Судья Рыбалова С.С. Дело № 33-111/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 22 января 2015 года гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Курганской области о включении периодов работы в стаж, выдаче справки,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 сентября 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать периоды работы ФИО1 в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 02.11.1998 по 30.12.2004, в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008, периодом, опыт и знания работы в котором необходимы для выполнения обязанностей по замещавшейся должности государственной гражданской службы Курганской области.
Обязать Правительство Курганской области рассмотреть в установленном законом порядке вопрос о включении в стаж государственной гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, ФИО1 периодов работы в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 02.11.1998 по 30.12.2004, в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И. об обстоятельствах дела, объяснения истца ФИО1, её представителя ФИО2, представителя ответчика Правительства Курганской области ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к Правительству Курганской области о включении периодов работы в стаж, выдаче справки. Требования обосновывала тем, что она в период с 02.11.1998 по 30.12.2004 работала в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности. В период с 29.01.2007 по 31.05.2008 работала в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности. Данные должности не относятся к должностям государственной гражданской службы Курганской области, однако опыт, знание и навыки, полученные во время работы в данных должностях, были необходимы ей для выполнения обязанностей по замещаемым впоследствии должностям государственной гражданской службы. С 25.06.2013 ей была назначена трудовая пенсия по старости. 30.09.2013 она была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по соглашению сторон служебного контракта. 01.10.2013 Комиссия по определению трудового стажа Избирательной комиссии Курганской области признала, что приобретенные опыт и знание работы на должностях ведущего специалиста отдела учета и отчетности Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области и бухгалтера отдела учета и отчетности Избирательной комиссии Курганской области необходимы ей для выполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы Курганской области - ведущего специалиста. Распоряжением Губернатора Курганской области № 339-р от 06.11.2013 «Об установлении стажа государственной гражданской службы для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии» ей был установлен стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии продолжительностью 18 лет 06 месяцев 01 день, при этом указанные выше периоды работы в стаж не включены. Просила суд признать периоды ее работы в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 02.11.1998 по 30.12.2004, а также в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008, общая продолжительность которых составляет 07 лет 06 месяцев, периодами, опыт и знания работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой (замещавшейся) государственной должности Курганской области, должностных обязанностей по замещаемой (замещавшейся) должности государственной гражданской службы Курганской области в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Курганской области; обязать Правительство Курганской области включить в ее стаж государственной гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, 05 лет из периодов работы в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 02.11.1998 по 30.12.2004, а также в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008 и выдать справку о периодах государственной службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы (работы), дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.
В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО2 исковые требования поддерживали в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства Курганской области ФИО4 с требованиями не согласилась. Полагала, что во включении спорного периода работы истца в стаж государственной гражданской службы отказано обоснованно.
Представитель третьего лица Избирательной комиссии Курганской области ФИО5 требования истца подержал.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области при надлежащем извещении в суд не явился, о причинах неявки не уведомил.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение Курганского городского суда Курганской области от 22.09.2014 отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 отказать. Считает, что суд, делая вывод в отношении спорных периодов, фактически предопределил решение уполномоченного органа. Ссылается на положения пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которому суд не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято уполномоченным органом. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования ФИО1 о признании спорных периодов периодами, опыт и знания работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по замещавшейся должности государственной гражданской службы Курганской области.
В суде апелляционной инстанции истец ФИО1, её представитель ФИО2 на доводах апелляционной жалобы настаивали. Полагали, что судом, в том числе, рассмотрено требование, которое истцом не заявлялось, права истца защищены не в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства Курганской области ФИО3 на доводах апелляционной жалобы настаивала. Кроме этого, сообщила, что в целях оптимизации расходов областного бюджета Совет по вопросам государственной гражданской службы Курганской области (далее – Совет) своим решением приостановил рассмотрение вопросов о включении в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Курганской области периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях. Комиссия по установлению стажа работы (государственной гражданской службы) Правительства Курганской области при рассмотрении соответствующих вопросов исходит из позиции, определенной Советом.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федераций находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусмотрено государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
Введенный в действие с 01.01.2002 Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Поскольку полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного
обеспечения граждан, занимавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, федеральным законодателем возложено на субъекты Российской Федерации, то до принятия федерального закона субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять законодательное регулирование, в данном случае устанавливать порядок установления и выплаты пенсий лицам, занимавшим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1. статьи 2 Закона Курганской области от 31.10.2001 № 97 «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Курганской области, государственные должности государственной службы Курганской области и должности государственной гражданской службы Курганской области» (далее — Закон № 97) лица, замещавшие на 09.09.1996 (день введения в действие Постановления Главы Администрации Курганской области «О Реестре государственных должностей») и позднее этого срока государственные должности государственной службы Курганской области, должности государственной гражданской службы Курганской области (далее - должности гражданской службы Курганской области) не менее 5 лет при общей продолжительности стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к. государственной пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, при увольнении с государственной службы Курганской области, государственной гражданской службы Курганской области (далее государственная служба) по основаниям, не связанным с виновными действиями указанных лиц.
Порядок установления стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Курганской области для установления доплаты к государственной пенсии определен Законом Курганской области от 11.10.2000 № 383 «О стаже работы лиц замещающих (замещавших) государственные должности Курганской области, и стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Кургане области» (далее — Закон № 383).
Приложением к указанному закону установлен Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в стаж работы лиц, замещающих замещавших) государственные должности Курганской области, и стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Курганской области для становления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, доплаты к государственной пенсии, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.
Пунктом 23 указанного Перечня предусмотрено, что в стаж работы (государственной гражданской службы) могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой (замещавшейся) государственной должности Курганской области, должностных обязанностей по замещаемой замещавшейся) должности государственной гражданской службы Курганской области в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Курганской области. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
Материалами дела подтверждается, что истец ФИО1 с июня 2013 года является получателем государственной пенсии.
Истец 30.09.2013 обратилась с заявлением на имя председателя Избирательной комиссии Курганской области, в котором просила включить в стаж государственной службы периоды в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 02.11.1998 по 30.12.2004, а также в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008.
Решением комиссии по определению трудового стажа Избирательной комиссии Курганской области от 01.10.2013 установлено, что стаж работы на должностях ведущего специалиста отдела учета и отчетности Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области с 02.11.1998 по 30.12.2004 и бухгалтера отдела учета и отчетности Избирательной комиссии Курганской области с 29.01.2007 по 31.05.2008 составляет 07 лет 06 месяцев 00 дней.
Признано, что приобретенные опыт и знания работы на должностях ведущего специалиста отдела учета и отчетности Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области и бухгалтера отдела учета и отчетности Избирательной комиссии Курганской области необходимы ФИО1 для выполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы Курганской области – ведущего специалиста и существенно помогали ей в работе.
Принято решение ходатайствовать перед Председателем Избирательной комиссии Курганской области о направлении протокола заседания комиссии на согласование в Совет по вопросам государственной гражданской службы Курганской области и о включении ФИО1 в стаж (государственной гражданской службы), дающий право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, 05 стажа работы на должностях, опыт и знание работы в которых существенно помогали ей в работе.
Председателем Избирательной комиссии Курганской области ФИО6 соответствующее письмо с приложением копии трудовой книжки истца и выписки из протокола № 10 заседания комиссии по определению трудового стажа от 01.10.2013 было направлено на имя Губернатора Курганской области.
Распоряжением Губернатора Курганской области от 06.11.2013 № 339-р на основании протокола заседания комиссии по установлению стажа работы (государственной гражданской службы) Правительства Курганской области № 158 от 25.10.2013 ФИО1 установлен стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии — 18 лет 06 месяцев 01 день. При этом спорные периоды в данный стаж не были включены.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца в части признания периодов работы истца в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 02.11.1998 по 30.12.2004, в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008, периодом, опыт и знания работы в котором необходимы для выполнения обязанностей по замещавшейся должности государственной гражданской службы Курганской области.
С данным выводом в части признания периода работы в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008, периодом, опыт и знания работы в котором необходимы для выполнения обязанностей по замещавшейся должности государственной гражданской службы Курганской области судебная коллегия соглашается.
В материалы дела представлены должностная инструкция бухгалтера отдела учета и отчетности аппарата Избирательной комиссии Курганской области, а также должностной регламент государственного служащего Курганской области, замещающего в Избирательной комиссии Курганской области должность государственной гражданской службы Курганской области ведущего специалиста отдела учета и отчетности, из которых усматривается, что работа в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008 была действительно необходима и способствовала истцу в дальнейшем выполнению обязанностей в должности ведущего специалиста. Данный факт также подтвержден в суде работодателем ФИО1, Избиратьельной комиссией Курганской области, привлеченной к участию в деле.
Вместе с тем, надлежащие доказательства, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, того, что период работы истца в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 02.11.1998 по 30.12.2004 является периодом, опыт и знания работы в котором необходимы для выполнения обязанностей по замещавшейся должности государственной гражданской службы Курганской области, в материалы дела не представлены.
В обоснование данного требования истец ссылается на показания свидетелей ФИО7 и ФИО8
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель урегулировал вопросы, связанные с подсчетом и подтверждением трудового стажа.
Согласно пункту 3 статьи Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в спорный период, характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Поскольку в соответствии с общими принципами пенсионного законодательства характер выполняемой работы показаниями свидетелей не может быть подтвержден, а по представленным документам из личного дела истца за спорный период не представляется возможным сделать вывод о характере выполняемой ФИО1 работы в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области, соответствующие должностные обязанности в дело не представлены, правовых оснований для удовлетворения иска в данной части у суда не имелось. В указанной части решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (по п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в требование истца – оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из материалов дела следует, что требование о возложении на Правительство Курганской области обязанности рассмотреть в установленном законом порядке вопрос о включении в стаж государственной гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, ФИО1 периодов работы в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 02.11.1998 по 30.12.2004, в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008 истцом заявлено не было.
Указанное нарушение, по мнению судебной коллегии, является существенным, а потому в интересах законности считает возможным в данном случае выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (п. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Возложение данной обязанности на ответчика в отсутствии заявленного искового требования нельзя признать законным и обоснованным, решение в указанной части подлежит отмене.
Оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по включению спорных периодов в стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, судебная коллегия также не находит, поскольку, как правильно указал в решении суд первой инстанции, включение указанных периодов работы является правом работодателя.
Истец не лишена в дальнейшем права обращения с соответствующим заявлением в комиссию по установлению стажа работы (государственной гражданской службы) Правительства Курганской области.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 22 сентября 2014 года отменить в части признания периодов работы ФИО1 в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 02.11.1998 по 30.12.2004, в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008, периодом, опыт и знания работы в котором необходимы для выполнения обязанностей по замещавшейся должности государственной гражданской службы Курганской области, в удовлетворении данных исковых требований отказать.
Решение Курганского городского суда Курганской области от 22 сентября 2014 года отменить в части возложения на Правительство Курганской области обязанности рассмотреть в установленном законом порядке вопрос о включении в стаж государственной гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, ФИО1 периодов работы в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курганской области в должности ведущего специалиста отдела учета и отчетности с 02.11.1998 по 30.12.2004, в Избирательной комиссии Курганской области в должности бухгалтера отдела учета и отчетности с 29.01.2007 по 31.05.2008.
В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 22 сентября 2014 года оставить без изменения, жалобу Правительства Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи: