Судья Каракаш Е.М. Дело № 2-1075/2019
№ 33-3140/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Артамоновой С.Я., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Булгаковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 29 октября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) на решение Шадринского районного суда Курганской области от 9 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты.
В обоснование требований с учетом их изменения указала, что решением ответчика № от 26 июня 2019 года ей было отказано во включении в сельскохозяйственный стаж работы, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, следующих периодов работы: с 10 марта 1981 года по 17 августа 1981 года – в Макушинском ССПТУ-11, с 14 сентября 1981 года по 1 октября 1983 года – в Шадринском РТП. Основным видом деятельности указанных организаций не является сельское хозяйство. Также отказано во включении в сельскохозяйственный стаж работы периода работы с 1 января 1992 года по 29 июня 1999 года – в должности бухгалтера в Шадринском плодосовхозе, с 30 июня 1999 года по 31 марта 2015 года - в должности бухгалтера в ЗАО «Ключевское» в связи с отсутствием необходимого стажа работы в сельском хозяйстве 30 лет, поскольку должности, в которых она работала, не относятся к Списку должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.
Просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) № от 26 июня 2019 года; возложить на ответчика обязанность включить в сельскохозяйственный стаж работы, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве периоды, работы с 1 января 1992 года по 29 июня 1999 года – в должности бухгалтера в Шадринском плодосовхозе, с 30 июня 1999 года по 31 марта 2015 года - в должности бухгалтера в ЗАО «Ключевское»; возложить на УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) обязанность установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с даты обращения с соответствующим обращением.
В судебном заседании истец ФИО1 и её представитель ФИО2, действующая на основании ордера, исковые требования поддержали в части спорных периодов с 1 января 1992 года по 29 июня 1999 года – в должности бухгалтера в Шадринском плодосовхозе, с 30 июня 1999 года по 31 марта 2015 года - в должности бухгалтера в ЗАО «Ключевское».
Представитель ответчика УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных исковых требований.
Судом вынесено решение, которым постановлено: «Исковые требования ФИО1 удовлетворить. Решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) № от 26.06.2019 об отказе ФИО1 в зачете периодов работы в сельский стаж отменить в части. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) зачесть ФИО1 в сельский стаж, дающий право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, периоды работы с 01.01.1992 г. по 29.06.1999 г. в Шадринском плодосовхозе в должности бухгалтер, с 30.06.1999 г. по 31.03.2015 г. в ЗАО «Ключевское» в должности бухгалтер. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) установить ФИО1 повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.01.2019 года».
В апелляционной жалобе ответчик УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) просит решение суда отменить и принять новое решение по делу, которым отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.
В обоснование жалобы апеллянт вновь ссылается на то, что должность «бухгалтер», которую занимала истец, не поименована в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440. Указывает, что ссылка истца на то, что её должность относится к «рабочим всех наименований», предусмотренных указанным Списком, не может быть принята во внимание, поскольку рабочие всех наименований, занятые растениеводством, рабочие всех наименований, занятые животноводством, рабочие всех наименований, занятые рыболовством, поименованные в Списке, не являются тождественными по отношению к бухгалтеру, суждения истца об обратном являются ошибочными.
В возражениях на апелляционную жалобу истцом ФИО1 и её представителем ФИО2 выражено согласие с постановленным решением.
Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, возражений на жалобу, на основании ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 29 августа 1981 года зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 10-11).
С 12 февраля 2005 года ФИО1, <...> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости (копии пенсионного дела ФИО1 – л.д. 18-36).
В 2019 году истец обратилась к ответчику с заявлением о зачете периодов работы в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к пенсии, в соответствии с ч. 14 ст.17 Закона о страховых пенсиях.
Решением УПФР в г. Шадринске Курганской области № от 26 июня 2019 года на основании ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ истцу отказано в зачете в сельскохозяйственный стаж работы, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве периодов работы с 10 марта 1981 года по 17 августа 1981 года – в Макушинском ССПТУ-11, с 14 сентября 1981 года по 1 октября 1983 года – в Шадринском РТП, так как основным видом деятельности указанных организаций не является сельское хозяйство. Также отказано во включении в сельскохозяйственный стаж работы периодов работы с 1 января 1992 года по 29 июня 1999 года – в должности бухгалтера в Шадринском плодосовхозе, с 30 июня 1999 года по 31 марта 2015 года - в должности бухгалтера в ЗАО «Ключевское» в связи с тем, что должности, в которых работала истец, не относятся к Списку должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440. Определено, что стаж работы ФИО1 в сельском хозяйстве составляет 22 года 11 месяцев 0 дней (л.д. 9).
Не согласившись с таким решением ответчика, она обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в указанный стаж работы истца оспариваемых периодов и возложения на ответчика обязанности установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с даты обращения, поскольку ФИО1 работала на предприятии, основным видом деятельности которого является растениеводство, а также в перечень профессий включены рабочие всех наименований.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
В силу ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от28декабря 2013 года № 400-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с указанными Правилами в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подп. «а» п. 3).
Согласно п. 6 вышеназванных Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подп.«а» п. 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений ч. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений ч. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441, следует, что при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее Список от 29.11.2018 года).
Список основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), а также на предложениях Минсельхоза России.
Понятия основного вида деятельности «сельское хозяйство» законодателем не предусмотрено, в ОКВЭД указывается, чем конкретно занималось предприятие; выращиванием сельскохозяйственной продукции, научной работой, переработкой сельхоз продукции и т.д.
Законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. В этой связи концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, фермах и т.п.
Список построен в виде таблицы, состоящих из двух граф. Первая графа состоит из раздела с указанием наименования работ и производств сельского хозяйства по трем основным направлениям, одно из направлений растениеводство подразумевает «производство сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции», неразрывный производственный процесс, начиная с выращивания.
Согласно Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1440 от 29 ноября 2018 года работа (деятельность) в сельском хозяйстве до 1 января 1992 года на территории Российской (бывшей РСФСР) засчитывается в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машино-тракторная станция, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельско-хозяйственная артель и межколхозное предприятие). Любая работа в указанных организациях до 1992 года засчитывается в сельский стаж независимо от ее наименования и производства, также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
При этом названным Списком предусмотрены не все работы и производства, включаемые в понятие «сельское хозяйство», а только лишь три вида сельскохозяйственных работ: растениеводство, животноводство и рыбоводство.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности растениеводство - это выращивание определенных культур код группировки от 01.1 до 01.4 до животноводства, животноводство - это разведение различных животных код группировки от 01.4 до 01.5, код 01.5- смешанное сельское хозяйство - это растениеводство и животноводство. Код же 01.64- обработка семян для посадки относится к вспомогательной деятельности в области растениеводства и не относится к основному понятию «производство сельскохозяйственной продукции» характеризующие процесс производства продукции растениеводства и животноводства,
При определении права на повышенную базовую часть пенсии в первую очередь подлежит уточнение вида экономической деятельности хозяйства в целом, либо в его структурном подразделении. Если основной вид деятельности «выращивание», только после этого уточняется профессия, должность, либо специальность, соответствующая каждому из трех направлений сельского хозяйства.
Как следует из записей в трудовой книжке (л.д. 12-15), ФИО1 4 октября 1983 года была принята в штат Шадринского плодосовхоза на должность бухгалтера-реализатора.
Согласно приказу № от 8 июля 1986 года Шадринский плодосовхоз переименован в совхоз «Ключевской». 30 июня 1999 года ТОО «С-з Ключевское» переименован в ЗАО «Ключевское».
28 ноября 2002 года ФИО1 назначена главным бухгалтером. 31 декабря 2004 года ФИО1 уволена в порядке перевода в ООО «Плодосовхоз», с 1 января 2005 года – принята главным бухгалтером в ООО «Плодосовхоз». 31 марта 2015 года ФИО1 уволена из ООО «Плодосовхоз» по собственному желанию.
Разрешая спор, и удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, судом первой инстанции должности, занимаемые истцом в спорный период, были отнесены к категории «рабочие всех наименований», предусмотренной вышеназванным Списком.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Согласно разделам 1 и 2 названного Списка повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении «рабочих всех наименований».
Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, следует, что включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, подлежат не все периоды работ в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены указанным Списком, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 1440.
Устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В подтверждение своих доводов о работе в сельском хозяйстве ФИО1 представила в материалы дела копии форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2009 – 2013 годы, а также обеспечила в суд явку свидетелей П.В.М., Т.В.Ю.
Между тем, специальный стаж не может быть подтвержден вышеприведенными доказательствами, так как из данных документов не усматривается, что истцом выполнялись работы, относящиеся к работам, производству в сельском хозяйстве, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на повышение фиксированной надбавки к страховой пенсии.
Надлежащих доказательств того, что организации, в которых в спорные периоды была трудоустроена ФИО1, являются сельскохозяйственными предприятиями, организациями либо структурными подразделениями организаций, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, материалы дела не содержат.
Свидетельские показания в данном случае в качестве доказательств выполнения ФИО1 работ, подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на повышение фиксированной надбавки к страховой пенсии, также рассматриваться не могут.
Кроме того, истцом в материалы дела представлено две копии трудовой книжки <...>№, в которых за один и тот же период работы внесены различные записи, в частности на странице № 5 трудовой книжки, поэтому сделать правильный вывод о месте работы и должности, в которой работала ФИО1 в спорный период, не представляется возможным.
Должности «бухгалтер», «главный бухгалтер», занимаемые истцом в период с 1 января 1992 года по 29 июня 1999 года, с 30 июня 1999 года по 31 марта 2015 года, не поименованы в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.
По мнению судебной коллегии, рабочие всех наименований, занятые растениеводством; рабочие всех наименований, занятые животноводством; рабочие всех наименований, занятые рыбоводством; поименованные в Списке, не являются тождественными по отношению к должностям «бухгалтер», «главный бухгалтер».
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, принятому и введенному в действие постановлением Росстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367 (в ред. от 19 июня 2012 г.), должность «бухгалтер» отнесена к категории персонала «служащие».
Ввиду изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что занимаемые истцом в спорные периоды должности относятся к категории «рабочие всех наименований», предусмотренной вышеуказанным Списком, по мнению судебной коллегии, является необоснованным.
Какие-либо доказательства, подтверждающие, что ФИО1 помимо работы в указанных должностях в названные спорные периоды занималась и иной работой в сельском хозяйстве, в материалах дела отсутствуют.
Необходимый стаж, не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, у ФИО1 отсутствует (по состоянию на 26 июня 2019 года выработано 22 года 11 месяцев 0 дней), следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ не имеется.
В связи с изложенным, требования ФИО1 о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты удовлетворению не подлежат, при этом решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 30 ГПК Российской Федерации) с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 9 августа 2019 года отменить.
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты.
Судья - председательствующий
Судьи: