Судья Евдокимова Н.В. Дело № 2-10/2022
№ 33-992/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Ушаковой И.Г., Душечкиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 24 мая 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному казенному учреждению дошкольного образования «Мокроусовская детская школа искусств», Финансовому отделу Администрации Мокроусовского района Курганской области о возложении обязанности произвести расчет, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Главы Администрации Мокроусовского района Курганской области на решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 7 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению дошкольного образования «Мокроусовская детская школа искусств» (далее - МКУ ДО «Мокроусовская детская школа искусств», МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ»), муниципальному казенному учреждению «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» (далее - МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района») о возложении обязанности произвести пересчет заработной платы с 31.01.2019, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указывала, что между ней и МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» заключен трудовой договор. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 23.10.2019 истцу установлен базовый оклад в размере 8 087 руб., выплаты компенсационного характера по итогам оценки условий труда в размере 12 %, постоянные выплаты в размере 30 % за стаж, образование - 30 %, выплаты стимулирующего характера, постоянная надбавка за проверку письменных работ теоретического цикла в размере 25 % на 0,72 ставки, постоянная надбавка за обслуживание и работу компьютерных и иных электронных и копировальных средствах в размере 25 %, за участие в подготовке и проведении репетиций и комиссий, связанных с учебно-воспитательными мероприятиями, экзаменами, зачетами, просмотрами, выставками, освоением новых образовательных программ в размере 10 %. Установлено 30,5 педагогических часов, в неделю (18 часов на ставку). В связи с тем, что работа с вредными и опасными условиями труда по сравнению с тарифными ставками (окладами), устанавливается в повышенном размере, считает, что при расчете всех постоянных надбавок: за стаж, образование, обслуживание, освоение новых учебных программ должен быть принят во внимание повышающий коэффициент в размере 25 % размер тарифных ставок (базовый оклад), учитывающий работу в сельской местности, а также компенсационную выплату в размере 12 %. Полагает, что работодатель нарушил ее права, производя расчет всех постоянных надбавок, не принимая во внимание повышающий коэффициент в размере 25 %, размер тарифных ставок (базовый оклад), учитывающий работу в сельской местности, а также компенсационную выплату в размере 12 %. Моральный вред истец оценивает в размере 10000 руб.
С учетом измененных исковых требований, принятых судом, ФИО1 просила обязать МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» установить ей с 31.01.2019 ежемесячные постоянные выплаты: за стаж, образование, проверку письменных работ, освоение новых учебных программ с учетом повышающего коэффициента, учитывающий работу в сельской местности и ежемесячной компенсационной выплаты за вредные условия труда; обязать Финансовый отдел Администрации Мокроусовского района Курганской области произвести перерасчет с 31.01.2019 ежемесячных выплат: за стаж, образование, проверку письменных работ, освоение новых учебных программ с учетом повышающего коэффициента, учитывающий работу в сельской местности и ежемесячную компенсационную выплату за вредные условия труда; взыскать с МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Определением Мокроусовского районного суда Курганской области от 31.01.2022 произведена замена ненадлежащего ответчика МКУ «Районный отдел культуры администрации» Мокроусовского района Курганской области, надлежащим - Финансовым отделом Администрации Мокроусовского района Курганской области.
Мокроусовским районным судом Курганской области 07.02.2022 постановлено решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
На МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» возложена обязанность установить ФИО1 ежемесячные выплаты за стаж, образование, проверку письменных работ, освоение новых учебных программ с учетом повышающего коэффициента учитывающий работу в сельской местности и ежемесячной компенсационной выплаты за вредные условия труда, с 18.11.2020.
На Финансовый отдел Администрации Мокроусовского района Курганской области возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы ФИО1 с учетом ежемесячных постоянных выплат за стаж, образование, проверку письменных работ, освоение новых учебных программ с учетом повышающего коэффициента, учитывающий работу в сельской местности и ежемесячной компенсационной выплаты за вредные условия труда, с 18.11.2020.
С МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 руб.
С указанным решением не согласился Глава администрации Мокроусовского района Курганской области, в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что надбавка за вредные условия труда начислена ФИО1 за весь период, указанный в решении суда. Сумма недоплаты по акту проверки от 09.02.2022, проведенной главным специалистом-ревизором финансового отдела МКУ ДО «Мокроусовская детская школа искусств», составила 825 руб. 63 коп. В соответствии со статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, регулируется локальными нормативными актами МКУ ДО «Мокроусовская детская школа искусств». В пункте 6.11 Положения об оплате труда работников, установлении стимулирующих выплат и распределение стимулирующего фонда работников МКУ ДО «Мокроусовская детская школа искусств», утвержденного приказом № 11 от 08.05.2020, предусмотрена компенсационная выплата в размере 12 % к должностному окладу. Вместе с тем, согласно пункту 6.10 Положения выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении к должностному окладу, рассчитываются от должностного оклада без учета повышающих коэффициентов. Как следует из раздела 4 пункта 4.3 Положения, применение повышающего коэффициента базовым окладом педагогических работников не образуют новый оклад и не учитываются при начислении компенсационных и стимулирующих выплат, установленных в процентах к базовому окладу, за исключением коэффициента, учитывающего работу в сельской местности. Кроме того, коллективным договором не предусмотрены выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Также полагает, что взысканный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда в размере 3000 руб. является завышенным и необоснованным.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 с доводами апелляционной жалобы не согласилась, решение суда считала законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с 01.06.2016 состоит в трудовых отношениях с МКУ ДО «Мокроусовская детская школа искусств» на основании трудового договора от 31.05.2016 в должности преподаватель.
Согласно п. 13 трудового договора истцу установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада, ставки заработной платы, базового оклада преподавателя в размере 6269 руб. в месяц; выплат компенсационного характера: образование – 30%, стажевая – 25%, соответствие занимаемой должности – 10%; выплат стимулирующего характера: работа с компьютером - 603 руб. 50 коп., теор. дисц. – 1567 руб. 25 коп.
Пунктом 16 трудового договора истцу установлена продолжительность рабочего времени – 36 часовая рабочая неделя (норма 18 часов на ставку).
На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, коллективным договором и локальными нормативными актами (п. 15 трудового договора).
Дополнительным соглашением от 23.10.2019 к трудовому договору в п. 13 раздела 4 «Оплата труда» со 02.09.2019 внесены следующие изменения: базовый оклад истцу установлен в размере 8087 руб.; выплаты компенсационного характера по итогам оценки условий труда педагогическим работникам со 02.09.2019 – 12%, постоянные выплаты за стаж – 30%, образование – 30%; выплаты стимулирующего характера – постоянные надбавки: за обслуживание и работу на компьютере и иных электронных и копировальных средствах – 25%, за проверку письменных работ теоретического цикла – 25% на 0,72 ставки; за участие в подготовке и проведении репетиций и комиссий, связанных с учебно-воспитательными мероприятиями, экзаменами, зачетами, просмотрами, выставками, освоением новых учебных программ – 10% (29 часов). В п. 16 раздела 5 «Рабочее время и время отдыха» также внесены изменения, установлена продолжительность рабочего времени 30,5 педагогических часов в неделю (18 часов на ставку).
Уведомлением от 18.02.2020 директор МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» уведомил ФИО1 об изменении условий труда и системы оплаты труда, указав, что ежемесячная выплата компенсационного характера за вредные условия труда будет установлена с 18.04.2020 в размере 4% к должностному окладу за фактически отработанное время в данных условиях.
Решением Мокроусовского районного суда Курганской области от 18.05.2020 исковые требования ФИО1 к МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» об установлении выплаты компенсационного характера за вредные условия труда в размере 12%, компенсации морального вреда частично удовлетворены. На МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» возложена обязанность установить ФИО1 выплату компенсационного характера за вредные условия труда в размере 12 % с 31.01.2019. На МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы ФИО1 с учетом установленной выплаты компенсационного характера за вредные условия в размере 12 % с 31.01.2019.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 06.08.2020 решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 18.05.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации Мокроусовского района Курганской области – без удовлетворения.
25.08.2020 директором МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» издан приказ об осуществлении ФИО1 выплаты компенсационного характера за вредные условия труда в размере 12% по решению Мокроусовского районного суда Курганской области с 31.01.2019 по 30.09.2019. Указано, что выплаты за вредные условия труда в размере 12% с октября 2019 г. по июль 2020 г. произведены полностью (л.д. 39 т. 1).
Согласно приказу директора МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» от 26.11.2020 № 45 ФИО1 отменена выплата за вредные условия труда 12% на основании отчета специальной оценки условий труда от 30.09.2020.
Решением Мокроусовского районного суда Курганской области от 16.06.2021 частично удовлетворены исковые требования ФИО1 к МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» о признании действий по завершению специальной оценки условий труда незаконными, признании недействительным отчета по специальной оценке условий труда, применении последствий недействительности, возложении обязанностей, взыскании компенсации морального вреда. Признаны незаконными и не подлежащими применению результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте преподавателя ФИО1, которые оформлены отчетом по СРОУТ от 30.09.2020 в МКУЦ ДО «Мокроусовская ДШИ». Признаны незаконными действия МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» по непредоставлению ФИО1, занимающей должность по указанному рабочему месту, доплаты за работу во вредных условиях труда в размере 12 % к окладу. На МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» возложена обязанность восстановить преподавателю ФИО1 выплату компенсационного характера за вредные условия труда в размере 12% с 18.11.2020. На МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы ФИО1 с учетом установленной выплаты компенсационного характера за вредные условия в размере 12 % с 18.11.2020.
Согласно сведениям МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» ФИО1 на основании решения Мокроусовского районного суда Курганской области от 16.06.2021 был сделан перерасчет выплаты компенсационного характера за вредные условия труда в размере 12% с 18.11.2020 по 31.05.2021, оплата произведена на расчетный счет ФИО1 05.08.2021, с 01.06.2021 выплата компенсационного характера за вредные условия труда в размере 12% производится ежемесячно (л.д. 153 т. 1).
ФИО1, полагая, что работодатель нарушил ее права, производя расчет всех постоянных надбавок, не принимая во внимание повышающий коэффициент в размере 25 %, размер тарифных ставок (базовый оклад), учитывающий работу в сельской местности, а также компенсационную выплату в размере 12 %, обратилась в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд, предусмотренного положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ФИО1 о перерасчете заработной платы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплата компенсационного характера за вредные условия труда в размере 12% преподавателя за период с 31.01.2019 по настоящее время должна учитываться в тарифной ставке как повышающий коэффициент.
При этом суд удовлетворил исковые требования в той части, которая предъявлена в пределах срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы, т.е. с 18.11.2020, указав, что истец могла и должна была узнать о нарушении трудовых права в дни получения заработной платы и расчетных листков за конкретный отработанный месяц спорного периода.
Установив нарушения трудовых прав истца, суд взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Положениями статей 21, 22, 132 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также соответствующая обязанность работодателя выплачивать заработную плату в полном размере в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).
Согласно части 2 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (часть 3 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает:
- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (статья 143 Трудового кодекса Российской Федерации);
- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации - оплата труда в особых условиях; статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации - оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации - оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);
- доплаты и надбавки стимулирующего характера (статья 191 Трудового кодекса Российской Федерации - поощрения за труд).
Пунктом 2.5 Приложения 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 установлен порядок определения учебной нагрузки педагогических работников (далее - Порядок № 1601). При расчете стоимости часа учитываются минимальный оклад по профессиональным квалификационным группам (далее – ПКГ), к которому устанавливаются повышающие коэффициенты за уровень профессионального образования, за квалификационную категорию и стаж работы (выслугу лет). Кроме этого, данному преподавателю может быть установлена доплата за иные составляющие на основании положения об оплате труда самого учреждения, решения муниципального органа или субъекта РФ.
Указанные выплаты, размер и условия их предоставления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Кроме того, при установлении условий оплаты труда применяются повышающие коэффициенты к окладам. Районные коэффициенты также являются повышающими выплатами (т.е. с их применением образуются новые, повышенные должностные оклады и ставки), а надбавки за непрерывный стаж работы уплачиваются в процентах к установленному окладу (с учетом повышений).
Письмом Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02, разработаны Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 1.3 Методических рекомендаций предусмотрено, что система оплаты труда работников общеобразовательных организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда работников организации, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При установлении системы оплаты труда в организации рекомендуется предусмотреть все виды выплат компенсационного характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации, применяемые к соответствующей организации (п. 4.1 Методических рекомендаций).
Согласно п. 4.2 Методических рекомендаций выплата компенсационного характера работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в порядке, определенном законодательством Российской Федерации на основании специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с целью обеспечения безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и реализации прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Выплата компенсационного характера за работы с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается в размере не менее 4 процентов от оклада (должностного оклада) работника.
В соответствии с п. 4.9 Методических рекомендаций к видам выплат компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ.
К такой дополнительной работе относится работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.
При возложении на работников с их письменного согласия перечисленных выше видов дополнительной работы размеры выплат (в виде доплат) устанавливаются общеобразовательными организациями в абсолютных величинах либо определяются в процентах от размеров установленных по квалификационному уровню ПКГ по занимаемой должности ставок заработной платы, предусмотренных за норму часов педагогической работы в неделю (в год), или должностных окладов педагогических работников. При определении размеров доплат не учитываются выплаты стимулирующего или компенсационного характера, а также предусмотренные системой оплаты труда повышающие коэффициенты.
Пунктом 5.2.2 Методических рекомендаций предусмотрено, что размеры выплат за стаж непрерывной работы рекомендуется определять дифференцированно с учетом продолжительности непрерывной работы с помощью коэффициентов или процентов от размеров ставок заработной платы или должностных окладов работников, устанавливаемых по квалификационному уровню ПКГ, а работников, не включенных в профессиональные квалификационные группы, - от размеров окладов (должностных окладов), установленных трудовым договором.
Постановлением Правительства Курганской области от 09.08.2011 № 376 (ред. от 11.06.2019) «О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Управлению культуры Курганской области» утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Управлению культуры Курганской области (далее – Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений).
В соответствии с п. 25 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений стимулирующие выплаты применяются к должностному окладу по соответствующим ПКГ и квалификационным уровням.
Применение стимулирующей выплаты к должностному окладу не образует новый должностной оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат. Стимулирующие выплаты при применении складываются между собой.
Порядок осуществления стимулирующих выплат устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации (п. 28 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений).
Пунктом 38 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений предусмотрено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их установления работникам образовательных организаций устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 1 Устава МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», утвержденного постановлением Администрации Мокроусовского района Курганской области от 13.09.2019 № 225, данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной с целью оказания муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения муниципальных функций для реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в области дополнительного образования в сфере культуры.
Учредителем и собственником имущества МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» является муниципальное образование Муниципальный район Курганской области. Функции и полномочия учредителя МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» исполняет Администрация Мокроусовского района Курганской области. Вышестоящим органом по ведомственной подчиненности для учреждения и распорядителем бюджетных средств Мокроусовского района в сфере культуры является МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» (п. 6 Устава).
Согласно п. 64 Устава МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» осуществляет контроль за деятельностью учреждения, согласовывает штатное расписание учреждения, формирует учетную политику учреждения, осуществляет ведение бухгалтерского учета, хранение документов бухгалтерского учета, формирование бухгалтерской и статистической отчетности (по соглашению).
МУ Финансовый отдел Администрации Мокроусовского района осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения, за правильностью начисления заработной платы работникам учреждения и проведения тарификации (п. 65 Устава).
Постановлением Администрации Мокроусовского района Курганской области № 239 от 24.09.2019 утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» (далее - Положение об отраслевой системе оплаты труда).
В соответствии с п. 13 Положения об отраслевой системе оплаты труда минимальный размер тарифной ставки базового должностного оклада преподавателю установлен в размере 8100 руб.
Согласно п. 39 Положения об отраслевой системе оплаты труда выплаты компенсационного характера и условия их установления работникам образовательной организации устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конкретные размеры доплат определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (п. 50 Положения об отраслевой системе оплаты труда).
Пунктом 51 Положения об отраслевой системе оплаты труда предусмотрено, что выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении к должностному окладу, рассчитываются от должностного оклада без учета повышающих коэффициентов.
В соответствии с подп. 5 п. 5.2 Коллективного договора МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» на 2017-2020 годы заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками 9окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже чем на 12% тарифной ставки (оклада), за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24% от тарифной ставки (оклада).
За работу, не входящую в должностные обязанности работника (проверка письменных работ, классное руководство, заведование кабинетами и др.), за счет фонда стимулирования устанавливаются повышающие коэффициенты, конкретный размер которых определяется Положением об оплате труда работников, установлении стимулирующих выплат и распределении надтарифного фонда стимулирования о премировании и материальной помощи работников (подп. 9 п. 5.2 Коллективного договора).
Выплаты по повышающим коэффициентам за квалификационную категорию (стаж педагогической работы), высшее профессиональное образование, классное руководство и проверку письменных работ являются обязательными (под. 10 п. 5 Коллективного договора).
Аналогичные положения содержатся в Коллективном договоре МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» на 2020-2022 года.
Пунктом 7.11 Положения об оплате труда, установлении стимулирующих выплат, распределении надтарифного фонда, премировании и материальной помощи работников МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», являющегося приложением к коллективному договору № 2, принятого на общем собрании 21.12.2016, педагогическим работникам установлены компенсационные выплаты, в том числе работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда – 12%.
В соответствии с п. 4.1 Положения об оплате труда работников, установлении стимулирующих выплат и распределении стимулирующего фонда, работников МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», утвержденного на общем собрании 08.05.2020 (далее – Положение), преподавателю установлен минимальный размер тарифной ставки (должностного оклада) – 8087 руб.
Применение повышающих коэффициентов базовым окладам педагогических работников не образуют новый оклад и не учитывается при начислении компенсационных и стимулирующих выплат, устанавливаемых в процентах к базовому окладу (базовому должностному окладу) за исключением коэффициента, учитывающего работу в сельской местности. Повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты начисляются на оклад (должностной оклад).
Согласно п. 4.4 указанного Положения педагогическим работникам ДШИ устанавливаются следующие повышающие коэффициенты: повышающий коэффициент, учитывающий работу в сельской местности, повышающий коэффициент, учитывающий уровень образования, повышающий коэффициент, учитывающий уровень квалификации, повышающий коэффициент за наличие ученой степени, государственных наград.
Пунктом 4.5 Положения предусмотрено, что повышающий коэффициент, учитывающий работу в сельской местности устанавливается в размере 0,25 к базовым окладам, утвержденного постановлением правительства Курганской области от 08.06.2007 № 240 «Об утверждении перечня должностей работников государственных учреждений Курганской области, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, которым устанавливается повышенный на 25% размер тарифных окладов (должностных окладов) за работу в сельской местности».
В соответствии с п. 5.1 Положения в целях поощрения работников образовательного учреждения за выполненную работу устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат: за выслугу лет, за качество выполненных работ, премиальные выплаты по итогам работы.
Стимулирующие выплаты применяются к должностному окладу по соответствующим ПКГ. Применение стимулирующей выплаты к должностному окладу не образует новый должностной оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат. Стимулирующие выплаты при применении складываются между собой (п. 5.2 Положения).
Размер стимулирующих выплат к должностному окладу определяется путем умножения должностного оклада на коэффициент стимулирующей выплаты (п. 5.3 Положения).
