НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 26.04.2016 № 33-1465/2016

Судья Рыбалова С.С. Дело № 33-1465/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Богдановой О.Н., Ушаковой И.Г.,

при секретаре судебного заседания Г.С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 апреля 2016 года гражданское дело по исковому заявлению А.Ф.Г. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда»

по апелляционной жалобе А.Ф.Г. на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 января 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований А.Ф.Г. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда» отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., судебная коллегия

установила:

А.Ф.Г. обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее по тексту ГУСЗН Курганской области) о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование заявленных требований указывала, что 22.11.2010 Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации она был награждена памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» за значительный вклад в становление и развитие пенсионной системы Российской Федерации. 24.09.2015 она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда». Распоряжением ГУСЗН Курганской области от 07.10.2015 в присвоении такого звания ей было отказано на основании того, что Пенсионный фонд не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия и награждению ими. Полагала данный отказ незаконным, несоответствующим Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод в области социального обеспечения. Просила признать незаконным отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда», присвоить звание «Ветеран труда».

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на требованиях настаивала.

Представитель ответчика ГУСЗН Курганской области З.А.М.в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь, что Пенсионный фонд Российской Федерации не входит в структуру исполнительных органов, а их памятный знак не является ведомственной наградой и, соответственно, не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе А.Ф.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы вновь ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Настаивает, что для решения вопроса о присвоении ей звания «Ветеран труда» следует руководствоваться Письмом Минтруда Российской Федерации от 04.03.2003 №1562-ГК «О социальной защите отдельных категорий граждан», где указано, что ведомственный знак отличия в труде может быть присвоен лицу на основании решения, в том числе, органом государственного управления, осуществляющим руководство отдельными сферами деятельности. Полагает, что таким органом является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Кроме того, ссылается, что перечень наград, которыми награждаются работники Пенсионного Фонд Российской Федерации, был опубликован в Бюллетене нормативных органов исполнительной власти Российской Федерации, что дает основание приравнивать Пенсионный Фонд к органам исполнительной власти. При таком положении считает, что памятный знак данной организации является основанием для присвоения звания «Ветеран труда»

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГУСЗ Курганской области, выражая согласие с постановленным судебным решением, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу А.Ф.Г. – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции не явилась истец А.Ф.Г., представитель ответчика ГУСЗ Курганской области, извещены своевременно о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки суд не уведомили.

Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возражения на нее судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 и 39).

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» указано, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

В порядке реализации указанного правомочия Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 № 73 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Исходя из содержания пп. «а» п. 2 указанного Положения, звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм права следует, что определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина, поэтому не любой знак отличия, учрежденный ведомством или министерством, может служить основанием для присвоения звания «Ветерана труда», а лишь знак, отмечающий особые заслуги гражданина в труде.

Из материалов дела следует, что истец А.Ф.Г., <...> года рождения, имеет трудовой стаж более 28 лет, с 2001 года по 2009 год работала в <...>.

22.11.2010 на основании распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации рл истец была награждена памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации».

24.09.2015 А.Ф.Г. обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» на основании врученного ей памятного знака.

Распоряжением ГУСЗН Курганской области от 07.10.2015 -р истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

Письмом ГУСЗН Курганской области от 13.01.2015 А.Ф.Г. разъяснено, что причиной отказа в присвоении ей звания «Ветеран труда» явилось то, что врученный ей памятный знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» не является ведомственной наградой и не дает в соответствии с законодательством право на присвоение звания «Ветеран труда».

Не согласившись с данным отказом, А.Ф.Г. обратилась с настоящим иском в суд.

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, так как Пенсионный Фонд Российской Федерации не входит в структуру органов исполнительной власти и не обладает полномочиями по учреждению таких ведомственных знаков отличия, которые являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда в виду нижеследующего.

Из Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2122-1 от 27.12.1991, и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ от 15.12.2001 следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным государственным учреждением.

Согласно структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации №636 от 21.05.2012, Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к органам государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения переданы, согласно данному Указу, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, которое и является координатором деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, в силу действующего законодательства Пенсионный фонд Российской Федерации не отнесен к числу органов государственной власти и управления, в том числе министерствам, государственным комитетам и другим ведомствам различного уровня.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации -пл от 24.10.2005 учреждена награда Пенсионного фонда России в виде нагрудного знака «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» и Благодарности Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Вместе с тем, указания в данном постановлении на учреждение именно ведомственной награды, не имеется. Более того, данные награды учреждены Правлением Пенсионного фонда России в целях совершенствования системы поощрения не только работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда, но также и граждан и организаций, внесших значительный вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач.

Соответствующего положения о ведомственном знаке отличия в труде, Пенсионным фондом Российской Федерации не утверждено. Федеральный закон, которым Пенсионному фонду Российской Федерации было бы предоставлено право учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими работников Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, не принят.

Виду того, что Пенсионный фонд Российской Федерации в силу приведенных нормативных положений не входит в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации и не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», и награждению ими, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы истца, повторяющиеся в апелляционной жалобе, о том, что имеющийся у нее памятный знак следует рассматривать как ведомственный знак отличия в труде, являются ошибочными.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора. Фактически доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части судебного акта мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 18 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Ф.Г. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Судьи: