НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курского областного суда (Курская область) от 03.07.2014 № 33-1640-2014Г

Судья: Конорева Л.С. Дело № 33-1640-2014 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 3 июля 2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,

судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,

при секретаре: Кошелевой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ковтунова Г.П к Областному казённому учреждению «Центр социальных выплат», Комитету социального обеспечения Курской области о возложении обязанности по предоставлению субсидии по оплате коммунальных услуг,

поступившее по апелляционной жалобе истца Ковтунова Г.П. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 17 марта 2014 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ковтунов Г.П. обратился в суд с иском к ОКУ «Центр социальных выплат» (далее ОКУ «ЦСВ»), Комитету социального обеспечения Курской области, в котором просил обязать ОКУ «Центр социальных выплат» предоставить ему компенсацию расходов на коммунальную услугу «отопление» с учётом областной социальной нормы площади 21 кв.м и произвести перерасчёт компенсации за период с 01.01.2010г. по настоящее время исходя из социальной нормы площади 21 кв.м, мотивируя тем, что он является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» и Законом Курской области от 01.12.2004г. № 58-ЗКО «О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждённых орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда»; проживает с семьёй, состоящей из 2-х человек. В октябре 2013 года он обратился в ОКУ «ЦСВ» с заявлением о разъяснении по каким основаниям на семью из 2-х человек он получает компенсационные выплаты не из 21 кв.м на человека, а из 18 кв.м. 24.10.2013г. ОКУ «ЦСВ» ему был дан ответ со ссылкой на Постановление Администрации Курской области от 08.02.2006г. №8 «Об областном стандарте нормативной площади жилого помещения и социальной норме площади жилья», согласно которому меры социальной поддержки по оплате центрального теплоснабжения предоставляются по 18 кв.м на каждого члена семьи, с чем он не согласен. Ранее он получал компенсацию, исходя из нормы в 21 кв.м на человека, установленной Постановлением Правительства РФ от 26.05.1997г. № 621 и Программой реформирования ЖКХ, утверждённой Губернатором Курской области 13.08.1997г., установление нормы в размере 18 кв.м на человека противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ и ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…», предусматривающей, что при определении мер социальной поддержки на уровне субъекта РФ должно быть соблюдено условие о том, что при изменении после 31.12.2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Суд постановил вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе истец Ковтунов Г.П. просит решение суда отменить, как незаконное, его требования удовлетворить.

Поскольку ответчиками решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Ковтунова Г.П., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика ОКУ «Центр социальных выплат» - Белякина А.В., обсудив апелляционную жалобу и возражения ОКУ «ЦСВ», судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Судом первой инстанции установлено, что истец является ветераном Великой Отечественной войны и вместе с супругой проживает по адресу: <адрес>.

Как ветеран Великой Отечественной войны, он имеет право на льготы, установленные ст.20 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждено удостоверением установленного образца, кроме того, как «Ветеран труда» пользуется мерами социальной поддержки по оплате центрального теплоснабжения по 18 кв.м на каждого члена семьи, то есть на одно домовладение 36 кв.м, что следует из ответа ОКУ «Центр социальных выплат» в адрес истца от 24.10.2013г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 14.12.2005г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Постановление Администрации Курской области от 08.02.2006г. №8, Правила, утверждённые Постановлением Правительства Курской области от 24.04.2009г. №58, исходил из того, что региональный стандарт площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан установлен в размере 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи для семей различной численности, что соответствует федеральному стандарту социальной нормы площади жилья. Поскольку истцу предоставлены ОКУ «ЦСВ» меры социальной поддержки по оплате центрального теплоснабжения из расчёта 18 кв.м площади на каждого члена семьи, нарушений прав истца суд не усмотрел.

Судебная коллегия данный вывод суда первой инстанции находит правильным.

Довод апелляционной жалобы истца со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 26.05.1997г. №621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг», согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на семью из двух человек составлял 42 кв.м, на Программу реформирования ЖКХ Курской области на 1997-2003гг., утвержденную постановлением Губернатора Курской области от 13.08.1997г. №907, предусматривавшую такой же стандарт нормы площади жилья, а также на ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…», в соответствии с которой при определении мер социальной поддержки ветеранов на уровне субъектов Российской Федерации должно быть соблюдено условие о том, что при изменении после 31.12.2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления – ухудшены, в связи с чем, по мнению истца, выплата субсидии с 01.01.2010г. из расчёта 18 кв.м на одного человека свидетельствует об ухудшении его положения, судебная коллегия находит несостоятельным.

Указанное выше Постановление Правительства РФ от 26.05.1997г. №621 утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29.08.2005г. №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», установившего федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади на 1 гражданина; Программа реформирования ЖКХ Курской области была рассчитана на 1997-2003гг.

Согласно ст. 20 и ст. 22 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ) меры социальной поддержки указанной в них категории лиц (труженики тыла и ветераны труда) определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время предоставление мер социальной поддержки основано на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации.

В целях реализации предоставленных федеральным законодательством полномочий, в Курской области принят Закон Курской области от 01.12.2004 г. №58-ЗКО «О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда».

Такая мера социальной поддержки как предоставление компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрена для «Ветеранов труда».

Постановлением Администрации Курской области от 08.02.2006г. №8 «Об областном стандарте нормативной площади жилого помещения и социальной норме площади жилья» установлен областной стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи для семей различной численности и 33 кв.м – для одиноко проживающего гражданина.

На основании Постановления Администрации Курской области от 14.03.2005г. №14 с 01.01.2010г. меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются в денежной форме.

Поскольку региональный законодатель, определяя областной стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи для семей различной численности, действовал в пределах предоставленных ему полномочий, не отменил и не умалил установленное Законом Курской области от 01.12.2004г. № 58-ЗКО право истца, как ветерана труда, на компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате отопления, суд первой инстанции правомерно отказал Ковтунову Г.П. в удовлетворении его исковых требований о возложении на ОКУ «ЦСВ» обязанности предоставить ему данную компенсационную выплату из расчёта социальной нормы площади 21 кв.м на человека и произвести перерасчёт с 01.01.2010г., как не основанных на законе.

Ссылка в жалобе на ухудшение положения истца в связи с расчетом компенсации исходя из 18 кв.м на человека, а не из 21 кв.м, несостоятельна, учитывая, что федеральным законодательством не установлены в отношении субъектов нормы, касающиеся необходимости предоставления конкретных видов льгот, и размеры денежных компенсаций льготным категориям граждан, при этом ранее действовавшее законодательство, устанавливавшее стандарт социальной нормы площади жилья, равный 21 кв.м на человека, утратило силу; Постановление Администрации Курской области от 08.02.2006г. №8, установившее областной стандарт нормативной площади жилого помещения в размере 18 кв.м на одного члена семьи для семей различной численности, согласуется с федеральным законодательством, недействующим не признано.

Содержащееся в ч.2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ положение о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены, о нарушении прав истца со стороны ответчика ОКУ «ЦСВ» также не свидетельствует, принимая во внимание, что доказательств выплаты истцу денежной компенсации за отопление в размере, ниже установленного законодательством субъекта, меньше ранее получаемой им суммы компенсации, материалы дела не содержат.

На основании изложенного, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Промышленного районного суда г. Курска от 17 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ковтунова Г.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: