НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курского областного суда (Курская область) от 07.06.2018 № 33-1713/2018

Судья: Стрельцов А.Н. Дело № <данные изъяты>-<данные изъяты>-<данные изъяты> г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Журавлева А.В.,

судей: Чупрыной С.Н., Лобковой Е.А.,

при секретаре: Якушевой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 7 июня 2018 г. дело по иску Дементьевой В.В. к Администрации <данные изъяты> Курской области о признании права на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, и взыскании задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Борисова С.В. - представителя истицы Дементьевой В.В. по доверенности на решение Советского районного суда Курской области от 29 марта 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований Дементьевой В.В. отказано.

Заслушав доклад судьи Лобковой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Дементьева В.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к Администрации <данные изъяты> Курской области, уточнив который в ходе судебного разбирательства, просила с учетом требований ст. 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО) взыскать с Администрации <данные изъяты> района Курской области в ее пользу не начисленную и не выплаченную ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости за период с 01.12.2014 по 31.12.2017, в сумме 528 090 руб. 41 коп., а также судебные расходы, затраченные на услуги представителя в размере 27000 руб. 00 коп., расходы, затраченные при подаче иска на уплату госпошлины в размере 300 руб. 00 коп., расходы, затраченные на оформление доверенности представителю в размере 1200 руб. 00 коп.

В обоснование иска указала, что с 11.12.2002 по 19.10.2010 замещала выборную должность <данные изъяты> области и досрочно прекратила свои полномочия в связи с преобразованием <данные изъяты> сельсовета во вновь образованный <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> Курской области. 27.05.2007 - в период ее работы в качестве <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> области ей была назначена трудовая пенсия по старости.

Распоряжением Главы <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> области № <данные изъяты> от <данные изъяты> ей была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, которая в последующем неоднократно изменялась в сторону уменьшения после повышения размера базовой и страховой частей ее трудовой пенсии по старости.

Распоряжением Главы <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> области от <данные изъяты><данные изъяты>, выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости с <данные изъяты> истице была прекращена в связи с увеличением размера ее пенсии.

Поскольку Законом Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО были внесены изменения в Закон Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО, в том числе в статью 13.1., определяющую порядок расчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, <данные изъяты> она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте с <данные изъяты> размера ежемесячной доплаты, подлежащей выплате к ее страховой пенсии по старости, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости была установлена ей до вступления в силу Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО, определившего новый порядок исчисления указанной доплаты, и нормы ст. 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО в редакции вышеприведенного закона на нее не распространяются, с чем она не согласна, считает отказ незаконным, не соответствующим положениям статьи 13.1. Закона Курской области № 35-ЗКО (в редакции Закона от 19.04.2013), нарушающим ее права на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости как Главы муниципального образования, осуществлявшей полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, предусмотренные законодательством Курской области, Уставом муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <данные изъяты> области.

Представитель ответчика – Глава <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> области Атанов С.А. при рассмотрении дела судом первой инстанции в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований истицы, указав, что в период сложения ею полномочий Главы муниципального образования гарантии осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе были установлены пунктом 7 части 1 статьи 11 и статьей 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области». Решением Собрания депутатов Ледовского сельсовета от 21.01.2011 № 19 был утвержден Порядок назначения доплаты к трудовой пенсии Главе муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <данные изъяты> области, на основании которого по заявлению истицы распоряжением Главы <данные изъяты> сельсовета от <данные изъяты><данные изъяты> ей была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости за счет средств местного бюджета <данные изъяты> сельсовета, которая подлежит перерасчету только при повышении месячного денежного вознаграждения главы соответствующего муниципального образования и (или) изменению базовой и страховой частей страховой (трудовой) пенсии по старости. Таким образом, положения статьи 13.1. Закона Курской области № 35-ЗКО от 11.12.1998 (в редакции закона № 31-ЗКО от 19.04.2013), на которую ссылается истица в своих исковых требованиях, не применимы, так как ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости была определена ей до вступления в силу нового закона, что прямо предусмотрено частью 6 статьи 13.1. в редакции Закона № 31-ЗКО от 19.04.2013. Кроме того, доплата к страховой пенсии Главе муниципального образования является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, помимо страховой пенсии, назначаемой на общих основаниях. Право Дементьевой В.В. на получение страховой пенсии в установленном законом размере Администрацией <данные изъяты> сельсовета нарушено не было.

Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в иске.

В апелляционной жалобе Борисов С.В. - представитель истицы Дементьевой В.В. по доверенности просит решение суда отменить, как незаконное, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, приводя доводы, аналогичные содержащимся в иске.

Поскольку ответчиком решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе Борисова С.В. - представителя истицы Дементьевой В.В. по доверенности.

Заслушав объяснения истицы Дементьевой В.В. и ее представителя Борисова С.В., поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика - Главы <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> области Атанова С.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Борисова С.В. - представителя истицы Дементьевой В.В., возражения ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В п.п. 1, 2, 3 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).

Согласно ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 2 Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований в Курской области», переименованного Законом Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО, в соответствии с которым название изложено в новой редакции: «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», устанавливает, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 11 Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО в числе гарантий, предусмотренных для глав муниципальных образований, осуществляющих полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, предусматривает право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом (п.п. 2 п. 2).

Законом Курской области от 18.03.2008 № 4-ЗКО в Закон Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области» была введена статья 13.1. «Пенсионное обеспечение главы муниципального образования». В силу статьи 2 Закона Курской области от 18.03.2008 № 4-ЗКО этот закон вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2007 года.

Законом Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО в Закон Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО были внесены изменения: статья 13.1. изложена в новой редакции (с учетом последующих изменений, внесенных Законом Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО, Законом Курской области от 20.02.2017 N 8-ЗКО):

Статья 13.1. Условия обеспечения гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе.

1. Гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", могут быть обеспечены в соответствии с условиями, определенными настоящей статьей.

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

2. Право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

(часть 2 в ред. Закона Курской области от 20.02.2017 N 8-ЗКО)

3. В случае установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, ее размер исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) составляла при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года: (в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

1) для глав муниципальных районов, городских округов - не более 48 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

2) для глав городских поселений - не более 38 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

3) для глав сельских поселений с численностью:

свыше 3 тыс. человек - не более 33 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

от 500 до 3 тыс. человек - не более 28 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

до 500 человек - не более 23 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

За каждый полный год осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать:

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

1) для глав муниципальных районов, городских округов - 75 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

2) для глав городских поселений - 60 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

3) для глав сельских поселений с численностью:

свыше 3 тыс. человек - 40 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

от 500 до 3 тыс. человек - 35 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;

до 500 человек - 30 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

4. При исчислении размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), установление ее размера, включаются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы в Курской области, но не более пяти лет.

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

5. В случае, если главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, имеющему право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, назначены в соответствии с федеральным законодательством две пенсии, то при определении размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) учитывается сумма этих двух пенсий.

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

6. Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается главам муниципальных образований, осуществлявшим полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области или законодательством другого субъекта Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии или назначена пенсия за выслугу лет.

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

7. Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренная уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, в котором глава муниципального образования, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, обратился за установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), но не ранее чем со дня возникновения на нее права.

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

8. Выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной уставом муниципального образования, на условиях, определенных настоящей статьей, главам муниципальных образований, осуществлявшим полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе, приостанавливается при замещении ими государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, замещении должности федеральной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы со дня назначения (избрания) на одну из указанных должностей. После освобождения названных в настоящей части лиц от указанных должностей выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) возобновляется им на прежних условиях либо по их заявлению устанавливается вновь в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей.

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

9. Размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) пересчитывается при повышении вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

10. Установление, перерасчет размера, выплата и организация доставки ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) производятся соответствующим органом местного самоуправления, в котором указанный глава муниципального образования осуществлял полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе соответственно перед прекращением полномочий (в том числе досрочно), по месту его жительства в порядке, установленном муниципальным правовым актом.

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

11. Перечень документов, необходимых для установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), правила обращения за установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и перерасчета ее размера, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

12. Условия обеспечения гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, установленные настоящей статьей, распространяются при установлении такой доплаты главам тех муниципальных образований, которые получают дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности либо на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений, при формировании которых сложился недостаток доходов на финансовое обеспечение расходных обязательств.

(в ред. Закона Курской области от 09.09.2015 N 76-ЗКО)

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО в случае, если размер ранее назначенной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) превышает размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), исчисленный в соответствии с настоящим Законом, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) выплачивается в прежнем, более высоком размере.

Пункт 2 ст. 2 Закона Курской области от 20.02.2017 N 8-ЗКО предусматривает, что за главами муниципальных образований, приобретшими до 1 января 2017 года право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), главами муниципальных образований, имеющими на 1 января 2017 года продолжительность исполнения полномочий не менее трех лет и продолжающими исполнять указанные полномочия на 1 января 2017 года, сохраняется право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) без учета изменений, внесенных настоящим Законом.

По делу установлено, что истица Дементьева В.В. 11.12.2002 была избрана Главой муниципального образования «Среднерасховецкий сельсовет» Советского района Курской области, была вновь переизбрана на данную выборную должность 11.03.2007, и замещала её до 19.10.2010, когда в порядке пункта 12 части 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 её полномочия были досрочно прекращены в связи с преобразованием путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, муниципального образования «Среднерасховецкий сельсовет» Советского района Курской области и муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области в муниципальное образование «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области на основании подпункта «В» пункта 20 части 1 статьи 1 Закона Курской области от 26.04.2010 № 26-ЗКО «О преобразовании некоторых муниципальных образований и внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области».

С 27.05.2007 Дементьевой В.В., достигшей пенсионного возраста 55 лет в период исполнения обязанностей Главы муниципального образования «Среднерасховецкий сельсовет» Советского района Курской области, была назначена трудовая (в настоящее время страховая) пенсия по старости, что подтверждается копиями трудовой книжки истицы и пенсионного удостоверения на ее имя.

20.01.2011 Собранием депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области было принято решение № 19 «О порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования и другим выборным должностным лицам местного самоуправления», на основании которого по заявлению Дементьевой В.В., поданному в Администрацию Ледовского сельсовета 16.02.2011, распоряжением Главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области № 10 от 14.03.2011 ей, как лицу, замещавшему муниципальную должность Главы Среднерасховецкого сельсовета Советского района Курской области, в порядке статьи 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО (в редакции до 19.04.2013), была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, размер которой исчислен исходя из размера денежного вознаграждения Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области, срока осуществления истицей полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, размера базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, которая выплачивалась за счет средств бюджета Ледовского сельсовета, и в последующем неоднократно изменялась в связи с изменением размера базовой и страховой частей ее пенсии по старости.

26.07.2013 Решением Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области № 12 Устав муниципального образования дополнен статьей 31-1 «Гарантии для Главы Ледовского сельсовета Советского района, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе», пункт 7 части 1 которой закрепляет право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) на условиях и в порядке, определенных Законом Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе».

Решением Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области № 31 от 26.12.2013 утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) Главе муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, предусматривающий право Главы муниципального образования на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в порядке, предусмотренном статьей 3.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО).

Несмотря на указанные нормативные акты, распоряжением Главы <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> области от <данные изъяты><данные изъяты> выплата ранее назначенной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости Дементьевой В.В. с 01.02.2014 была прекращена в связи с увеличением размера пенсии по старости.

<данные изъяты> истица обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте ранее назначенной ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО с 01.12.2014, в чём ей Главой <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Курской области было отказано. Отказ мотивирован тем, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости Дементьевой В.В. была назначена ранее, до вступления в силу Закона Курской области № 31-ЗКО от 19.04.2013, в порядке, установленном ранее действовавшей редакцией статьи 13.1. Закона Курской области № 35-ЗКО от 11.12.1998, а Закон Курской области № 31-ЗКО от 19.04.2013 не содержит прямой нормы о необходимости перерасчета размера ранее назначенной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, правовое регулирование этого вопроса отсутствует.

Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в иске, исходил из того, что в силу п. 6 ст. 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 №35-ЗКО (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО) ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается главам муниципальных образований, осуществлявшим полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области или законодательством другого субъекта Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии или назначена пенсия за выслугу лет. Поскольку ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости была установлена истице 14.03.2011 по нормам действовавшей на тот момент статьи 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 №35-ЗКО (в редакции Закона Курской области от 18.03.2008 № 4-ЗКО), то есть до вступления в силу Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО, определившего новый порядок исчисления указанной доплаты, суд пришел к выводу о том, что нормы ст. 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО в редакции вышеприведённого Закона на нее не распространяются, потому счел, что правовых оснований для перерасчета истице доплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями ст. 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО в действующей редакции не имеется.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований согласиться не может, так как он основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

По делу установлено, что истица занимала выборную должность главы сельсовета в течение полных семи лет, прекратила свои полномочия главы сельсовета, будучи получателем трудовой (ныне страховой) пенсии по старости, и ей была назначена доплата к трудовой (ныне страховой) пенсии по старости как главе муниципального образования.

Таким образом, истице Дементьевой В.В. была назначена доплата к пенсии по Закону Курской области от 11.12.1998 №35-ЗКО; иных доплат к пенсии по законодательству Курской области, других субъектов или федеральному законодательству ей не назначалось.

Согласно письму председателя Курской областной Думы от 24.11.2017, главам муниципальных образований, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости которым назначена после 01.06.2007, до вступления в силу Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО «О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области «О статусе глав муниципальных образований в Курской области», должен быть произведен перерасчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО в редакции от 19.04.2013.

По смыслу части 2 статьи 2 Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО «О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области «О статусе глав муниципальных образований Курской области» в связи с установлением в ст. 13.1. Закона от 11.12.1998 № 35-ЗКО нового порядка исчисления доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), предусмотрен перерасчёт ранее назначенной ежемесячной доплаты к трудовой (ныне страховой) пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с новой редакцией статьи 13.1.

Иное толкование Закона противоречит его буквальному содержанию и смыслу, придаваемому ему законодателем.

И поскольку Закон Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО изменил порядок исчисления ежемесячной доплаты к пенсии, эти изменения влекут перерасчёт размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, подлежащей выплате истице Дементьевой В.В., отказ Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области в перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости нельзя признать правомерным.

В соответствии с частью 3 статьи 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 №35-ЗКО (в редакции от 19.04.2013) ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости рассчитывается с учётом денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.

В силу части 7 статьи 13.1. указанного Закона ежемесячная доплата на условиях, определённых настоящей статьёй, устанавливается с 1-го числа месяца, в котором последовало обращение за такой доплатой.

Учитывая, что Дементьева В.В. обратилась к ответчику с соответствующим заявлением <данные изъяты>, право на получение доплаты в указанном размере у нее возникло с 01.11.2017, потому исковые требования о производстве перерасчета доплаты и взыскания денежных средств за период с 01.12.2014 по 30.10.2017 нельзя признать обоснованными.

При таких обстоятельствах решение суда на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Дементьевой В.В. и возложении на ответчика обязанности произвести Дементьевой В.В. перерасчёт ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями статьи 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции «<данные изъяты> сельсовет<данные изъяты> области Закона Курской области от 19.042013 № 31-ЗКО), начиная с 01.11.2017.

В связи с отменой решения суда и принятием по делу нового решения, судебная коллегия считает необходимым разрешить вопрос о распределении судебных расходов.

Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд.

Перечень издержек, связанных с рассмотрением дела, установленный ст. 94 ГПК РФ, не является исчерпывающим и относит к издержкам, в том числе другие, признанные судом необходимые расходы.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 21.01.2016 г. "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, интересы истицы Дементьевой В.В. представлял адвокат Борисов С.В. на основании выданной Дементьевой В.В. доверенности. По делу проведены беседа 07.02.2018 и 3 судебных заседания по рассмотрению заявленных исковых требований (27.02.2018, 13.03.2018, 29.03.2018), в которых принимал участие представитель Борисов С.В. по доверенности.

В подтверждение судебных расходов суду представлены: квитанция об оплате госпошлины в размере 300 руб.; соглашение, составленное между истицей Дементьевой В.В. и адвокатом Борисовым С.В. об оказании юридических услуг № <данные изъяты> от <данные изъяты>; квитанция к приходному кассовому ордеру об оплате Дементьевой В.В. за оказание юридических услуг адвокату Борисову С.В. денежных средств в размере 17000 руб. по соглашению № <данные изъяты> от <данные изъяты>; акты выполненных работ адвокатом Борисовым С.В. с 05.11.2017 по 29.03.2017 на сумму 27000 руб.: за написание искового заявления, запросов, дачу адвокатом истице Дементьевой В.В. устных консультаций 05.11.2017, 07.11.2017; подготовку к судебным заседаниям; составление уточненного искового заявления; за представление интересов и участие в судебных заседаниях 13.03.2018, 29.03.2018, доверенность Дементьевой В.В. на представление ее интересов в суде Борисовым С.В., за удостоверение которой было оплачено 1200 руб.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении №382-О-О от 17.07.2007, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Принимая во внимание объем оказанной истице Дементьевой В.В. юридической помощи, характера спора по данному делу, а также, исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая баланс интересов сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что необходимо определить ко взысканию с ответчика в пользу истицы в возмещение судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, сумму в размере 10 000 руб.

Основания для удовлетворения требований истицы о взыскании расходов, связанных с оплатой нотариального удостоверения доверенности, отсутствуют. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Истцом не была доказана связь между понесенными издержками в виде оплаты нотариального тарифа на составление доверенности и делом, рассматриваемым в суде, поскольку доверенность представителю не была выдана на ведение конкретного дела или на участие в конкретном судебном заседании.

Согласно положениям ч.1 ст. 98, ч.1 ст. 88, ч.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> области в пользу истицы Дементьевой В.В. подлежат взысканию расходы, связанные с оплатой госпошлина, размер которой составляет 300 руб.

В связи с изложенным апелляционная жалоба Борисова С.В. - представителя истицы Дементьевой В.В. по доверенности подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда Курской области от 29 марта 2018 года отменить и принять по делу новое решение:

«Исковые требования Дементьевой В.В. к Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области удовлетворить частично.

Обязать Администрацию <данные изъяты> области произвести Дементьевой В.В. перерасчёт ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями статьи 13.1. Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013 № 31-ЗКО)» с 01.11.2017.

В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.

Взыскать с администрации <данные изъяты> области в пользу Дементьевой В.В. судебные расходы, понесенные на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, на оплату госпошлины в размере 300 рублей.»

Апелляционную жалобу Борисова С.В. - представителя истицы Дементьевой В.В. по доверенности удовлетворить частично.

Председательствующий:

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>