Размер выплат устанавливается в процентах от оклада + сельские, либо в абсолютной величине (п. 5.15 Положения).
Пунктом 27 Положения установлены размеры стимулирующих выплат, в том числе за работу и обслуживание компьютерных и иных электронных и копировальных средств до 25% МРОТ, за работу письменных работ по предметам теоретического цикла – 25% исходя из расчета за 18 старших недельных часов, за участие в подготовке и проведении репетиций и комиссий, связанных с учебно-воспитательными мероприятиями, концертами, экзаменами, зачетами, просмотрами, выставками, фестивалями, конкурсами – до 30%, освоение новых учебных программ – до 30%.
Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении к должностному окладу, рассчитываются от должностного оклада без учета повышающих коэффициентов. Конкретные размеры доплат за работу в выходные или нерабочий праздничный день определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (п. 6.10 Положения).
Пунктом 6.11 Положения установлены компенсационная выплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда в размере 12%.
Сторонами не оспаривалось, что начисление стимулирующих и компенсационных выплат производилось исходя из оклада с учетом коэффициента за работу в сельской местности.
Анализ нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу, что применение компенсационной выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда к должностному окладу с учетом коэффициента за работу в сельской местности не образует новый должностной оклад, не должен учитываться при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат. Стимулирующие выплаты при применении складываются между собой. Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении к должностному окладу, рассчитываются от должностного оклада без учета повышающих коэффициентов.
Из трудового договора и дополнительного соглашения к нему следует, что ФИО1 установлены постоянные выплаты за стаж – 30%, образование -30%, постоянный надбавки за работу с компьютером – 25%, проверку письменных работ теоретического цикла – 25%, за участие в подготовке и проведении репетиций и комиссий, связанных с учебно-воспитательными мероприятиями – 10%, выплата компенсационного характера по итогам оценки условий труда – 12%.
Согласно расчетным листкам за 2020-2021 гг., выпискам из лицевого счета за 2019-2022 гг., заработная плата ФИО1 выплачивалась исходя из базового оклада и коэффициентов, предусмотренных Положением об оплате труда.
Из пояснений ФИО3, допрошенной в суде апелляционной инстанции в качестве специалиста, следует, что она занимается начислением заработной платы сотрудников МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», заработная плата начисляется всем сотрудникам на основании Положения об оплате труда, штатного расписания, тарификации, приказов директора учреждения. Заработная плата рассчитывается из базового оклада с учетом надбавки за работу в сельской местности 25%, затем на увеличенный оклад начисляются остальные надбавки за стаж, образование, за проверку письменных работ. Надбавка за работу с вредными условиями труда в размере 12% к повышающему коэффициенту не относится, в оклад не входит, начисляется путем умножения должностного оклада с сельской надбавкой на 12%.
Таким образом, применение повышающих коэффициентов к должностному окладу не образует новый должностной оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что начисление заработной платы истцу за спорный период производилось работодателем в установленном порядке, в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации, постановлением Правительства Курганской области № 376 от 09.08.2011, Положением об оплате МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», коллективному договору.
Вопреки требованиям истца, оснований для применения компенсационной выплаты в виде надбавки за вредные условия труда в размере 12%, к базовому окладу не имеется, поскольку Положением об оплате труда предусмотрен иной порядок расчета заработной платы.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что расчет компенсационных и стимулирующих выплат ФИО1 должен производиться с учетом выплаты за вредные условия труда в размере 12%, является ошибочным.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете заработной платы.
Поскольку нарушения трудовых прав истца не имеется, требование о взыскании компенсации морального вреда также не подлежало удовлетворению в силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
Соответственно, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по данному делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 7 февраля 2022 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к муниципальному казенному учреждению дошкольного образования «Мокроусовская детская школа искусств», Финансовому отделу Администрации Мокроусовского района Курганской области о возложении обязанности установить ежемесячные выплаты, произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: И.Г. Ушакова
Н.С. Душечкина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.05.2022.