которым поименованы должность воспитателя, школы всех наименований, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также учреждения здравоохранения - детские санатории, в частности, для больных ревматизмом, и пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периодов работы в должности воспитателя с 08.09.1989г. по 11.10.1989г. в Областном детском ревматологическом санатории, а также с 07.06.2010г. по 06.02.2017г. в должности воспитателя областного государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», областного казенного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», так как истец осуществляла педагогическую деятельность в качестве воспитателя в предусмотренном списком детском санатории и в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья, которое неоднократно переименовывалось, однако изменение наименования учреждения не изменяло его функционального назначения и должностных обязанностей истца.

Учитывая, что отпуск по беременности и родам с 28.02.1990г. по 15.06.1990г., отпуска по уходу за ребенком (за первым и вторым) с 16.06.1990г. по 21.10.1991г., с 12.10.1989г. по 27.02.1990г., с 22.10.1991г. по 21.04.1993г. были предоставлены в период подлежащей включению в специальный стаж работы истца в должности воспитателя Областного детского ревматологического санатория, суд, руководствуясь п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, согласно которым в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, положениями ст. 167 КЗоТ РСФСР, действовавшими до 6.10.1992г., п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 23/24-11, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 375/24-11, предусматривающими, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях в том же порядке, как работа, в период которой предоставлен указанный отпуск, счел подлежащими удовлетворению исковые требования о включения в специальный стаж истца указанных периодов нахождения в отпуске по беременности и родам и отпусках по уходу за ребенком.

И поскольку с учетом зачтенных периодов специальный стаж истца составил более 25 лет, суд удовлетворил требование о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения за ней – с ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о включении спорных периодов работы в специальный стаж истца и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности считает правомерными, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что период работы с 08.09.1989г. по 11.10.1989г. в должности воспитателя Областного детского ревматологического санатория не подлежит включению в специальный стаж, поскольку Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397), Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. № 463, указанное учреждение не предусмотрено, а согласно Уставу в указанном санатории лечились дети, больные не только ревматизмом, основанием к отмене решения не являются.

Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, в пункте 1 раздела «Наименование должностей» поименована должность воспитателя, в п. 1.14 раздела «Наименование учреждений» в качестве учреждений здравоохранения предусмотрены детские санатории для больных ревматизмом, для лечения больных с последствиями полиомиелита.

Согласно п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в учреждениях здравоохранения, указанных в пункте 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, засчитывается в стаж работы в должности воспитателя.

Из материалов дела следует, что на основании приказа по Курскому областному отделу здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ был открыт детский ревматологический санаторий. В связи с реорганизацией полиомиелитного санатория, он был передан областному детскому ревматологическому санаторию в качестве отделения (т-1 л.д. 31).

Таким образом, в спорный период истец работала в качестве воспитателя в детском ревматологическом санатории, где проходили лечение как дети, больные ревматизмом, так и дети с последствиями полиомиелита, то есть в детском санатории, непосредственно поименованном в Списке от 29.10.2002г. №781, потому данный период обоснованно включен судом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В период работы в указанном санатории, подлежащей включению в специальный стаж, истцу предоставлялись отпуск по беременности и родам с 28.02.1990г. по 15.06.1990г., отпуска по уходу за двумя детьми до достижения ими возраста полутора лет с 16.06.1990г. по 21.10.1991г., с 12.10.1989г. по 27.02.1990г., отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 22.10.1991г. по 21.04.1993г., которые согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», также подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, потому доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что судом неправомерно зачтен в специальный стаж истца период работы с 07.06.2010г. по 06.02.2017г. в должности воспитателя в ОГОУ «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», в Курской школе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», так как названные учреждения не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, также нельзя признать состоятельными.

Согласно справке областного казенного образовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» о преобразовании и переименовании образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, записям, содержащимся в трудовой книжке Гримовой О.В., до 7.06.2010г. истец работала в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №26 VIII вида», которое 7.06.2010г. было преобразовано в областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», 9.08.2011г. переименовано в областное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», 4.12.2015г. переименовано в областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени».

Из Устава областного государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» следует, что областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» и областное государственное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов» реорганизованы в форме присоединения второго учреждения к первому с образованием на основе присоединяемого учреждения структурного подразделения, учреждение является правопреемником второго и первого учреждений (п.п. 1.3, 1.7); целью деятельности учреждения является обучение и воспитание детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество (п. 2.1.); учреждение реализует программы основного общего образования (I, II, IV, VII вид), специальные коррекционные образовательные программы (VIII вид) для обучения детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья, исходя из созданных классов с учетом психофизических особенностей детей (п. 3.2) (т-1 л.д. 237-247).

Согласно Уставу областного казенного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» и областное государственное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов» реорганизованы в форме присоединения второго учреждения к первому с образованием на основе присоединяемого учреждения структурного подразделения, учреждение является правопреемником второго и первого учреждений (п.п. 1.3, 1.5); целью деятельности учреждения является обучение и воспитание детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также создание комплекса условий, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и интеграцию в общество детей, нуждающихся в психолого-педагогической и социальной помощи (п. 2.1.); казенное учреждение реализует программы: начального общего образования; основного общего образования; среднего полного (общего) образования; специальных коррекционных образовательных учреждений I, II, III, IV, VII, VIII видов для обучения детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья; дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности по подготовке дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к обучению; образовательные программы дополнительного образования (п. 3.3) (т-1 л.д. 44-74).

Как усматривается из Устава областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», данное учреждение образовано в результате переименования областного казенного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» (п.1.1.); целями деятельности учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального, общего, основного общего образования, среднего общего образования и дополнительного образования, оказание психолого-педагогической, коррекционной, медицинской, социальной помощи, связанной с предоставлением образования (п. 2.2.); основными видами деятельности учреждения являются: реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования; реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; осуществление присмотра и ухода за детьми; организация питания обучающихся; коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся (п.2.3.) (т-1 л.д. 76-81).

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что переименование данного учреждения, относящегося к образовательным учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в спорный период на характер его деятельности не влияло, в связи с чем не может ограничивать гарантированное государством право на досрочное пенсионное обеспечение истца в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 сентября 2000г. засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Из материалов дела следует, что согласно справке областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» от ДД.ММ.ГГГГ, с 1.09.2000г. истцом была выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, в связи с чем правовых препятствий для включения в специальный стаж периода работы с 07.06.2010г. по 06.02.2017г. не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истца с 07.06.2010г. по 06.02.2017г. не подлежит включению в специальный стаж, поскольку льготный характер работы не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на законность постановленного судом первой инстанции решения не влияют, учитывая, что согласно Федеральному закону от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации лежит на страхователе (работодателе) (ст.8).

Как усматривается из выписки из лицевого (персонифицированного) счета истца (т.1 л.д. 125-138), Гримова О.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица с ДД.ММ.ГГГГ; страховые взносы в ПФ РФ за спорный период работы работодателем перечислялись.

Однако, ненадлежащее исполнение работодателем, как страхователем, своей обязанности по предоставлению соответствующих сведений о льготном характере работы истца в пенсионный орган, не может ограничивать ее право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007г. № 9-П.

Сроки назначения пенсии определены в ст.22 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», в соответствии с которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом периодов, засчитанных судом в рамках производства по данному делу, у истца имеется необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж, предусмотренный п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», в объеме более 25 лет, в связи с чем суд правомерно обязал ответчика назначить пенсию с момента обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ.

Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 10 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: