НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курского областного суда (Курская область) от 06.10.2020 № 2-851/5-2020

Судья: Василенко И.В. Дело № 33-2650-2020 г.

(суд первой инстанции дело

№2-851/5-2020, 46RS0030-

01-2019-012853-73)

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 6 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Чупрыной С.Н.,

судей: Леонтьевой И.В., Стародубова Ю.И.,

при секретаре: Крюковой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ Военный комиссариат Курской области о возложении обязанности возобновить выплату пенсии,

поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика ФКУ Военный комиссариат Курской области – Эймонтаса В.П. на решение Ленинского районного суда г.Курска от 23 июня 2020 года, которым постановлено:

«Иск ФИО1 к ФКУ Военный комиссариат Курской области о возложении обязанности возобновить выплату пенсии удовлетворить.

Обязать ФКУ Военный комиссариат Курской области возобновить выплату пенсии ФИО1 с 01 октября 2016 года».

Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н.,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 через своего представителя Мишина Н.С. обратился в суд с иском к ФКУ Военный комиссариат Курской области и с учетом его уточнения просил обязать ответчика возобновить выплату ему пенсии за выслугу лет с 01.10.2016г., мотивируя требования тем, что является военным пенсионером; с 31.12.2019г. ему была назначена пенсия, которая выплачивалась до 01.10.2016г. С 01.10.2016г. выплата пенсии прекращена в связи с тем, что он имеет вид на жительство в Беларуси. Однако вид на жительство он получил только в феврале 2019г., а зарегистрирован в г.Железногорске Курской области, где у него имеется квартира.

Считает, что выплату пенсии ему прекратили незаконно.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ Военный комиссариат Курской области просит решение суда отменить как незаконное, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, указывая, что порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, а в случае его выезда, выплата пенсии приостанавливается; ФИО1 на территории РФ с сентября 2016 не проживает, что истец не оспаривает, так как он работает и постоянно проживает со своей семьей в Республике Беларусь, где у него имеются вид на жительство и регистрация по месту проживания.

Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца ФИО1 который о времени и месте судебного заседания извещен судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Поскольку истцом и третьим лицом ФКУ «ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям» решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ФКУ Военный комиссариат Курской области – Эймонтаса В.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО1. – Мишина Н.С., возражавшего против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений истца, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей (п. «а» ч. 1 ст. 11)

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации (ч. 1 ст. 51).

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (ч. 3 ст. 51).

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи (ч. 1 ст. 56).

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч. 8 ст. 56).

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 11 ст. 56).

Пенсии, предусмотренные настоящим Законом, выплачиваются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации (ст. 64).

Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992г. предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера (ст. 7).

Из материалов дела следует, что ФИО1 гражданин Российской Федерации, проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и был уволен с военной службы в 1999 году. С 1999 года он является военным пенсионером; с 31.12.1999г. ему была назначена пенсия и выдано пенсионное удостоверение <данные изъяты> (л.д.11). При этом до июля 2014 года пенсия перечислялась истцу на сберегательную книжку <данные изъяты>. 14.10.2014г. ФИО1 обратился в Военный комиссариат г.Железногорска и Железногорского района Курской области с заявлением о продлении выплат пенсии по линии Министерства обороны РФ, указав, что имеет постоянную регистрацию и проживает по адресу: Курская область, г. Железногорск, <адрес> (л.д. 45). Впоследствии до 1 октября 2016 года пенсия перечислялась ему на карту <данные изъяты> (л.д. 6). При этом в Республике Беларусь ФИО1 получил вид на жительство с 14.02.2019г. до 12.02.2021г. (л.д.86).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что суду не представлено доказательств, подтверждающих факт выезда истца в Республику Беларусь на постоянное место жительство; каких-либо сведений о назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет на территории Республики Беларусь в период с 01.10.2016г. по настоящее время, материалы дела также не содержат.

Однако с выводом суда об удовлетворении иска судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Как усматривается из материалов дела, своего жилья в г.Железногорске Курской области ФИО1 не имеет, зарегистрирован в квартире, принадлежащей на праве собственности его брату Пузанову С.В.; жена истца проживает в Республике Беларусь; при проверке 17.11.2014г. комиссией ОСиПО отдела ВК Курской области по г.Железногорску и Железногорскому району установлено, что ФИО1 по адресу: Курская область, г.Железногорск, <адрес> не находился, его брат сообщил, что он уехал по семейным вопросам в Республику Беларусь (л.д.51).

При неоднократных проверках в январе, феврале, марте 2015г., 19.09.2016г. по месту прописки истец отсутствовал; соседи сообщили, что в квартире никто не проживает; на направленные по почте приглашения в отдел военкомата не прибывал с 06.08.2015г. (л.д.54,57).

Ввиду отсутствия пенсионера по месту регистрации, пенсия за выслугу лет с 01.10.2016г. ему была приостановлена.

19.12.2016г. был проведен очередной рейд по адресу прописки ФИО1 соседи сообщили о том, что в квартире никто не проживает (л.д. 60).

В связи с истечением шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии, ее выплата была прекращена с момента приостановления (л.д. 61).

При проверке нахождения по месту прописки ФИО1 31.01.2020г. мать истца – Пузанова М.С. и его брат Пузанов С.В. пояснили, что он живет с семьей в Республике Беларусь, там и работает, приезжает в г.Железногорск редко (л.д.64).

В Республике Беларусь ФИО1 получил вид на жительство с 14.02.2019г. до 12.02.2021г.; зарегистрирован по месту жительства в Гомельской области, <адрес>. (л.д.86).

В статье 1 Соглашения государств-участников СНГ от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», участниками которого в том числе являются Беларусь и Россия, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников данного Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства (ч.1 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992г.).

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников СНГ регулируется специальным Соглашением (ст. 2 Соглашения от 13.03.1992г.).

Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992г.

Статьей 1 Соглашения от 15.05.1992г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно статье 7 Соглашения от 13.03.1992г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

В силу названных положений Соглашений от 13.03.1992г. и от 15.05.1992г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных Соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств-участников указанных соглашений влечет прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019г.).

Поскольку пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества независимых государств, к категории которых относится ФИО1 осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств-участников СНГ, на территории которых проживают указанные военнослужащие, и выплата пенсии производится по месту жительства пенсионера, а постоянное проживание ФИО1 на территории Российской Федерации не установлено, то действия ФКУ Военный комиссариат Курской области по приостановлению выплаты ФИО1 пенсии за выслугу лет в связи с необходимостью установления его места жительства, а затем и по прекращению ее выплаты в связи с проживанием истца на территории Республики Беларусь, являются правомерными.

Так как пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется МО РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленного для органов социальной защиты населения, в силу п.68 Правил выплаты пенсий, утвержденных приказом Минтруда РФ от 17.11.2014г. №885н, приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, производится при поступлении в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства (ст. 68). Выплата пенсии прекращается в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» (п.77), то есть по истечении шести месяцев с момента приостановления.

При этом прекращение выплаты пенсии на территории Российской Федерации не лишает истца права на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации при условии постоянного проживания в Российской Федерации, так как выплата ему пенсии в силу приведенных выше нормативных положений возобновляется (восстанавливается) в случае предоставления им в пенсионный орган заявления и документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для ее прекращения.

Принимая во внимание, что истец ФИО1 постоянно на территории Российской Федерации с октября 2016 года не проживает, что достоверно установлено при разрешении спора; в ходе его опроса в суде первой инстанции подтвердил, что местом своего жительства является Республика Беларусь, г. Гомель, где он работает начальником отдела Гомельского БТИ (л.д. 30), имеет вид на жительство в Республике Беларусь (л.д. 86), судебная коллегия считает, что правовые основания для удовлетворения иска у суда первой инстанции отсутствовали, потому на основании п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба представителя ответчика - удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329, п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 23 июня 2020 года отменить и принять по делу новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ФКУ Военный комиссариат Курской области о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет с 1 октября 2016 года.

Председательствующий: (подпись).

Судьи: (подписи).

<данные изъяты>

<данные изъяты>