НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 22.02.2022 № 2-77/2021

Судья Лушникова Н.В. Дело № 2-77/2021

№ 33-445/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда

в составе судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,

при секретаре судебного заседания Руденко Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 22 февраля 2022 года гражданское дело по иску ФИО3 к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области о понуждении по предоставлению сведений, начислению и перечислению дополнительного тарифа по страховым взносам, включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» на решение Щучанского районного суда Курганской области от 12 ноября 2021 года,

заслушав доклад судьи Ушаковой И.Г., пояснения представителя ответчика ФИО7,

УСТАНОВИЛА:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» (далее - ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)»), филиалу ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объекту по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) о возложении обязанности по предоставлению сведений, начислению и перечислению дополнительного тарифа по страховым взносам. В обоснование требований указывал, что состоял в трудовых отношениях с ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» в лице его филиала - 1207 объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) в периоды с 11.09.2009 по 01.09.2013 и с 01.01.2015 по настоящее время в должности электрогазосварщик в ремонтно-механической мастерской. Согласно приказам о приеме на работу, записям в трудовой книжке, журналам регистрации выполненных работ, журналу выдачи электродов, картам аттестации рабочих мест, картам специальной оценки условий труда в указанные периоды он выполнял работу полный рабочий день во вредных условиях труда, однако в выписке индивидуального лицевого счета отсутствует код особых условий труда. Работодателем не сданы индивидуальные сведения на него с кодом особых условий труда в периоды с 11.09.2009 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 01.09.2013, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 15.01.2016 по 31.03.2016, не начислен и не уплачен дополнительный тариф страховых взносов за указанные периоды.

С учетом изменения исковых требований, предъявив их к ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской власти (межрайонное) (далее – ГУ – УПФ Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской власти (межрайонное)), просил обязать ФБУ «Федеральное правление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» предоставить в ГУ – УПФ Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) откорректированные сведения на него с указанием кода особых условий труда за периоды работы с 11.09.2009 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 01.09.2013, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 15.01.2016 по 31.03.2016, начислить и перечислить дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части страховой пенсии за периоды его работы электрогазосварщиком с 01.01.2013 по 01.09.2013, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 15.01.2016 по 31.03.2016; обязать ГУ - УПФ Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 11.09.2009 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 01.09.2013, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 15.01.2016 по 31.03.2016 по должности электрогазосварщика в ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746), назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения.

I Спис

1

ки

I на льго-.

Определением Щучанского районного суда Курганской области от
13.10.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ – УПФ Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее – ГУ – ОПФ Российской Федерации по Курганской области).

В судебном заседании истец ФИО3 на удовлетворении иска в измененном виде настаивал.

Представитель ответчика ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» по доверенности ФИО7 с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ГУ – ОПФ Российской Федерации по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Щучанским районным судом Курганской области 12.11.2021 постановлено решение, которым исковые требования ФИО3 удовлетворены частично, постановлено: обязать ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855) предоставить в ГУ - ОПФ Российской Федерации по Курганской области откорректированные сведения на ФИО3 с указанием кода особых условий труда за периоды работы с 11.09.2009 по 30.11.2009, с 01.01.2010 по 31.03.2011, с 01.04.2011 по 17.04.2011, с 01.05.2011 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 01.09.2013, с 01.01.2015 по 28.02.2015, с 01.03.2015 по 17.03.2015, с 01.04.2015 по 30.11.2015, с 01.12.2015 по 13.12.2015, с 15.01.2016 по 31.03.2016 в должности электрогазосварщика в филиале ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855) – 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746); обязать ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855) начислить и перечислить страховые взносы по дополнительным тарифам на финансирование страховой части страховой пенсии ФИО3 за периоды с 01.01.2013 по 01.09.2013, с 01.01.2015 по 28.02.2015, с 01.03.2015 по 17.03.2015, с 01.04.2015 по 30.11.2015, с 01.12.2015 по 13.12.2015, с 15.01.2016 по 31.03.2016; обязать ГУ - ОПФ Российской Федерации по Курганской области включить ФИО3 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 11.09.2009 по 30.11.2009, с 01.01.2010 по 31.03.2011, с 01.04.2011 по 17.04.2011, с 01.05.2011 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 01.09.2013, с 01.01.2015 по 28.02.2015, с 01.03.2015 по 17.03.2015, с 01.04.2015 по 30.11.2015, с 01.12.2015 по 13.12.2015, с 15.01.2016 по 31.03.2016 в должности электрогазосварщика в филиале ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855) – 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746); обязать ГУ - УПФ Российской Федерации по Курганской области назначить ФИО3 страховую пенсию по старости с 21.03.2021. В удовлетворении остальной части иска отказано.

С указанным решением не согласился ответчик ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли (войсковая часть 70855)», в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе ФИО3 в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 15.12.2001 № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», указывает, что дополнительные тарифы страхового взноса, подлежащие обязательной уплате работодателем с 01.01.2013, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и опасными, были предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующего в период трудовой деятельности истца и до 01.01.2017, в связи с чем, полагает, что обязанность по оплате страховых взносов по дополнительным тарифам возникла у работодателя только с 01.01.2013. Ссылаясь на карту аттестации рабочего места по условиям труда электрогазосварщика ремонтно-механической мастерской от 31.10.2009, указывает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истца по занимаемой им должности отсутствует. Согласно аттестации рабочего места электрогазосварщика ремонтно-механической мастерской от 17.12.2015 право на досрочное назначение страховой пенсии отсутствует, в связи с чем перечисление страховых взносов в отношении ФИО3 в период с 01.01.2015 по 31.03.2016 не производились. Специальной оценкой условий труда ФИО3 от 17.12.2015 установлено, что вредные факторы, превышающие предельно допустимые уровни, не выявлены. Согласно карте аттестации рабочего места электрогазосварщика отделения (по обслуживанию и ремонту технологического оборудования) от 07.07.2016 у работников данной должности возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, начиная с данного периода за истца перечислялись страховые взносы по дополнительному тарифу. Кроме того, указывает, что в ходе рассмотрения дела установлен факт выполнения истцом иной работы помимо основной, которая не связана со сварочными работами, что свидетельствует об отсутствии постоянной занятости истца в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО3 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли (войсковая часть 70855)» - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли (войсковая часть 70855)» ФИО7 доводы апелляционной жалобы поддержал.

Истец ФИО3 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения извещался своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации).

Указанное решение суда обжалуется в части перечисления дополнительного тарифа, включении периодов работы в стаж вследствие отсутствия постоянной занятости и несоответствия характера условий труда условиям, дающим право на досрочное назначение пенсии.

Из материалов дела усматривается, что истец ФИО3 18.03.2021 обратился в ГУ - УПФ Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - УПФ Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) от 22.03.2021 ФИО3 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа 12 лет 6 месяцев, при наличии указанного стажа 7 лет 8 месяцев 27 дней.

Решением ГУ - УПФ Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) истцу отказано в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе, периодов с 11.09.2009 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 01.09.2013, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 15.01.2016 по 31.03.2016, так как код особых условий труда в выписке из индивидуального лицевого счета в указанные периоды отсутствует.

Записями в трудовой книжке, выписками из приказов командира войсковой части 92746 (по строевой части) подтверждено, что ФИО3 в спорные периоды работал в войсковой части 92746, филиале «Войсковая часть 92746» ФБУ «Войсковая часть 70855», филиале ФБУ «Федеральное управление по безопасности хранения и уничтожения химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)» - 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746).

11.09.2009 ФИО3 был принят электрогазосварщиком в ремонтно-механическую мастерскую, 13.01.2010 ему установлена 5 группа тарифных ставок в связи с выполнением работ дуговой, плазменной и газовой сварки различной сложности аппаратов, деталей, узлов, конструкций и трубопроводов из различных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов, предназначенных для работы под динамическими и вибрационными нагрузками и под давлением, 14.12.2010 - 6 группа тарифных ставок по профессии электрогазосварщик ремонтно-механической мастерской, 31.12.2012 истец уволен.

01.01.2013 ФИО3 вновь принят электрогазосварщиком в ремонтно-механическую мастерскую по 4 группе тарифных ставок, 02.09.2013 переведен слесарем аварийно - восстановительных работ в сооружения водоснабжения и канализации.

01.01.2015 ФИО3 был принят электрогазосварщиком в ремонтно-
механическую мастерскую по 4 группе тарифных ставок, 31.12.2015 уволен.

15.01.2016 принят электрогазосварщиком в ремонтно-механическую мастерскую по 4 группе тарифных ставок, 31.03.2016 уволен.

Суд первой инстанции, определяя соответствие условий работы истца в спорные периоды условиям, дающим право на досрочное назначение пенсии, и удовлетворяя частично требования истца о корректировке сведений персонифицированного учета, начислении и перечислении страховых взносов по дополнительным тарифам на финансирование страховой части страховой пенсии, включении периодов работы в стаж и назначении пенсии, руководствовался экспертным заключением Главного Управления по труду и занятости населения Курганской области от 14.04.2021, в соответствии с которым, вопреки картам аттестации рабочих мест истца, условия труда истца и характер работы ФИО3 в периоды работы с 11.09.2009 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 01.09.2013, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 15.01.2016 по 31.03.2016 соответствуют профессии (с дополнительными показателями), предусмотренной разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 1991: «Электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности» позиция 23200000-19756.

При этом, удовлетворяя требования ФИО3 о включении в соответствующий стаж только части периодов работы: с 11.09.2009 по 30.11.2009, с 01.01.2010 по 31.03.2011, с 01.04.2011 по 17.04.2011, с 01.05.2011 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 01.09.2013, с 01.01.2015 по 28.02.2015, с 01.03.2015 по 17.03.2015, с 01.04.2015 по 30.11.2015, с 01.12.2015 по 13.12.2015, с 15.01.2016 по 31.03.2016 в должности электрогазосварщика, суд, оценивая сведения о постоянной занятости истца в соответствующих условиях (не менее 80 % в течение полного рабочего дня), исходил из сведений о начислении истцу заработной платы, карточек-справок о начислении оплаты труда, карточек формы Т-2, количества отработанных истцом дней в спорный период, сведений о выдаче ему электродов в период с 15.09.2009 по 18.08.2015, а также показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, подтвердивших занятость истца в соответствующих условиях в течение полного рабочего дня.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных чч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Согласно пп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 1991);

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (далее - Список № 2 1956).

Списком № 2 1991 - разделом XXXIII «Общие профессии», позицией 23200000-19906 предусмотрены электросварщики ручной сварки; позицией 23200000-19756 предусмотрены электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Согласно разъяснениям, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.

Поскольку должности газосварщика и электросварщика включены в Список № 2 1956 без уточнения условий труда, в связи с чем, характер работы истца не является существенным для рассмотрения вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии в период работы до 01.01.1992.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Из разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п.2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Кроме того, в силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные пп. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пп. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пп. 1 - 18 ч.1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

На работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате, начиная с 01.01.2013 дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с 01.01.2017 – ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31.12.2018 результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (п. 3 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч. 6 ст. 30 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 № 2250-0).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 №N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК Российской Федерации.

Определением от 28.02.2017 № 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности приведенных выше положений, указал, что такое правовое регулирование, в том числе правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.

Согласно ч. 8 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ положения ч. 6 ст. 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31.12.2018 результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Истец зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» 08.05.2000.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при наличии доказательств занятости истца в соответствующих условиях труда и полный рабочий день (не менее 80 % рабочего времени), оснований для отказа в удовлетворении требований о корректировке соответствующих сведений и перечислении дополнительного тарифа, как и включении спорных периодов в соответствующий стаж, не имелось.

При этом факт отсутствия в сведениях специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест истца сведений о праве на досрочное пенсионное обеспечение, не лишает его права предоставлять доказательства соответствия этих условий в индивидуальном споре в порядке искового производства.

Судебная коллегия учитывает, что при проведении экспертизы на основании определения суда, экспертом подробно изучены и отражены в заключении карты специальной оценки труда истца , , , перечни рабочих мест, профессий и должностей, предоставляемых работодателем за период с 2011 по 2016, штатные расписания. Экспертом обоснованно указано, что ни в одной из указанных выше карт аттестации, не отражены сведения о марках и моделях используемого истцом сварочного оборудования, как и используемых им материалах. В 2009 химический фактор при проведении аттестации не учитывался. Анализируя журнал регистрации выполненных истцом работ, журнал выдачи электродов, эксперт пришел к выводу о том, что выполняемые же истцом работы по ремонту основного и вспомогательного оборудования, выполняются, как правило, ручной дуговой сваркой в связи с ее универсальностью, ввиду невозможностью проведения большинства работ другими видами сварки. Сведений о выполнении истцом указанных работ иными видами сварки, как и раздельного учета подготовительных и вспомогательных работ, работодателем, как сильной стороной трудовых отношений не предоставлено.

Учитывая наличие у истца на дату обращения, с учетом зачтенных судом периодов работы, стажа для назначения досрочной страховой пенсии (12 лет 6 мес.), суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о назначении ФИО3 пенсии с даты возникновения права - 21.03.2021.

Решение суда соответствует предоставленным по делу доказательствам и нормам материального права. Оснований для его отмены по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щучанского районного суда Курганской области от 12 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - без удовлетворения.

Судья – председательствующий Литвинова И.В.

Судьи: Безносова Е.И.

Ушакова И.Г.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.02.2022