Судья: Бокадорова Е.А. Дело № 33а-1486-2021 г.
№2а-1186-2020 г.
46RS0029-01-2020-002056-38
КУрский областной СУДАПЕЛЛЯЦИоННОЕ определение
г. Курск 8 июня 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Ермакова М.И.,
судей: Шуваевой Е.И., Ягерь Е.А.,
при секретаре: Сибилевой Г.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Курску к Д. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, поступившее по апелляционной жалобе Д. на решение Кировского районного суда г. Курска от 09 декабря 2020 г., которым постановлено:
«Административный иск ИФНС России по г. Курску удовлетворить частично.
Взыскать с Д., проживающего по адресу: <адрес> пользу ИФНС России по г. Курску задолженность по пени по транспортному налогу в сумме 1223 руб. 09 коп.
Взыскать с Д., проживающего по адресу: <адрес> доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.»
Заслушав доклад судьи Курского областного суда Шуваевой Е.И., выслушав административного ответчика Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на нее представителя ИФНС России по г. Курску по доверенности Черняковой Ю.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ИФНС России по г. Курску обратилась в суд с административным исковым заявлением к Д. и просила взыскать транспортный налог за 2017 г. в размере 9450 руб., пени по нему в размере 1280, 17 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды истекшие до 01.01.2017 г. в размере 294,35 руб. В ходе рассмотрения дела, заявленные требования уточнены: административный истец просил взыскать пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды истекшие до 01.01.2017 г. в размере 294,35 руб. и пени по транспортному налогу в размере 1249 руб., 61 коп., а всего на общую сумму 1543,96 руб., ссылаясь на то, что исчисленные ввиду просрочки уплаты обязательных платежей пени, административным ответчиком уплачены не были.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Д. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, так как в решении суда отсутствуют сведения о размере обязательного платежа, на который исчислена пеня, дата исполнения обязанности по уплате транспортного налога и календарный период, за который исчислена пеня, что свидетельствует об отсутствии возможности проверить правильность расчета размера пени, поскольку судом не выполнена возложенная на него законом обязанность по проверке этого расчета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательный платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Положениями части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкции может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
На основании п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены и для уплаты страховых взносов.
До 01.01.2017 г. порядок уплаты и взыскания страховых взносов, в том числе, индивидуальными предпринимателями, определялся Федеральным законом №212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования».
С 01.01.2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговых полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен разделом 11 «Страховые взносы в Российской Федерации».
Указанным разделом определены категории плательщиков страховых взносов, к которым отнесены и индивидуальные предприниматели (п.1 ст.419 НК РФ); порядок исчисления страховых взносов, расчетный период и срок уплаты (п.2 ст.432 НК РФ); порядок и срок уплаты страховых взносов при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (п.5 ст. 432 НК РФ).
Сроки обращения в суд для взыскания обязательных платежей и санкций установлены ст.286 КАС РФ и ст.48 НК РФ.
В п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
До 27.12.2011 г. Д. имел статус индивидуального предпринимателя. Задолженность по страховым взносам на 01.01.2017 г. передана отделением Пенсионного фонда в Курске и Курском районе в ИФНС России по г. Курску.
Налоговым органом в адрес Д. направлено налоговое требование № по состоянию на 15.06.2017 г. об уплате в том числе, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г. в размере 294 руб. 35 коп., с установленным сроком их уплаты до 06.07.2017 г.
Кроме того, Д. направлялись налоговые уведомления с расчетом транспортного налога за 2014 год в размере 7560 руб. со сроком уплаты не позднее 01.10.2015 г., транспортного налога за 2015 год в размере 7560 руб. со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 г., транспортного налога за 2016 год в размере 7560 руб. со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 г., транспортного налога за 2017 год в размере 7560 руб. со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 г.
По состоянию на 05.02.2019 г., налоговым органом исчислена пеня и направлено требование № ввиду неуплаты перечисленных выше сумм транспортного налога в размере 1399 руб. 09 коп., за налоговые периоды (2014-2016 г.г.) и исчислена пени по данному виду налога за налоговый период 2017 г. в размере 95 руб.70 коп. с установлением срока их уплаты до 19.03.2019 г.
Д. направлены требования № по состоянию на 05.07.2019 г. об уплате пени по транспортному налогу в размере 245 руб. 30 коп в срок до 30.10.2019 г.; требование № по состоянию на 20.11.2019 г. об уплате пени по транспортному налогу в размере 195 руб. 40 коп в срок до уплаты до 24.12.2019 г.
Поскольку в установленные в требованиях сроки, Д. в добровольном порядке обязательные платежи и санкции не уплатил, на основании заявления ИФНС России по г. Курску, 09.06.2020 г. мировым судей судебного участка №4 судебного района Железнодорожного округа г. Курска выдан судебный приказ №2а-815/4-2020 г. о взыскании с Д. в пользу ИФНС России по г. Курску транспортного налога за 2017 г. в размере 9450 руб., пени по нему в размере 1280 руб. 17 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г. в размере 294 руб. 35 коп. и государственной пошлины.
Определением мирового судьи судебного участка №4 судебного района Железнодорожного округа г. Курска от 13.07.2020 г. судебный приказ № г. от 09.06.2020 г. отменен.
11 сентября 2020 г. налоговый орган обратился в Кировский районный суд г. Курска с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 9450 руб., пени по нему в размере 1280,17 руб. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды истекшие до 01.01.2017 г. в размере 294,35 руб., а всего на общую сумму 11 024,52 руб.
Д. в суд представлены квитанции об уплате 29.08.2020 г. 3450 руб., 29.09.2020 г. 3000.00руб., 28.10.2020 г. 3000.00 руб., 28.10.2020 г. 30.56 руб. (ПАО СБЕРБАНК Курское отделение 8596/48 операции №№) по индексу платежного документа № с назначением платежа – налоговый платеж сумма к оплате 9500,00 руб.).
Ввиду предоставленных квитанций об уплате транспортного налога за 2017 г., налоговый орган уточнил заявление требования и просил взыскать 294,35 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды истекшие до 01.01.2017 г.; пени по транспортному налогу в размере 1249 руб. 61 коп., а всего: 1543 руб. 96 коп.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, суд первой инстанции правильно исходил из того, что с учетом положений Налогового кодекса РФ и прекращения предпринимательской деятельности 27.12.2011 г., налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания обязательных платежей, что одновременно делает невозможным взыскание и штрафных санкций, что подробно мотивировано в решении суда первой инстанции.
Что же касается пени по транспортному налогу за налоговый период 2017 г. судебная коллегия, исходит из следующего.
Решением Кировского районного суда г. Курска от 07.11.2019 г. по делу № г. удовлетворен иск ИФНС России по г. Курску о взыскании транспортного налога за 2017 г. в размере 6000 руб. со сроком уплаты до 03.12.2018 г. и пени по нему в размере 26 руб. 52 коп. Исполнительный документ – исполнительный лист ФС № от 11.12.2019 г. направлен на принудительное исполнение и исполнен 21.07.2020 г.
Таким образом, у налогового органа имелись основания для начисления пени в связи с нарушением срока уплаты транспортного налога за 2017 г. до даты фактической уплаты недоимки, в связи с чем, требования в этой части подлежат удовлетворению.
Однако, пени за нарушение срока уплаты транспортного налога за 2017 г. исчислены из размера недоимки 7650 руб. в требовании № по состоянию на 05.02.2019 г. в размере 95,70 руб., в требовании № по состоянию на 05.07.2019 г. в размере 245,30 руб., в требовании № по состоянию на 20.11.2019 г. в размере 195,40 руб., в связи с чем, с размером пени согласиться нельзя и он подлежит перерасчету исходя из размера недоимку установленной решением Кировского районного суда г. Курска от 07.11.2019 г.
Таким образом, размер пени за период с 04.12.2018 г. по 19.11.2019 г. подлежит исчислению с учетом процентной ставки, включая индивидуальных предпринимателей, составляющей одну трехсотую действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в следующие календарные периоды с 04.12.2018 г. по 16.12.2018 г. (7,50:100:300х13х6000) 19,5 руб.; с 17.12.2018 г. по 04.02.2019 г. (7,75:100:300х49х6000) 75,95 руб.; с 05.02.2019 г. по 16.06.2019 г. (7,75:100:300х131х6000) 203,05 руб.; с 17.06.2019 г. по 04.07.2019 г. (7,50:100:300х18х6000) 27,00 руб.; с 05.07.2019 г. по 28.07.2019 г. (7,50:100:300х24х6000) 36,00 руб.; с 29.07.2019 г. по 08.09.2019 г (7,25:100:300х42х6000) 60,89 руб.; с 09.09.2019 г. по 27.10.2019 г. (7,00:100:300х49х6000) 68,59 руб.; с 28.10.2019 г. по 19.11.2019 г. (6,50:100:300х22х6000) 28,59 руб., за вычетом пени, взысканной по решению суда, что составит (19,5 руб.+75,95 руб. + 203,05 руб. + 27,00 руб. + 36,00 руб. + 60,89 руб.+68,59 руб.+28,59 руб.) -26,52 руб. = 421,70 руб., которые подлежат взысканию с административного ответчика. Что же касается остальной части административного иска о взыскании пени по транспортному налогу, то они удовлетворению не подлежат, так как с учетом уточненных в судебном заседании административных исковых требований, пени за иные налоговые периоды, к взысканию не заявлялись.
С учетом изложенного, решение Кировского районного суда г. Курска в части взыскания пени по транспортному налогу за 2017 г. подлежит изменению с определением к взысканию пени по транспортному налогу за 2017 г. в размере 421 руб. 70 коп., в связи с чем, апелляционная жалоба Д. подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Курска от 9 декабря 2020 года изменить в части взыскания пени по транспортному налогу, определив к взысканию пени в размере 421 руб. 70 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: