НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курского областного суда (Курская область) от 05.04.2022 № 33А-993/2022

Судья Аверинова А.Д. Дело № 33а-993/2022

УИД 46RS0030-01-2021-008694-69

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 05 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей Ягерь Е.А., Шуваевой Е.И.,

при секретаре ФИО12

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об оспаривании бездействия, поступившее по апелляционной жалобе администрации <адрес> на решение Ленинского районного суда г. Курска от 20 декабря 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Ермакова М.И., выслушав объяснения представителя администрации <адрес> по доверенности ФИО13 поддержавшего доводы жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курской <адрес>ФИО14 представителя заинтересованного лица ГУ МЧС по Курской области по доверенности ФИО15 возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором (с учетом уточнений) просил признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки.

Свои требования истец мотивирует тем, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства в части несанкционированного размещения отходов на территории <адрес> в районе <адрес> размещена несанкционированная свалка на земельных участках, которые относятся к категории земель <адрес>, право собственности не разграничено, в связи с чем, только у органа местного самоуправления имеются полномочия по ликвидации свалок на территории земель, относящихся к категории земель, отнесенных к категории земель населенного пункта <адрес>.

Судом постановлено решение об удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционной жалобе администрация <адрес> выражает несогласие с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, поскольку считает, что полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность, на которые не разграничена, наделен субъект – <адрес>, полномочия по распоряжению спорным участком администрации <адрес> не передавались. Распоряжение земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено в силу норм действующего законодательства не относится к вопросам местного значения муниципального образования.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц АО «<данные изъяты>», Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, комитета природных ресурсов Курской области, комитета по управлению имуществом Курской области, ООО «<данные изъяты>», заинтересованные лица генеральный директор ООО «<данные изъяты>», ФИО16 которые о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен по правилам ст. 96 КАС РФ, в связи с чем, в соответствии со ст.150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> на основании поручения прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части несанкционированного размещения отходов на территории <адрес> в районе <адрес> результатам проверки было установлено, что в районе <адрес> располагается два земельных участка с кадастровыми номерами и на которых размещена несанкционированная свалка в виде бытовых отходов.

Земельный участок с кадастровым номером площадью кв. м расположен <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов с видом разрешенного использования- для строительства завода строительных материалов, право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано.

Решением комитета по управлению имуществом Курской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью кв.м, из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г <адрес>, в границах производственной зоны П-2, образованного из земельного участка с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером в ходе которого было установлено, что на открытом грунте указанных земельных участков размещена несанкционированная свалка в виде бытовых отходов, в том числе отходов производства в виде пластиковой тары, насыпи щебня, известковой массы, картонных упаковок, резанной бумаги, поролона, строительного мусора, отходов обслуживания транспортных средств в виде резиновых покрышек, остатков обшивки транспортных средств, сгоревших резино-технических изделий и т.д. Мусор находился в виде отдельных насыпей, размещенных на расстоянии около мм и более метров друг от друга.

Между комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области и АО «<данные изъяты>» подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области по <адрес>, в соответствии с которым АО «<данные изъяты>» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО.

Согласно протоколу испытаний (измерений) № от ДД.ММ.ГГГГ проба (пробная площадка ( кв. м глубина см) на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, вблизи <адрес> отходы соответствует классу опасности для окружающей среды, по морфологическому составу: грунт , лом бетона при строительстве производственных зданий и сооружений , отходы прочих теплоизолирующих материалов на основе минерального волокна незагрязненные отходы поливинилхлорида в виде изделий или лома незагрязненные , отходы пенопласта на основе полистирола незагрязненные

Из акта обследования места несанкционированного размещения отходов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что компонентный состав отходов: строительные отходы-, древесно-растительные отходы- ТКО-, отдельно расположенных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов объемом более куб. м не обнаружено.

До ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером находился в аренде ЗАО «<данные изъяты>».

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО17 на земельном участке с кадастровым номером имеется мусор, площадь земельного участка, занятая мусором составляет кв. м.

Из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ на территории земельного участка с кадастровым номером расположены крупные земляные навалы с содержанием отдельных элементов отходов, в том числе: несанкционированные отходы: строительные отходы, твердые коммунальные отходы (хозяйственно-бытовых из жилых и общественных зданий, уличного мусора, полиэтиленовых мешков, старой мебели, тары и упаковки), в том числе отходы из древесных веток, деревянных досок, крупных стволов деревьев), насыпи щебня, известковой массы, отходов обслуживания транспортных средств в виде резиновых покрышек, сгоревшей резино-технических изделий и т.д.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, поскольку

собственник отходов, расположенных на спорной свалке не установлен, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного на территории муниципального образования город Курск, за участки, расположенные на территории муниципального образования отвечает орган местного самоуправления такого образования, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания.

Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом положений части 6 статьи 289 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62 и 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.

Вопросы предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления муниципального района регламентированы пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ч.5 ст.12 «Требования к объектам размещения отходов» Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу положений вышеуказанных норм, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нормами действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

Согласно п. п. 12 и 25 ст. 13 Устава г. Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 № 332-3-РС, к вопросам местного значения города Курска относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах г. Курска; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.1 ст. 45 Устава города Курска администрация города Курска - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Курска, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Курска федеральными законами и законами Курской области.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, пунктом 16 которых предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 17 Правил, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

По делу установлено, что отходы, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103186:1 не являются твердыми коммунальными отходами, места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает куб. метр не обнаружено, а поэтому обязанность по уборке данных отходов, собственником которых в силу закона признается администрация <адрес>, не может быть возложена на регионального оператора по уборе твердых коммунальных отходов - АО «<данные изъяты>».

Согласно пункту 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Вступившими в силу судебными актами (решениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ установлена вина администрации <адрес> в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите и охране почв, иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в результате обнаружения несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером

Данные обстоятельства носят преюдициальный характер в настоящем административном деле.

Действующим законодательством Российской Федерации определены полномочия по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе вопросов участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, основанием к отмене решения суда быть не могут, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна.

Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Курска от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <адрес> - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи