Дело № 33а-3026/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курган 23 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего Варлакова В.В.
судей Волосникова С.В., Дьяченко Ю.Л.
при секретаре Севостьянове Р.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области на решение Щучанского районного суда Курганской области от 16 октября 2020 г. по административному делу
№ 2а-486/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Заслушав доклад судьи Волосникова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 6 по Курганской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 258 руб. 12 коп., пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1694 руб. 31 коп., указав в обоснование, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно обязана была платить взносы на обязательное медицинское страхование, а также единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате указанных обязательных платежей ФИО1 налоговым органом были направлены требования об уплате пени, которые исполнены не были.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 6 по Курганской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Выражает несогласие с выводом суда о признании задолженности по пени на единый налог на вмененный доход безнадежной к взысканию и подлежащей списанию налоговым органом.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области, ФИО1 не явились, извещались посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Курганского областного суда в сети «Интернет» и направления СМС-сообщения.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, и не сообщивших суду об уважительности причин своей неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки статей 75 Налогового кодека Российской Федерации предусмотрена уплата пени.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период
с 6 октября 2015 г. по 2 сентября 2016 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
от 16 октября 2020 г. (л.д. 55-56), и, соответственно, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2015-2016 гг.
Кроме того, ФИО1 в соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
ФИО1 представила в налоговый орган декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности: за 4 квартал 2015 г., где сумма налога, подлежащего уплате, составила 3758 руб.,
за 1 квартал 2016 г. – 17477 руб., за 2 квартал 2016 г. – 4855 руб.
В связи с неисполнением обязательств по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов
(на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) надлежащим образом в установленные законом сроки ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика направлены: требование № по состоянию на 2 февраля 2018 г. об уплате пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 5 сентября 2017 г. по 2 февраля 2018 г. в размере 505 руб. 01 коп.; требование № по состоянию на 10 июля 2019 г. об уплате, в том числе, пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 20 июня 2018 г. по 10 июля 2019 г. в размере
1189 руб. 30 коп., пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., за период с 1 июня 2018 г. по 10 июля 2019 г. в размере 258 руб. 12 коп., сроком уплаты до 22 февраля 2018 г. и 28 октября 2019 г. соответственно.
Поскольку указанные требования в установленный срок исполнены не были, 12 февраля 2020 г. налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
12 февраля 2020 г. мировым судьей судебного участка № Щучанского судебного района Курганской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1, в том числе, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные период, истекшие до 1 января 2017 г., за период с 1 января 2018 г. по 1 февраля 2019 г. в размере 258 руб. 12 коп., пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 5 сентября 2017 г. по 1 февраля 2019 г. в размере 1694 руб. 31 коп., который по заявлению ФИО1 отменен определением этого же мирового судьи от 4 марта 2020 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что недоимка по обязательным платежам возникла у ФИО1 за период, истекший до 1 января 2017 г., в связи с чем, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ, задолженность по пени на нее признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом.
Судебная коллегия полагает правильными выводы о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию и подлежащей списанию суммы задолженности по пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 1 января 2017 г. в сумме 258 руб. 12 коп.
В силу положений статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из смысла приведенных положений списанию подлежат все не уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Как следует из материалов дела, административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 2 сентября 2016 г.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Таким образом, срок уплаты указанных страховых взносов наступил по истечении 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, то есть 16 сентября 2016 г. Следовательно, со следующего дня – 17 сентября 2016 г. образовалась недоимка по названным платежам, то есть за период, истекший до 1 января 2017 г.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административные исковые требования налогового органа о взыскании с ФИО1 задолженности по пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию и подлежащей списанию суммы задолженности по пени на единый налог на вмененный доход в размере 1694 руб. 31 коп.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона № 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по налогам
(за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, образовавшимся
на 1 января 2015 г., числящихся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2018 г.
№ 306-КГ18-10607, для целей статьи 12 Федерального закона № 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 1 января 2015 г., должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015-2017 гг.
Как следует из материалов административного дела, предъявленная к взысканию налоговым органом задолженность по пени возникла в связи с неуплатой ФИО1 в полном объеме единого налога на вмененный доход за налоговые периоды 4 квартал 2015 г., 1 квартал 2016 г., то есть указанная задолженность образовалась после 1 января 2015 г.
При таких обстоятельствах правовых оснований для признания указанной задолженности по пени на единый налог на вмененный доход безнадежной к взысканию и подлежащей списанию налоговым органом не имеется.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для удовлетворения административного иска в указанной части судебная коллегия не находит, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 февраля 2015 г. № 422-О отметил, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). С учетом изложенного, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Вместе с тем, в материалы административного дела налоговым органом не представлены доказательства принудительного (судебного) взыскания в установленном законом порядке самой недоимки по налогу, на которую начислены пени, либо доказательства ее добровольной оплаты налогоплательщиком с пропуском установленных сроков.
При таких обстоятельствах административный иск Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области удовлетворению не подлежит, оснований для отмены либо изменения решения суд первой инстанции не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия полагает правильным исключить из резолютивной части решения указание на основание отказа в удовлетворении административного иска – в связи с признанием задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию налоговым органом.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щучанского районного суда Курганской области от 16 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области – без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения Щучанского районного суда Курганской области от 16 октября 2020 г. указание на основание отказа в удовлетворении административного иска – в связи признанием задолженности по пени безнадежной к взысканию и подлежащей списанию налоговым органом.
Судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Щучанский районный суд Курганской области.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 декабря 2020 г.
Председательствующий
Судьи