НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курского областного суда (Курская область) от 02.02.2021 № 2А-5049/2027

Судья Токмакова Е.В. Дело № 33а-303/2021г.

2а-5049/27-2020

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Шуваевой Е.И.,

судей – Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,

при секретаре Алфимовой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 2 февраля 2021 года административное дело по административному иску Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области к административному ответчику Государственной инспекции труда в Курской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений в части введения должности специалиста по охране труда от 23.07.2020 года, поступившее с апелляционными жалобами заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Курской области Сорокиной И.В. и заинтересованного лица Чаплыгина П.Ю. на решение Ленинского районного суда г.Курска от 1 октября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., выслушав заинтересованное лицо Чаплыгина П.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционные жалобы представителя административного истца Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области по доверенности – Артюх С.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области (далее - Курскстат) обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования несогласием с предписанием Государственной инспекции труда в Курской области об устранении выявленных нарушений от 23.07.2020 года № 46/7-1054-20-ОБ/12-2217-И/51, вынесенным по результатам проведенной внеплановой документарной проверки по заявлению Чаплыгина П.Ю. по вопросам отсутствия должности «специалист по охране труда», незаконного совмещения должностей специалиста по охране труда и специалиста 1 разряда административного отдела Курскстата, а также отмены приказа от 09.06.2018 года №57 «О назначении ответственного за охрану труда и технику безопасности».

Согласно указанному предписанию во исполнение требований ст.217 ТК РФ при численности работников более 50 человек необходимо ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой об­ласти, срок выполнения предписания 07.08.2020 года.

Считая, что нарушений ст.217 ТК РФ не допущено, административный истец просил признать указанное предписание незаконным.

Суд требование удовлетворил.

В апелляционных жалобах заместитель начальника отдела Государственной инспекции труда в Курской области Сорокина И.В. и заинтересованное лицо Чаплыгин П.Ю. просят решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела.

В возражениях на апелляционные жалобы руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области Шабанова Л.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконным оспариваемого решения, действия или бездействия государственного, муниципального органа или должностного лица необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В данном случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности административных исковых требований Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области.

Как следует из материалов дела, 23 июля 2020 года Государственной инспекцией труда в Курской области в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Курской об­ласти (Курскстат) проведена внеплановая доку­ментарная проверка по заявлению бывшего сотрудника Чаплыгина П.Ю. (уволен сдолжности 15 июня 2020 года) по вопросам отсутствия должности «специалист по охране труда», незаконного совмещения должностей специалиста по охране труда и специалиста 1 разряда административного отдела Курскстата, а также отмены приказа от 09.06.2018 года №57 «О назначении ответственного за охрану труда и технику безопасности», по результатам которой были выявлены нарушения ст.217 ТК РФ, изложенные в акте проверки от 23.07.2020 №46/7-1054-20-ОБ/12-2216-И/51 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 23.07.2020 № 46/7-1054-20-ОБ/12-2217-И/51: во исполнение требований ст.217 ТК РФ при численности работников более 50 человек ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой об­ласти. Срок выполнения предписания установлен - 07.08.2020 года.

Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспарваемого предписания, поскольку при его вынесении не было учтено наличие в Курскстате сотрудника, в чьи должностные и функциональные обязанности включены работы за соблюдением требований охраны труда и контроль за их выполнением в соответствии со ст.217 ТК РФ, что свидетельствует о выполнении в соответствии с требованиями закона мероприятий по охране труда и технике безопасности в Курскстате.

Данный вывод основан на фактических обстоятельствах дела и правильном применении закона.

В соответствии со ст.57 ТК РФ наименование в тру­довых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных спра­вочниках, либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенса­ций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специаль­ностям). Определение вредных и опасных производственных факторов и установление класса усло­вий труда для каждого рабочего места возможно только на основании результатов СОУТ.

Согласно ч.7 ст.11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Из анализа приведенных норм трудового законодательства следует, что обязанность по созданию службы охраны труда возникает у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, которым Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области не является в силу своего публично-правового статуса органа государственной власти и специфики осуществляемой деятельности, не направленной на создание материальных ценностей.

Так, в силу п.1 Положения о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Курской области, утвержденного приказом Росстата от 20.04.2018 N 234, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области является территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, действующим на территории субъекта Российской Федерации (Курской области), осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в субъекте Российской Федерации и предоставления ее Федеральной службе государственной статистики, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам.

В целях оптимизации структуры территориальных органов и совершенствования организа­ционно - штатной работы в территориальных органах Федеральной службы государственной ста­тистики, Росстатом утверждены Методические рекомендации по организационно-штатной работе в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики.

Согласно п.11.6 Положения о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Курской области, утвержденного приказом Росстата от 20.04.2018 года №234, руководитель решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в территориальном органе.

Организация работы по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите и созданию условий безопасности работы в Курскстате по решению руководителя возложены на административный отдел в соответствии с п.4.11 Положения об административном отделе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области, утвержденного приказом Курскстата от 14.11.2017 года №93.

На основании Положения об административном отделе в должностные обязанности одного из сотрудников включены обязанности по организации работы по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите и создании условий безопасной работы в Курскстате.

Эти обязанности прописаны в должностном регламенте специалиста 1 разряда административного отдела, утвержденного руководителем Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Курской области 26.12.2017 года №48/363-ВД, который является основным документом, регулирующим профессиональную служебную деятельность государственного гражданского служащего.

Исходя из содержания должностных и функциональных обязанностей, прописанных в долж­ностном регламенте специалиста 1 разряда административного отдела, указанный специалист яв­ляется специалистом по охране труда в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Курской области, отвечающим за соблюдение требований охраны труда и осуществляющим контроль за их выполнением.

Таким образом, на основании Положения об отделе в должностные обязанности одного из сотрудников включены обязанности по организации работы по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите и созданию условий безопасной работы в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Курской области и эти обязанности прописаны в должностном регламенте специалиста 1 разряда административного отдела, утвержденного руководителем Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области 26.12.2017 №48/363-ВД. Должностной регламент является основным документом, регулирующим профессиональную служебную деятельность государственного гражданского служащего.

Согласно карте №6 специальной оценки условий труда специалиста 1 разряда административного отдела, выполняющего функции специалиста по охране труда от 20.05.2016 года рабо­чее место соответствует 2-му классу условий труда. Данный класс условий труда не предполагает гарантий и компенсаций.

В Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Курской области должности государственных гражданских служащих имеют наименования должностей федеральной государственной гражданской службы, включенных в Реестр должно­стей федеральной государственной гражданской службы, утвержденных Указом Президента РФ от 31.12.2005 года №1574 (ред. от 26.06.2020) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

Согласно п.3 данного Указа наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр.

В силу пп. 1, 5 п. 3.3.2 раздела 3 Должностного регламента специалиста 1-го разряда административного отдела Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области, утвержденного руководителем Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области 26.12.2017 года, с которым Чаплыгин П.Ю. был ознакомлен под роспись 16.04.2018 года, специалист 1-го разряда административного отдела выполняет указания и поручения начальника отдела по вопросам, входящим в его компетенцию; обеспечивает разработку мероприятий и их выполнение по противопожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Учитывая приведенные нормы действующего законодательства и установленные судом фактические обстоятельства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Ленинского районного суда г.Курска от 1 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Курской области Сорокиной И.В. и заинтересованного лица Чаплыгина П.Ю. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи