НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 24.07.2018 № 33-2283/18

Судья Бесова Л.В. Дело № 33-2283/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Душечкиной Н.С., Булатова П.Г.,

при секретаре судебного заседания Комлевой К.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 24 июля 2018 г. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области на решение Макушинского районного суда Курганской области от 18 мая 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации (процентов) за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области в пользу ФИО1 8314 рублей 37 копеек (восемь тысяч триста шестьдесят два) рубля 37 копеек - задолженность по денежному содержанию при сокращении на период нахождения в очередном отпуске с 05.04.2017 года по 21.04.2017 года,

15372 (пятнадцать тысяч триста семьдесят два) рубля 61 копейку – задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении,

55866 (пятьдесят пять тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей 56 копеек – задолженность по компенсации при увольнении с государственной службы (четырехмесячное денежное содержание).

Компенсацию морального вреда в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области в пользу ФИО1 денежную компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 18 мая 2018 года – в сумме 16749 (шестнадцать тысяч семьсот сорок девять) рублей 25 копеек, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 19 мая 2018 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.

Взысканные суммы определены до удержания установленных Налоговым Кодексом РФ налогов и сборов.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Булатова П.Г. об обстоятельствах дела, объяснения истца ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ИФНС России № 7 по Курганской области (далее – МИФНС № 7) о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда.

В обоснование требований с учетом их изменения указала, что с 6 августа 2007 г. находилась на государственной службе в Межрайонной ИФНС России № 5 по Курганской области. На основании приказа УФНС России по Курганской области от февраля 2017 г. Межрайонная ИФНС России № 5 по Курганской области была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области. Приказом от 2 мая 2017 г. контракт с истцом расторгнут, она освобождена от замещаемой должности, уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей стало известно о том, что в расчет денежного содержания работодателем не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования и разовых премий при исчислении отпускных за период с 5 по 21 апреля 2017 г., единовременные выплаты к отпуску, материальная помощь. Считала, что не включение вышеуказанных средств и премий в расчет денежного содержания является незаконным и полагала, что для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде премий из средств материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Полагала, что с ответчика подлежат взысканию денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК Российской Федерации, ТК РФ), а также компенсация морального вреда.

Просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области в свою пользу четырехмесячное денежное содержание в сумме 56199 рублей 56 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 18267 рублей 37 копеек, денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с 5 по 21 апреля 2017 г. в размере 9101 рубль 46 копеек; также просила взыскать с её пользу денежную компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактической уплаты, а размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России в сумме 15424 рубля 65 копеек, в после вынесения решения суда по делу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с 24 марта 2018 г. по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Определением Макушинского районного суда Курганской области от 18 мая 2018 г. производство по делу было прекращено в части ввиду отказа истца от исковых требований в части учета при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск единовременной выплаты в размере 15278 рублей 90 копеек, выплаченной в августе 2016 г. и апреле 2017 г., в части учета включения в расчет денежного содержания единовременного поощрения в размере 1000 рублей, выплаченного в ноябре 2016 г. при получении почетной грамоты, удовлетворен отказ от требований в сумме 333 рубля 04 копейки – по единовременному четырехмесячному содержанию, от части недополученной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 2894 рубля 76 копеек, от части компенсации денежного содержания на период нахождения в отпуске с 5 по 21 апреля 2017 г. в размере 487 рублей 09 копеек (л.л. 170-171).

В судебном заседании истец ФИО1. на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МИФНС № 7 – ФИО2, действующий на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласился.

Представитель третьего лица Управления федеральной налоговой службы по Курганской области (далее – УФНС по Курганской области) в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик МИФНС № 7 просит решение Макушинского районного суда Курганской области от 18 мая 2018 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что при принятии решения судом допущено нарушение норм материального права. Ссылается на то, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, относятся к иным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе). Выплаты учитываются в составе денежного содержания государственного гражданского служащего только с учетом Постановления Правительства Российской Федерации № 562 от 6 сентября 2007 г. Поясняет, что выплата средств материального стимулирования осуществлялась сверх установленного фонда оплаты труда и данные средства не могут учитываться при выплате компенсации в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. С 10 мая 2017 г. МИФНС № 7 является правопреемником МИФНС России № 5 по Курганской области (далее – МИФНС № 5), все выплаты ФИО1 производились МИФНС № 5, однако требований к МИФНС № 5 ФИО1 не предъявляла. Считает необоснованной ссылку суда на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации № 14-04-05/34482 от 15 июля 2014 г., поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, определяющим состав денежного содержания государственного служащего. Указывает на отсутствие оснований для взыскания компенсации морального вреда ввиду непредставления доказательств причинения ФИО1 нравственных страданий.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 выразила согласие с постановленным решением суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 полагала постановленное решение суд законным и обоснованным.

Представитель ответчика МИФНС № 7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем указано в письменном ходатайстве, поступившем в адрес суда.

Представитель третьего лица УФНС по Курганской области в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации, ГПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.

Проверив решение суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на жалобу, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, с учетом всех имеющих значение для дела обстоятельств, которые подтверждены соответствующими доказательствами.

Согласно ч. ч. 1, 7 ст. 11 ТК Российской Федерации, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Законом о государственной гражданской службе.

В ч. 2 ст. 23 данного Федерального закона предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Из материалов дела следует, что 6 августа 2007 г. с истцом был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации на неопределенный срок, истец проходила государственную гражданскую службу в должности главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками МИФНС России № 5 по Курганской области.

Условиями служебного контракта (п. 9) ФИО1 установлено денежное содержание, состоящее из: должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу - за особые условия государственной службы; за выслугу лет, за классный чин, ежемесячное денежное поощрение, премии по результатам работы. Также предусмотрено, что гражданскому служащему производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также выплачивается материальная помощь (служебный контракт – л.д. 44-48).

Согласно приказу о переводе от 30 января 2012 г. с 30 января 2012 г. ФИО1 переведена в отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками на должность главного государственного налогового инспектора (л.д. 40).

С 1 января 2015 г. ФИО1 переведена в отдел учета и работы с налогоплательщиками на должность главного государственного налогового инспектора (приказ о переводе от 12 января 2012 г. л.д. 43).

12 января 2015 г. к служебному контракту от 6 августа 2007 г. заключено дополнительное соглашение, согласно условиям которого в иной редакции изложены пункты 2, 3, 4, 9, 10, 11, 13, 15, 18 служебного контракта (л.д. 49).

В соответствии с Приказом ФНС России от 30 мая 2016 г. «О материальном стимулировании за 4 квартал 2015 года», на основании решения комиссии Межрайонной ИФНС России № 5 по Курганской области по оценке эффективности деятельности (протокол от 8 июня 2016 г.) и приказа УФНС России по Курганской области от 1 июня 2016 г. «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих налоговых органов УФНС России по Курганской области за 4 квартал 2015 года»; в соответствии с Приказом ФНС России от 13 июля 2016 г. «О материальном стимулировании за 1 квартал 2016 года», на основании решения комиссии Межрайонной ИФНС России № 5 по Курганской области по оценке эффективности деятельности (протокол от 21 июля 2016 г.) и приказа УФНС России по Курганской области от 20 июля 2016 г. «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих налоговых органов УФНС России по Курганской области за 1 квартал 2016 года»; в соответствии с Приказом ФНС России от 8 сентября 2016 г. «О материальном стимулировании за 2 квартал 2016 года», на основании решения комиссии Межрайонной ИФНС России № 5 по Курганской области по оценке эффективности деятельности (протокол от 27 сентября 2016 г.) и приказа УФНС России по Курганской области от 15 сентября 2016 г. «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих налоговых органов УФНС России по Курганской области за 2 квартал 2016 года»; в соответствии с Приказом ФНС России от 8 декабря 2016 г. «О материальном стимулировании за 3 квартал 2016 года», на основании решения комиссии Межрайонной ИФНС России № 5 по Курганской области по оценке эффективности деятельности (протокол от 16 декабря 2016 г.) и приказа УФНС России по Курганской области от 12 декабря 2016 г. «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих налоговых органов УФНС России по Курганской области за 3 квартал 2016 года»; в соответствии с Приказом ФНС России от 6 апреля 2017 г. «О материальном стимулировании за 4 квартал 2016 года», на основании решения комиссии Межрайонной ИФНС России № 5 по Курганской области по оценке эффективности деятельности (протокол от 21 апреля 2017 г.) и приказа УФНС России по Курганской области от 14 апреля 2017 г. «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих налоговых органов УФНС России по Курганской области за 4 квартал 2016 года» были изданы приказы МИФНС № 5 от 8 июня 2016 г. (за 4 квартал 2015 г.), (за 1 квартал 2016 г.), от 27 сентября 2016 г. (за 2 квартал 2016 г.), от 16 декабря 2016 г. (за 3 квартал 2016 г.), от 21 апреля 2017 г. (за 4 квартал 2016 г.) о выплате премий государственным гражданским служащим инспекции из бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Курганской области сверх установленного фонда оплаты труда, которыми осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за соответствующие периоды 2015-2016 годов, в том числе ФИО1 (приказы с приложениями – л.д. 83-85, 89-90, 97-99, 100-102, 168). Факт выплаты премий истцу на основании данных приказов за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда представителем ответчика не оспаривался.

Кроме того, установлено, что истцу ФИО1 выплачивались премии за показатели эффективности профессиональной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенные на территориальные органы ФНС России.

На основании письма УФНС России по Курганской области от 16 июня 2016 г. «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих сверх фонда оплаты труда» за показатели эффективности профессиональной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенные на территориальные органы ФНС России федеральных государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС № 5 по Курганской области было выплачено материальное стимулирование за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных органов сверх установленного фонда оплаты труда (приказы с приложениями – л.д. 86-87, 91-92, 93-95).

В соответствии с приказами ФНС России от 1 февраля 2017 г. и УФНС по Курганской области от 06 февраля 2017 г. № в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Межрайонная ИФНС России № 5 по Курганской области была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области (л.д. 37-38).

Приказом Межрайонной ИФНС России № 5 по Курганской области от 2 мая 2017 г. на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе ФИО1 освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы с 5 мая 2017 г. и уволена в связи с сокращением должности гражданской службы (л.д. 19).

В связи с увольнением по данному основанию ФИО1 была выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, в размере четырехмесячного денежного содержания – 120 261 рубль 92 копейки. Также выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 30289 рублей 85 копеек (записка - расчёт - л.д. 70-72). Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, также не оспаривались.

При обращении в суд с данным иском ФИО1 указано, что средства материального стимулирования, выплаченные по вышеуказанным приказам, не были учтены ответчиком при расчете её среднего заработка для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой ей должности.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением штата, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, указанные истцом, ответчиком не учтены.

Судебная коллегия находит выводы суда в указанной части правильными, а доводы ответчика о том, что указанное истцом материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего – основанными на ошибочном толковании действующего законодательства.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частями 1 и 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам в соответствии с ч. 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При этом, согласно ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Составные части денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего определены Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, которыми в том числе установлен Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подп. «д» п. 1), а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (подп. «а» п. 1) (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подп. «д» и «з» п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д» - «ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Как следует из ч. 2 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа, согласно ч. 6 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пп. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 302-12, от 23 апреля 2016 г. № 347-7 предусматривались в 2015, 2016 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов в рамках мероприятий совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Поскольку иных оснований для получения средств материального стимулирования ответчиком не предоставлено, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации инспекциям ФНС России по Курганской области, в том числе Межрайонной ИФНС России № 5 по Курганской области, выделены средства бюджетных ассигнований для материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов в виде премий, во исполнение которых, руководителем МИФНС № 5 издавались приказы о премировании ФИО1 и производились выплаты премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФНС России, а также в виде ежеквартальных премий за счет бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

В связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входящее в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, служебный контракт ФИО1 и дополнительные соглашения к нему), выплаченное истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование подлежало учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск, а также отпускных.

Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы ответчика Межрайонной ИФНС № 7 России по Курганской области о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете отпускных, компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Ссылки ответчика на необоснованное применение судом письма Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, не имеющего нормативной силы, также судебной коллегией отклоняются, ввиду следующего.

Указанное письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.

Довод апеллянта о необоснованном взыскании в пользу истца компенсации морального вреда ввиду отсутствия доказательств нравственных страданий также не являются основанием для отмены решения суда, поскольку неправомерность действий МИФНС № 5, правопреемником которой является ответчик (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации), обусловленная выплатой отпускных и соответствующих компенсаций, причитающихся истцу не в полном объеме, установлена в ходе разбирательства по делу.

На основании ст. 21 ТК Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда.

Как следует из ст. 237 ТК Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Установив факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 237 ТК Российской Федерации, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой определен судом исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных ФИО1 нравственных страданий, степени вины ответчика, иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Вывод суда в указанной части соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Оснований для отказа в удовлетворении указанных требований, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, у судебной коллегии не имеется.

В остальной части решение суда первой инстанции сторонами не обжаловано, в связи с чем предметом проверки судебной коллегии не является (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации).

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Макушинского районного суда Курганской области от 18 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Курганской области – без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи: