Судья Брагина Е.В. Дело № 33-1894/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.
при секретаре судебного заседания Булгаковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 27 июня 2017 года гражданское дело по иску Макарова Федора Федоровича к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области о включении периодов работы в стаж и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
по апелляционной жалобе Макарова Федора Федоровича на решение Шадринского районного суда Курганской области от 27 марта 2017 года, которым постановлено:
«исковые требования Макарова Федора Федоровича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шадринске и Шадринском районе Курганской области о включении периодов работы в стаж и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шадринске и Шадринском районе Курганской области включить в страховой стаж работы Макарова Федора Федоровича период работы с 01 января 1997 года по 10 февраля 1997 года и произвести перерасчет пенсии, с учетом указанного периода работы, с 26 ноября 2014 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Макарова Федора Федоровича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шадринске и Шадринском районе Курганской области отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., истца Макарова Ф.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макаров Ф.Ф. обратился в суд с иском к государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области (далее УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области) об установлении размера среднего заработка, включении периодов работы в стаж, перерасчете пенсии. В обоснование иска указывал, что является получателем трудовой пенсии, вместе с тем сведения о размере его заработка в должности директора ИЧП «Живая вода» не сохранились. Указывая на численность работников ИЧП, соответственно, размер его среднемесячной заработной платы составлял с 10.03.1992 по 31.12.1993 – 37485 руб., в 1994 – 157059 руб., в 1995 – 236724 руб. Ссылался на справку ООО «Амрита» о размере фонда оплаты труда ИЧП за указанные годы и штатную численность организации, полагал ответчиком необоснованно не принята данная справка для установления размера его заработка, с целью исчисления размера пенсии из данного заработка. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагал ответчик должен произвести перерасчет пенсии с учетом указанного им заработка за период работы в ИЧП «Живая вода» с 10.03.1992 по 30.06.1995. Указывая на ответ начальника УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области, полагал незаконным не включение в страховой стаж периода его работы индивидуальным предпринимателем с 01.01.1997 по 31.12.1998, с 01.01.2000 по 31.12.2000, за которые уплачены страховые взносы. С учетом изменения исковых требований, просил установить размер его среднемесячной заработной платы по данным о размере заработной платы расчетных ведомостей ИЧП «Живая вода» и справки ООО «Амрита» за периоды с 10.03.1992 по 31.12.1993 в размере 37485 руб., с 01.01.1994 по 31.12.1994 в размере 157059 руб., с 01.01.1995 по 31.12.1995 в размере 236724 руб. за каждый месяц указанных периодов; обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 01.01.1997 по 31.12.1998, с 01.01.2000 по 31.12.2000 в качестве индивидуального предпринимателя, обязать ответчика ему произвести перерасчет пенсии по старости за период работы с 01.01.1997 по 31.12.2001 с 26.11.2014.
В судебном заседании заявленные требования в измененном виде поддержал.
Представитель ответчика УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области Шуплецова Ю.А. исковые требования не признала. Признавая, что истец с 26.11.2014 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1. ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер которой исчислен из расчета средней заработной платы за 60 месяцев работы подряд, с марта 1988, на основании документов, выданных в установленном порядке. Не соглашалась с иском об установлении заявленного истцом среднего заработка в ИЧП «Живая вода», поскольку справка ООО «Амрита» выдана некомпетентным органом, содержит только сведения только о фонде оплаты труда, а не конкретные данные о доходе истца. Указывала, что в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при осуществлении оценки пенсионных прав расчетный размер трудовой пенсии определяется из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Не соглашалась с требованиями в части включения в страховой стаж истца периодов его работы индивидуальным предпринимателем, поскольку истцом уплата страховых взносов за 1998 не произведена, доказательств уплаты страховых взносов за период с 01.01.2000 по 31.12.2000 не имеется, поэтому данный период также не подлежит включению в страховой стаж. Обращала внимание на то, что истец, осуществляя предпринимательскую деятельность, работал по трудовому договору, поэтому период с 05.08.1997 по 17.04.2000 включен ему ответчиком в страховой стаж как лицу, работающему по трудовому договору. Настаивала, что в отношении уплаты страховых взносов у истца имеется недоимка за 1996 в сумме 12553 руб. 50 коп., за 1997 – 61467 руб. 56 коп., за 1998 – 30435 руб. 68 коп., истцом в заявленные периоды произведена оплата страховых взносов в 1998 – 14000 руб., в 1999 – двумя платежами по 1000 руб., в 2000 истец дохода не имел, в июле внесена сумма страховых взносов 7000 руб. Размер страховых взносов для истца определен, исходя из установленного тарифа 28 %, в 2000 – 1800 руб.
Шадринским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, с которым не согласился истец Макаров Ф.Ф., в апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы вновь ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении и в суде первой инстанции относительно отсутствия сведений о размере его дохода в период работы в ИЧП «Живая вода». Настаивает, что в случае утраты первичных документов о заработке работников, отсутствия возможности подтвердить размер индивидуального заработка, то таковой может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим размер фактического заработка работника. К таким документам, по мнению истца, в отношении периодов его работы с 1992 по 1995 можно отнести расчетные ведомости ИЧП «Живая вода», указанные в справке ООО «Амрита». Вновь обращается к определению Конституционного суда Российской Федерации от 26.11.1998 № 144-О «О разъяснении постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24.02.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона от 05.02.1997 «О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997», полагает правовые последствия указанного определения необоснованно истолкованы ограниченно. Настаивает, что Конституционный Суд не оговорил определенных условий и сроков исполнения пункта 1 резолютивной части постановления от 24.02.1998, как он это специально сделал в отношении аналогичных положений Закона о тарифах на 1998. Не были пересмотрены дисквалифицированные Конституционным Судом положения и в законодательном порядке.
Таким образом, правовые последствия данного решения для плательщиков взносов должны быть аналогичны тем, которые Конституционный Суд применил к периоду с 1 января по 10 февраля 1997 года (пункт 2 резолютивной части определения). Признав, что законодатель не только чрезмерно ограничил права плательщиков взносов, но и вопреки положениям статей 54 и 57 Конституции Российской Федерации придал этому ухудшению обратную силу, Конституционный Суд разъяснил, что уплаченные за период с 1 января по 10 февраля 1997 года страховые взносы подлежат зачету в счет текущих и будущих платежей, не пояснив, почему в этом случае в отличие от предыдущего он применил иной подход. Представляется, однако, что независимо от того, по каким основаниям то или иное нормативное положение признается не соответствующим Конституции, правовые последствия такого признания для решения вопроса о восстановлении нарушенного права не могут быть различными.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» «решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными.. . должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях». Полагает и все остальные плательщики страховых взносов, кроме тех, кто непосредственно обратился в Конституционный Суд Российской Федерации, чьи права были нарушены признанными неконституционными положениями закона, также вправе на основании этого решения обратиться в компетентные органы за защитой своих прав с требованием о возврате или зачете взносов за весь период 1997. Настаивает, что суд не создал условий для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного понимания и применения законов и иных правовых актов при разрешении дела, что повлекло принятие незаконного решения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, вновь повторяя позицию, изложенную в суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции истец Макаров Ф.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст.ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), с учетом мнения представителя ответчика, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц и в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Макаров Ф.Ф. является застрахованным лицом, на которого распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в системе персонифицированного учета зарегистрирован 18.04.2000.
С 26.11.2014 истец является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п. 1. ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер которой определен, исходя из расчета средней заработной платы за 60 месяцев работы подряд с марта 1988 по март 1993 на основании архивных справок.
Ответчиком данное заявление оставлено без удовлетворения, истцу разъяснен порядок определения среднемесячного заработка.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении иска, признал доводы истца необоснованными, при этом указал, что период с 05.08.1997 по 17.04.2000 включен в страховой стаж истца, как лицу, работающему по трудовому договору, периоды с 11.02.1997 по 04.08.1997, с 18.04.2000 по 31.12.2000 не подлежат зачету, поскольку в указанные периоды истцом не исполнялась обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не нашел оснований для удовлетворения требований истца об установления среднемесячной заработной платы в указанном истцом размере, поскольку справка ООО «Амрита» выдана некомпетентным органом, содержит сведения только о фонде оплаты труда, а не конкретные данные о доходе каждого физического лица по календарным датам в указанные периоды, иных доказательств, подтверждающий индивидуальный характер оплаты труда не предоставлено.
Удовлетворяя требования истца относительно перерасчета пенсии с учетом периода работы истца индивидуальным предпринимателем с 01.01.1007 по 10.02.1997, суд руководствовался Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 № 18-П, которым закреплено, что индивидуальные предприниматели не должны были уплачивать страховые взносы за 1997 в период с 01.01.1997 по 10.02.1997, и за 1998 в период с 25.08.1998 по 31.12.1998, и предусмотрено, что данные периоды деятельности должны быть включены в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов. В указанной части решение суда не оспаривается, в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации не проверяется.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (п. 1 ст. 30.1 настоящего федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячные заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
В силу п. 2-4 ст. 30 указанного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованное о лица за 2000-2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Согласно п. 2 ст. 18 названного Федерального закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 № 30 Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановлением от 27.02.2002 № 16/19 утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно п. 26 Перечня среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
Данный Перечень признан утратившим силу Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 1027н, Пенсионного Фонда Российской Федерации № 494п от 11.12.2014. Вместе с тем, п. 70 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н предусмотрено, что обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31.12.2014, подтверждаются в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно Письму Минтруда Российской Федерации № 8389-ЮЛ, ПФ РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников», в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Материалами дела подтверждено, что в период с 10.03.1992 по 04.08.1997 Макаров Ф.Ф. работал в должности директора ИЧП «Живая вода», с 05.08.1997 по 22.10.2003 – директора ООО «Живая вода», что следует из трудовой книжки истца.
Деятельность юридического лица ООО «Живая вода» прекращена, в связи с его ликвидацией 20.12.2006, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Действительно, вступившим в законную силу решением Шадринского районного суда Курганской области от 25.04.2016 установлено, что распоряжением Администрации Шадринского района № 68-р от 11.02.1992 было зарегистрировано ИЧП «Живая вода», учредителем которого являлся истец. На основании постановления Администрации Шадринского района № 122 от 05.04.1999 ИЧП «Живая вода» реорганизовано путем присоединения к ООО «Живая вода», которое ликвидировано определением арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Из расчетных ведомостей по страховым взносам в ПФ РФ, справок ГУ УПФ от 14.03.2016 усматривается, что начисление заработной платы работникам ИЧП «Живая вода» и перечисление страховых взносов производилось с января 1993 по июнь 1995. Расчетные ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации подписаны Макаровым Ф.Ф. в качестве руководителя ИЧП «Живая вода».
При этом, как правильно указано судом, представленная истцом справка ООО «Амрита» относительно фонда оплаты труда ИЧП «Живая вода» в 1993-1995 и численности его работников не подтверждают конкретный размер заработной платы истца, не содержат сведений об индивидуальном характере его заработка, и как правильно указано ответчиком, истцом не предоставлено доказательств того, что ООО «Амрита» уполномочено на выдачу указанных сведений, что подтверждено истцом и в судебном заседании апелляционной инстанции.
Учитывая, что доказательств, свидетельствующих о среднемесячном заработке истца в спорный период работы, выданных работодателем, архивных сведений, либо косвенных доказательств, подтверждающих конкретный заработок истца, материалы дела не содержат, установить размера индивидуальной заработной платы на основании справки ООО «Амрита» невозможно, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований об установлении среднемесячного заработка у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец Макаров Ф.Ф. в период с 14.07.1995 по 27.03.2006 был зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
При подсчете страхового стажа ответчиком не включены периоды работы: с 01.01.1997 по 04.08.1998, с 18.04.2000 по 31.12.2000, по причине отсутствия страховых взносов, уплаченных истцом в данные периоды в Пенсионный фонд.
Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета; в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.
Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), должен был производить работодатель.
Уплату страховых взносов граждан, не работающих по трудовому договору, должны били осуществлять граждане самостоятельно, из чего следует условие для включения периода трудовой деятельности в трудовой стаж при наличии уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд работодателем либо гражданином.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», государственное пенсионное страхование – вид страхования, осуществляемый за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан, с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Застрахованное лицо – лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; плательщики страховых взносов государственного пенсионного страхования - работодатели, а также граждане, в том числе, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане, лица без гражданства, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, согласно законодательству Российской Федерации.
Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации – обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые плательщики страховых взносов уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страховой стаж застрахованного лица – суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.
На основании п. 2 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318, действовавшей со дня принятия до 28.07.2003, застрахованные лица, в том числе, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, – лица, на которых распространяется государственное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся индивидуальные предприниматели, в том числе, иностранные граждане, а также частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, частные аудиторы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
В соответствии с п. 41 Инструкции, застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в первом квартале года, следующего за отчетным, а также при снятии с учета в качестве плательщика страховых взносов, лично представляет в территориальный орган сведения о своем доходе в отчетном году.
Территориальный орган проверяет эти сведения в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Если указанные застрахованным лицом сведения о доходе совпадают со сведениями, которыми располагает Государственная налоговая служба Российской Федерации о доходах этого лица, и уплаченные этим лицом страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствуют доходу этого лица, сведения о доходе, а также сведения о трудовом стаже включаются в лицевой счет этого лица.
В трудовой стаж гражданина при определении его права на пенсию подлежат включению только периоды работы, когда с его дохода удерживались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По правилам ст. 96 названного Закона, трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п.п. 1-2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при подсчете страхового стажа периоды работы или иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст. 10-11 указанного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном работодателями или соответствующими государственными органами, а после регистрации в системе государственного пенсионного страхования основными документами, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», являются сведения индивидуального (персонифицированного) учета, отраженные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими, в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется, в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
По правилам ст. 3 названного Закона, право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 10 названного Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, истец, следуя названным требованиям действующего законодательства, истец, являясь индивидуальным предпринимателем, обязан был зарегистрироваться в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя, получить соответствующее свидетельство, производить ежегодно платежи, направленные на внесение страховых взносов, пропорционально полученному за отчётный период доходу.
Действительно, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 26 от 05.02.1997, тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей составлял 28% дохода от их деятельности.
Федеральным законом от 08.01.1998 в указанную норму Закона на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 7-П от 24.02.1998, признавшего установленный Федеральным законом № 26-ФЗ тариф для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов в размере 28% не соответствующим Конституции Российской Федерации, внесены изменения, тариф для указанных лиц был установлен в размере 20,6%.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 № 18-П установлено, что положения Федерального закона от 08.01.1998 об установлении тарифа для индивидуальных предпринимателей в размере 20,6% от дохода не должны применяться, поскольку законодателем в дальнейшем (после утраты силы названного закона), после 25.08.1998, не было осуществлено правовое регулирование в отношении данной категории плательщиков. На указанный период не распространяется и Федеральный закон от 30.03.1999, устанавливающий тариф для указанной категории плательщиков в размере 20,6% от полученного дохода, поскольку он обратной силы не имеет. Следовательно, индивидуальные предприниматели не должны были уплачивать страховые взносы за 1997 в период с 01.01.1997 по 10.02.1997, за 1998 год – в период с 25.08.1998 по 31.12.1998. Указанные периоды деятельности должны быть включены в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов.
На этом основании суд первой инстанции зачел в страховой стаж истца период его деятельности с 01.01.1997 по 10.02.1997 независимо от уплаты страховых взносов.
Поскольку период с 05.08.1997 по 17.04.2000 включен ответчиком в страховой стаж, как лицу, работающему по трудовому договору, что подтверждено выпиской из лицевого счета застрахованного лица Макарова Ф.Ф. и условным расчетом страхового стажа, оснований для повторного удовлетворения требований у суда не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для включения в соответствующий стаж периодов с 11.02.1997 по 04.08.1997, с 18.04.2000 по 31.12.2000 в качестве индивидуального предпринимателя, так как согласно справкам №№ 721, 955 об уплате страховых взносов, Макаров Ф.Ф. не производил уплату страховых взносов в Пенсионный Фонд, или производил уплату страховых взносов не в полном объеме, обязанность по уплате страховых взносов не исполнялась.
При этом истцом в судебном заседании апелляционной инстанции не оспаривалось, что уплата страховых взносов за 1997 и 1998 произведена в размере 5 % от дохода, отраженного в справке Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области от 02.10.2014 № 09-14/06519, что также отражено в сведениях о платежах за период с 01.01.1991 по 31.12.2002.
Поскольку исполнение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации является обязательным условием для включения периодов трудовой деятельности в трудовой (страховой) стаж, которая истцом надлежащим образом не исполнена, оснований для удовлетворения требований в части периодов с 11.02.1997 по 04.08.1997, с 18.04.2000 по 31.12.2000 не имелось.
К вопросу о размерах страховых взносов в ПФР Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 24.02.1998 № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона от 05.02.1997 № 26-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения п. «б», «в» ст. 1 Федерального закона от 05.02.1997 № 26-ФЗ, устанавливающие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов (далее – плательщиков) тариф страховых взносов в ПФР в размере 28% от суммы заработка (дохода), а также положения ст. 5 данного Закона, придающие его нормам обратную силу. Кроме того, данное Постановление было дополнительно разъяснено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.1998 № 144-О «О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 05.02.1997, в котором нормы, касающиеся тарифов страховых взносов для плательщиков, также были признаны неконституционными.
Затем в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 04.01.1999 № 1-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 и ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 08.01.1998 № 9-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1998» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов» также признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения п. «б» и «в» ст. 1 Федерального закона от 04.01.1999 и абз. 3, 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 в отношении правового регулирования страховых взносов в ПФР для плательщиков. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, данные нормы нарушают конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов тарифообложения, в том числе его субъекта и облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Как считает Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель не предусмотрел социально справедливую дифференциацию страховых взносов для различных категорий граждан, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме того, снизив для них тарифы с 28 до 20,6%, он не обеспечил соотносимость уплачиваемых сумм страховых взносов и получаемого социального обеспечения.
Помимо этого, Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим ст. 57 Конституции Российской Федерации придание нормам абзацев 3, 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 обратной силы применительно к плательщикам страховых взносов в ПФР, которые в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 не должны были их уплачивать в период с 25.08. по 31.12.1998, поскольку этим нарушается конституционный принцип – положение плательщиков при возложении на них налоговых обязательств ухудшается. Законодатель вовремя не установил нового правового регулирования в отношении этих плательщиков по уплате ими страховых взносов только в периоды с 01.01.1997 по 10.02.1997 и с 25.08.1998 по 31.12.1998, поэтому они имеют право на включение указанных периодов в порядке возмещения вреда в страховой и трудовой стаж, дающий право на пенсию; подлежащими пересмотру в установленном порядке положения Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» в соответствии с ч. 3 ст. 79 и ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» как воспроизводящие нормы Федерального закона от 04.01.1999, признанные настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации. До установления законодателем нового правового регулирования эти плательщики уплачивают страховые взносы за 1999-2000 в размере, установленном Федеральными законами от 04.01.1999 и от 20.11.1999 в ПФР - 20,6%, в фонды ОМС - 3,6% от заработка (дохода). После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы в эти фонды подлежат зачету в счет будущих платежей.
Иной порядок исчисления и размер страховых взносов за периоды, не отраженных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, заявленные истцом в иске, основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 18-П от 23.12.1999 «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст.1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 04.01.1999 «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год, в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов», суд пришел к обоснованному выводу о зачете в соответствующий стаж периода деятельности с 01.01.1997 по 10.02.1997 и перерасчете пенсии с учетом данного периода.
Доводы апелляционной жалобы истца по существу сводятся к неправильному толкованию норм пенсионного законодательства, они не содержат сведений, которые могли бы повлечь отмену решения суда, поэтому во внимание судебной коллегией не принимаются.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы, которые сводятся к иному толкованию норм материального права, переоценке обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 27 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макарова Федора Федоровича – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Е.И. Безносова
И.Г. Ушакова