НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курского областного суда (Курская область) от 12.07.2022 № 2А-82-2022

Судья: Зуборев С.Н. Дело №33а-1809-2022 г.

№2а-82-2022 г.

УИД 46RS0028-01-2021-001089-98

КУрский областной СУД

А п е л л я ц и о н н о е о п р е д е л е н и е

г. Курск 12 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Ермакова М.И.,

судей: Шуваевой Е.И., Бабкиной О.С.,

при секретаре: Алфимовой О.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рус., Р., Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, поступившее по апелляционной жалобе Рус., Р., Д. на решение Щигровского районного суда Курской области от 28 марта 2022 г., которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований Рус., Р., Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав отказать».

Заслушав доклад судьи Курского областного суда Шуваевой Е.И., выслушав представителя Рус. по доверенности Петрова Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на нее представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по доверенности Барковой Л.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Рус., Р., Д. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области (далее – Управление Росреестра по Курской области) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, ссылаясь на то, что им на праве долевой собственности принадлежит , которая находится на земельном участке с кадастровым номером . На этом же земельном участке ими возведен объект капитального строительства вспомогательного использования (хозпостройка). Поскольку согласие на его возведение получено от предыдущего собственника , порядок пользования земельным участком определен мировым соглашением и возведенный объект не имеет признаков самостоятельного объекта, то отказ в совершении регистрационных действий в отношении этого объекта, является незаконным.

Решением Щигровского районного суда Курской области от 28 марта 2022 г., в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Рус., Р., Д. просят об отмене решения суда, как незаконного и принятии по административному делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В суд апелляционной инстанции не явились: административные истцы Рус., Р., Д., заинтересованные лица К., Кр. и их представитель Краснобаев Г.В., которые о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ находит возможным, рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия по административным делам Курского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.3 ст.62 и ч.8 ст.226 КАС РФ в ходе рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд при проверке законности этих решения, действия (бездействия) не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и проверяет законность соответствующих решения, действия (бездействия) в полном объеме.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административным истцам Рус., Р., Д. на праве общей долевой собственности (в размере 1/3 за каждым) принадлежит кадастровым номером , расположенная в многоквартирном .

Указанный многоквартирный дом состоит из двух квартир, собственниками кадастровым номером по адресу: , являются К. и Кр.

Многоквартирный дом расположен на земельном участке площадью 855 кв.м с кадастровым номером .

Административными истцами, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером , возведен объект недвижимости нежилого назначения: объект вспомогательного назначения, хозпостройка площадью 44,5 кв.м по адресу: .

Постановлением Администрации города Щигры Курской области от 23.03.2020 г. «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: изменен с «индивидуальное жилищное строительство» на «блокированная жилая застройка» (код 2.3).

23 августа 2021 г. Рус. обратилась в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении здания площадью 44,5 кв. м по адресу: .

8 сентября 2021 г. регистрационные действия по заявлению Рус. в части государственного кадастрового учета приостановлены на основании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав уведомление

Основанием к приостановлению регистрационных действий послужило то, что не представлено письменное согласие третьих лиц на образуемый объект недвижимости, если такое согласие является обязательным в соответствии с федеральным законом (п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости) и несоответствие декларации об объекте недвижимости по содержанию п.п.24,22 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и состава содержащихся в нем сведений (Приложение №4 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений»), поскольку в составе приложения Декларации отсутствуют копии правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на объект недвижимости (земельный участок на котором находится объект недвижимости); не заполнен раздел «8» так в случае заполнения декларации в отношении созданного объекта недвижимости «Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение объект незавершенного строительства)» заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельный участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка и предложено переоформить технический план (п.7 ч.1 ст. 26 указанно выше закона). Регистрационные действия приостановлены до 8 декабря 2021 г.

Уведомлением от 8 декабря 2021 г. в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Рус. отказано, поскольку причины послужившие основание к приостановлению регистрационных действий устранены не были.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с п.10 ч.8 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть приостановлено в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст.26 настоящего Федерального закона

Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд первой инстанции исходили из того, что оспариваемое решение соответствует требованием действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца.

С данным выводом суда первой инстанции следует согласиться.

В соответствии с пп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

С момента формирования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме согласно ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом.

Кроме того, пунктом 1 Приложения №4 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. №953 (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) установлены правила оформления Декларации об объекте недвижимости, а также определен состав содержащихся в ней сведений.

Согласно п.22 Приложения №4 если Декларация заполняется в отношении созданного объекта недвижимости, реквизиты «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» и «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка.

В состав приложения к Декларации включаются копии правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится объект недвижимости), а также копии документов, подтверждающих полномочия представителя правообладателя, п.24 Приложения № 4.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения административного ответчика об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, не имеется, так как оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Выводы суда в этой части основаны на правильном применении норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии со ст.84 КАС РФ, нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем, правомерно отказано в удовлетворении административного иска.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Рус., сводятся к доводам о наличии права на образованный объект недвижимости и наличии оснований для его кадастрового учета и государственной регистрации права, поскольку порядок владения и пользования земельным участком между собственниками жилых помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: утвержден определением и.о. мирового судьи судебного участка №2 судебного района г. Щигры и Щигровского района Курской области от 13.01.2015 г. основанием к отмене оспариваемого акта не являются, так как предметом судебной проверки, являются решение государственного органа на предмет его соответствия требованиям действующего законодательства.

В тоже время, судебная коллегия не может согласиться с судом первой инстанции в части отказа в удовлетворении исков Р. и Д. ввиду следующего.

23 августа 2021 г. Рус. обратилась в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении здания площадью 44,5 кв.м по адресу: просила осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости: здание, площадью 44,5 кв.м, по адресу: Назначение объекта недвижимости и вид разрешенного использования: нежилое.

По заявлению Рус. принято решение о приостановлении, а затем и об отказе осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности

Как указано в отзыве представителя Управления Росреестра по Курской области по доверенности Кулевой О.Е. с заявление о совершении регистрационных действий обращалась Рус.

Р. и Д. в Управление Росреестра по Курской области с аналогичными заявлениями не обращались.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, гарантируя каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность ( ч.1 ст. 4 КАС РФ), предусматривает, что в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение, и допускает возможность обращения с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч.1 ст. 218 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.225 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в части 6 статьи 39, части 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные ч.1 ст. 128 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ч.1 ст.128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Как следует из положений ст.ст.3 и 4 КАС РФ в их взаимосвязи с положениями ст.46 Конституции Российской Федерации одной из целей административного судопроизводства является восстановление нарушенных прав того или иного лица.

Обращаясь в суд, Р. и Д. оспаривают законность решения Управления Росреестра по Курской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, принятого по заявлению Рус.

Проанализировав содержание административного иска, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемым решением не нарушаются либо иным образом не затрагиваются права, свободы и законные интересы административных истцов Р. и Д., поскольку в Управление Росреестра по Курской области обращалась только Рус., которой отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: здание, площадью 44,5 кв.м, по адресу: , а Р. и Д. полномочиями по защите прав, свобод и законных интересов другого лица, не наделены.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Такие нарушения норм процессуального закона допущены судом первой инстанции

При приведенных обстоятельствах обжалуемое решение в части требований заявленных Р. и Д. подлежит отмене, с прекращением производства по административному делу в этой части.

Руководствуясь п.п.1,4 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Щигровского районного суда Курской области от 28 марта 2022 г. в части административного искового заявления Рус. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рус. - без удовлетворения.

Решение Щигровского районного суда Курской области от 28 марта 2022 года, в части административного искового заявления Р., Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав отменить.

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Р., Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, прекратить.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: