НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 28.03.2018 № 33А-769/2018

Дело № 33а-769/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 28 марта 2018г.

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

председательствующего Варлакова В.В.

судей Пшеничникова Д.В., Гусевой А.В.

при секретаре Булгаковой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Гусевой Т.Ф. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по городу Кургану УФССП России по Курганской области Щепетковой М.С., УФССП России по Курганской области о признании незаконным постановления от 28 ноября 2017 г. об обращении взыскания на пенсию,

по апелляционной жалобе Гусевой Т.Ф. на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 декабря 2017г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., пояснения Гусевой Т.Ф. и ее представителя Борисова С.А., пояснения судебного пристава-исполнителя Щепетковой М.С., представителя УФССП России по Курганской области Брежневой С.Ю., судебная коллегия

установила:

Гусева Т.Ф. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по городу Кургану УФССП России по Курганской области Щепетковой М.С., УФССП России по Курганской области о признании незаконным и отмене постановления от 28 ноября 2017 г. об обращении взыскания на пенсию.

В обоснование иска указывала, что в рамках возбужденного исполнительного производства по обжалуемому ею постановлению производятся ежемесячные удержания из ее пенсии в размере 20%. Полагала, что, поскольку трудовая пенсия состоит из фиксированной выплаты и страховой части, которая составляет <...> коп., обращение взыскания на пенсию в целом незаконно, поскольку это нарушает положения п. 6 ч.1 ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Полагала, что размер пенсии после всех удержаний не может быть ниже величины прожиточного уровня для пенсионеров, установленного в Курганской области на 3 квартал 2017г. в размере 8035 руб.

В судебном заседании Гусева Т.Ф. и ее представитель – адвокат Борисов С.А., действующий на основании ордера, на заявленных требованиях настаивали.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по городу Кургану УФССП России по Курганской области Щепеткова М.С. с административными исковыми требованиями не согласилась.

Представители административного ответчика УФССП России по Курганской области, заинтересованного лица УГАДН по Курганской области Ространснадзора (взыскателя по исполнительному производству) в судебном заседании не участвовали.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Гусева Т.Ф. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска, наставая, что содержащийся в п. 6 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) запрет не позволяет осуществлять обращение взыскания на пенсию должника.

В возражениях на жалобу судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по городу Кургану УФССП России по Курганской области Щепеткова М.С. просит решение Курганского городского суда Курганской области от 15 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гусевой Т.Ф. без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии Гусева Т.Ф., ее представитель адвокат Борисов С.А., действующий на основании ордера, доводы апелляционной жалобы поддержали.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по городу Кургану УФССП России по Курганской области Щепеткова М.С., представитель УФССП России по Курганской области Брежнева С.Ю., действующая на основании доверенности, с апелляционной жалобой не согласились.

Представитель заинтересованного лица УГАДН по Курганской области Ространснадзора в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежаще, что подтверждается имеющимся почтовым уведомление о получении заказной корреспонденцией судебного извещения.

Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела видно, что в отношении Гусевой Т.Ф. (до расторжения брака 11 апреля 2000 г. с С.А.Ю. - Суханова Т.Ф.) имеются исполнительные производства и , возбужденные 2 и 5 мая 2017г. на основании постановления заместителя начальника отдела АТ и АДН УГАДН по Курганской области Ространснадзора от 22 апреля 2016 г. и постановления мирового судьи судебного участка № 49 судебного района г. Кургана Курганской области от 21 июля 2016 г.

Предметом исполнения являлись взыскание сумм административных штрафов (40000 руб. и 5000 руб. соответственно), наложенных на Гусеву Т.Ф. за осуществление деятельности по перевозке пассажиров перевозчиком, не застраховавшем риск своей гражданской ответственности, а также не обеспечившей возможность проведения внеплановой проверки своей деятельности перевозчика сотрудникам УГАДН по Курганской области.

В рамках возбужденных исполнительных производств судебным приставом-исполнителем сделаны запросы о наличии счетов и денежных средств в кредитных учреждениях, а также запросы в Росреестр, Гостехнадзор, ФНС России, ПФР, ОПФР по Курганской области, ГИБДД УМВД России по г. Кургану, МВД России, запросы операторам связи.

Представлены сведения о наличии счетов в ПАО Сбербанк, иные сведения отсутствуют.

15 мая 2017 г. в рамках исполнительного производства , а также 17 мая 2017 г. в рамках исполнительного производства вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.

24 мая 2017 г. по исполнительному производству вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию Гусевой Т.Ф. в размере 5%, по исполнительному производству вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника в размере 45%.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 8 августа 2017 г. по исполнительному производству размер удержаний из пенсии Гусевой Т.Ф. увеличен до 15%, а постановлением от 8 сентября 2017 г. - уменьшен до 10 %.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 08 сентября 2017 г. по исполнительному производству размер удержаний из пенсии Гусевой Т.Ф. уменьшен до 40%.

27 ноября 2017 г. постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительные производства и объединены в сводное .

Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по городу Кургану УФССП России по Курганской области Щепетковой М.С. от 28 ноября 2017 г. в рамках сводного исполнительного производства установлен размер удержаний из пенсии должника в размере 20%.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерой принудительного исполнения является, в том числе, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 98 Закона об исполнительном производстве, в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме, судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.

В силу ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Согласно п.п. 6, 9 ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве взыскание не может быть обращено на:

ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 03 июля 2016г.) в ст. 8 предусматривает следующие виды страхового обеспечения, соответствующие отдельным видам обязательного социального страхования:

1) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию; 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; 11) единовременное пособие при рождении ребенка; 13) социальное пособие на погребение.

Правоотношения по конкретному виду страхового обеспечения регулируются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, предусмотрена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, являющаяся составной, индексируемой частью основной пенсии и устанавливаемой одновременно с назначением того или иного вида страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 16 Закона).

Таким образом, исходя из буквального содержания п. 9 ч. 1 ст.101 Закона об исполнительном производстве, взыскание не может быть обращено на перечисленные ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением: страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (включая фиксированную выплату и повышения к ней), накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.

Перечисленные в п. 6 ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан, являются иным самостоятельным видом дохода, который к перечисленным в п. 9 ч. 1 этой же статьи видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию отношения не имеет.

Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, обращение взыскания на выплачиваемую Гусевой Т.Ф. страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней, установленный законом исполнительский иммунитет судебным приставом-исполнителем нарушен не был.

Как видно из содержания решения Арбитражного суда Курганской области от 30 января 2017г. (л.д. 74-81), рассматривавшего заявление об оспаривании постановления от 22 апреля 2016г. о наложении штрафа по ч. 1 ст. 11.31 КоАП РФ, ИП Суханова (Гусева) Т.Ф. реально участвует в предпринимательских отношениях, активно используя свои права, в том числе право на отстаивание своих интересов индивидуального предпринимателя в арбитражном судопроизводстве, пользуясь услугами представителей.

Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя и обоснованно отказал в удовлетворении административного иска Гусевой Т.Ф., с чем судебная коллегия в полной мере соглашается, отмечая при этом, что, несмотря на утверждения административного истца об отсутствии у нее иного достаточного для погашения долга имущества и доходов, кроме пенсии, последняя продолжает сохранять действующим статус индивидуального предпринимателя, тем самым имея возможность легального осуществления различных видов предпринимательской деятельности, включая услуги перевозки пассажиров, и получать доход.

Судебная коллегия полагает, что определенный в рамках сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Щепетковой М.С. в постановлении от 28 ноября 2017 г. размер удержаний из пенсии должника - 20% значительно ниже установленного законом предельного размера и его установление не могло быть расценено судебным приставом-исполнителем и судом, рассматривавшем административный иск Гусевой Т.Ф., как нарушение закрепленных в ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ принципов исполнительного производства.

В противном случае, конституционный принцип исполняемости судебного решения о взыскании денежных средств с должников-граждан, которые не имеют иного дохода, кроме пенсии, ставился бы под сомнение.

Иные доводы Гусевой Т.Ф. и ее представителя, полагающих, что после удержаний пенсия должника не должна быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, основаны на ошибочном понимании значения понятия прожиточного минимума, которое для целей исполнительного производства не предполагает его применения к случаям производства регулярных удержаний из периодических выплат, получаемых должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Судебная коллегия находит, что нормы материального права судом первой инстанции применены правильно, а сделанные судом выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 15 декабря 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гусевой Т.Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: