Судья Макеева И.С. Дело № 2-11333/2019
№ 33-1538/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда
в составе:
судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Душечкиной Н.С., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 июля 2020 года гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 1» к Шмаковой Татьяне Константиновне
о взыскании неосновательного обогащения, встречному иску Шмаковой Татьяны Константиновны к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 1» о признании действий незаконными, взыскании удержанной суммы пособия и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Шмаковой Татьяны Константиновны на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 декабря 2019 года,
заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г., пояснения ответчика Шмаковой Т.К., представителя Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 1» Канашевой Е.А., представителя Государственного учреждения - Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Немковой А.И.,
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения № 1» (далее - ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1») обратилось в суд с исковым заявлением к Шмаковой Т.К. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование иска указывало, что 04.09.2017 Шмакова Т.К. обратилась в орган социальной защиты населения с заявлением
о предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО4, <...> года рождения, представив пакет документов, указав, что не работает, индивидуальным предпринимателем не является. На основании представленных документов Шмаковой Т.К. было назначено ежемесячное пособие по уходу
за ребенком до 1,5 лет. По результатам проверки подлинности предоставленных заявителем документов (сведений о доходах) на полноту и достоверность содержащихся в них сведений, проведенной 21.09.2018 ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1», выявлено, что Шмакова Т.К. осуществляла трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. По сведениям, предоставленным Фондом социального страхования Российской Федерации,
Шмакова Т.К. состояла на учете в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы за себя, как лица, добровольно вступившего в правоотношения
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Государственном учреждении - Курганском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по 31.12.2017, следовательно, не обладала правом на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком через орган социальной защиты населения ранее 01.01.2018, поскольку являлась застрахованным лицом и должна была оформлять данное пособие через Фонд социального страхования. В результате предоставления заведомо недостоверной информации, у Шмаковой Т.К. образовалась переплата пособия за период с 22.07.2017 по 31.12.2017 в размере 37757 руб. 40 коп. Часть излишне полученных средств была удержана из текущих выплат за период
с 01.11.2018 по 31.01.2019 в размере 9652 руб. 01 коп. Просил суд взыскать оставшуюся часть полученного Шмаковой Т.К. ежемесячного пособия по уходу
за ребенком за период с 21.07.2017 по 31.12.2017 в размере 28105 руб. 39 коп.
Шмакова Т.К. обратилась в суд с встречным иском к ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» о признании действий незаконными, взыскании удержанной суммы пособия и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указывала, что 04.09.2017 обратилась в орган социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ежемесячного пособия по уходу
за ребенком до 1,5 лет предоставив необходимый пакет документов, уведомила сотрудника, что является индивидуальным предпринимателем, но фактически деятельность не ведет, дополнительные документы не потребовали. Ею была предъявлена справка из Фонда социального страхования № 10723 от 24.08.2017, которая была возвращена. В период с 01.11.2018 по 31.01.2019 с нее было удержано 9652 руб. 01 коп. В ноябре 2018 года с нее удержано 7227 руб. 35 коп., что составляет 100% от размера пособия и нарушает ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», так как удержания производятся в размере не свыше 20% либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства
о труде. В декабре 2018 года удержано 1445 руб. 47 коп., что составляет 20%
от размера пособия. В январе 2019 года удержано 979 руб. 19 коп., что составляет 20% от размера пособия. В феврале 2019 года было получено письмо от ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» о том, что имеется переплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком. 05.03.2019 ею получена справка из Фонда социального страхования РФ о том, что данное пособие не назначалось и не выплачивалось. Полагала, что переплаты не могло образоваться, т.к. пособие выплачивалось только ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1». С данной справкой она обратилась в ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1», однако, сотрудники отказались изучить документы, дальнейшие попытки разрешить ситуацию были также безуспешны. Удержанием суммы в размере 9652 руб. 01 коп. был нарушен п. 39 раздела VI Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012-Н «Об утверждении Порядка
и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», а также права Шмаковой Т.К. на получение пособия. Указывала, что является многодетной матерью, взысканная сумма является значительной для семейного бюджета, вследствие чего приходилось занимать денежные средства. Данные обстоятельства вынудили обращаться в различные инстанции за восстановлением своих прав, причинили моральный вред. Просила признать действия ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» по удержанию ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет незаконными. Взыскать с ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» удержанную сумму за период с 01.11.2018
по 31.01.2019 в размере 9652 руб. 01 коп., компенсацию морального вреда в сумме 10928 руб.
В судебном заседании представитель действия ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» Балуева А.А. на удовлетворении иска настаивала,
со встречными исковыми требованиями не согласилась.
Ответчик ШмаковаТ.К. в судебном заседании с исковыми требованиями ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» не согласилась, настаивала
на удовлетворении встречного иска.
Представитель третьего лица Государственного учреждения - Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Немкова А.И. в судебном заседании не согласилась со встречными исковыми требованиями ответчика.
Суд постановил решение, которым исковые требования ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» были удовлетворены. С Шмаковой Т.К. в пользу ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» взыскано излишне выплаченное пособие по уходу за ребенком в размере 28105 руб. 39 коп.
В удовлетворении встречного иска Шмаковой Т.К. к ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» отказано. С Шмаковой Т.К. в доход бюджета муниципального образования г. Курган взыскана государственная пошлина в размере 1743 руб. 16 коп.
С таким решением не согласилась Шмакова Т.К., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять решение об отказе в удовлетворении иска ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» и удовлетворении заявленных ею требований. Ссылаясь на незаконность принятого судом решения, настаивает
на доводах, аналогичных доводам встречного иска о том, что при обращении
за пособием в ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» ею были представлены все необходимые документы, а также сообщено, что она является индивидуальным предпринимателем, но фактически деятельность не ведет. Дополнительных документов, в том числе справку из Фонда социального страхования с нее не потребовали. Полагает, оснований для взыскания с нее переплаты пособия по уходу за ребенком не имелось, ссылаясь на недобросовестное поведение сотрудников органа социальной защиты.
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Шмаковой Т.К. – без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобуГосударственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обращает внимание на то, что в силу п. 54 Приказа Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н
«Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» орган социальной защиты при назначении пособия
по уходу за ребенком, должен был осуществить проверку действительности информации содержащейся в документах.
Ответчик Шмакова Т.К. в судебном заседании апелляционной инстанции
на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Представитель истца ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» Канашева Е.А. доводы апелляционной жалобы не признала.
Представитель третьего лица Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Немкова А.И. в судебном заседании апелляционной инстанции доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержала.
Заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7, ч. 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38, ч. 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ст. 39, ч. 1). Конкретные меры поддержки семьи и детей
в соответствии со ст. 39 (ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая - уходе за ребенком в возрасте до полутора лет (пп. 2 п. 1 и п.1.1 ст. 7, пп. 8 п. 2 ст. 8).
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющими соответственно в ст. 11.1 и 13 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено,
что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в ч. 3 и 4 настоящей статьи).
В соответствии с п. 39 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009
№ 1012 н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: в) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам
в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката,
а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам
в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию.
Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу
за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается:
б) лицам, указанным в «в» и «г» п. 39 настоящего Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются: а) заявление о назначении пособия; б) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки; свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства и его копия, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства; документ
и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный
и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года; документ и его копия, подтверждающий факт рождения
и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, -
при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем подпункте Конвенции; документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью - при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22.01.1993; в) документы, поименованные в подпункте «б» настоящего пункта,
о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей) и его копия, г) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия
по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком - для лиц, указанных в подпункте «в» пункта 39 настоящего Порядка, из числа уволенных
в период отпуска по уходу за ребенком; д) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, сведения о среднем заработке, исчисленном в порядке, установленном Положением об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1100, - для лиц, указанных в подпункте «в» пункта 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам; е) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, - для лиц, указанных в подпункте «г» пункта 39 настоящего Порядка; ж) справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они)
не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка
о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход
за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка; з) копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, копия удостоверения беженца - для беженцев, которым назначение и выплата пособия осуществляются органами социальной защиты населения; и) копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31.12.2006 - для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих
на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию; к) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке,
с предъявлением документа, удостоверяющего личность, - для лиц, указанных в подпункте «д» пункта 39 настоящего Порядка (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях), а также для лиц, указанных в подпункте «ж» пункта 39 настоящего Порядка; л) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, копии документов, указанных в пункте 35 настоящего Порядка, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, - для лиц, указанных в подпункте «е» пункта 39 настоящего Порядка.
В случае отсутствия у лица, имеющего право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, трудовой книжки в заявлении о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком получатель указывает сведения о том, что он нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; м) копии документов, подтверждающих статус, а также справка из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии регистрации
в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации
в качестве страхователя и о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств обязательного социального страхования - для физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, физических лиц, профессиональная деятельность которых
в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации
и (или) лицензированию, - в случае, если назначение и выплата им ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются органами социальной защиты населения; н) справка из органа государственной службы занятости населения
о невыплате пособия по безработице - для лиц, указанных в подпунктах «в» - «е» пункта 39 настоящего Порядка, за исключением лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях; о) документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - для лиц, указанных в подпунктах «д» и «е» пункта 39 настоящего Порядка; п) справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения, справка с места учебы о ранее выплаченном матери ребенка пособии по беременности и родам - для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, указанных в подпункте «д» пункта 39 настоящего Порядка.
Индивидуальные предприниматели, в соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик Шмакова Т.К., являющаяся индивидуальным предпринимателем с 23.08.2010, состояла на учете в Курганском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации
в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы за себя, как лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
с 25.12.2015 по 01.01.2018, и являлась получателем пособия женщинам, вставшим
на учет в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам
и единовременного пособия при рождении ребенка.
За получением ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет
в отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации ответчик Шмакова Т.К. не обращалась.
Согласно копии решения о прекращении правоотношений со страхователем
и о снятии с регистрационного учёта № 136 от 20.01.2018 следует,
что правоотношения отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации и ответчика прекращены с 01.01.2018 по причине неуплаты страховых взносов.
Материалами дела подтверждено, что Шмакова Т.К. 04.09.2017 обратилась
в ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с <...>, с даты рождения ФИО4
В заявлении о выплате указанного пособия, ответчик указала, что по трудовому договору не работает, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя
не осуществляет.
В период с 21.07.2017 по 21.01.2019 истец являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком со стороны ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1».
В октябре 2018 истцом произведена проверка подлинности и достоверности предоставленных ответчиком документов, в результате которой было установлено,
что ответчик Шмакова Т.К. состояла на учете в региональном отделении фонда
в качестве страхователя, уплачивающего взносы за себя, как лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию
на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по 31.12.2017,
в связи с чем была установлена переплата пособия за период с 22.07.2017
по 31.12.2017 в размере 37757 руб. 40 коп.
В соответствии с п. 85 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 № 1012н, сумма пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, скрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.
Суммы пособий, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего пособие, удержанию не подлежат, за исключением счетной ошибки.
Как верно указано судом первой инстанции, излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя
в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации.
При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается
с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», суммы пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится
в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу
при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы.
При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу
и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу
за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 15.1 данного Федерального закона).
Судом первой инстанции установлено, что за получением ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет с 21.07.2017 Шмакова Т.К. обратилась в Государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения № 1» 04.09.2017, представив справку ГУ - Курганского регионального отделения. Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2017 о том,
что пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 01.02.2017 по 31.07.2017 ей
не назначались и не выплачивались. При обращении с заявлением о выплате пособия Шмаковой Т.К. была выдана памятка, где ею собственноручно указаны сведения
о том, что она индивидуальным предпринимателем, отнесенных к числу лиц, профессиональная деятельность которых подлежит регистрации, не относится, других трудовых книжек не имеет, о чем стоит подпись ответчика.
Шмакова Т.К. в судебном заседании апелляционной инстанции подтвердила, что знала о праве на получение пособия через Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, но поскольку при данном порядке необходимо ежемесячное подтверждение предпринимательской деятельности, ею был выбран иной порядок получения пособия, через ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1».
Доводы Шмаковой Т.К. о том, что справку с недостоверными сведениями ей выдали сотрудники Фонда социального страхования Российской Федерации, также сотрудники фонда неверно разъяснили ей, что за получением пособия по уходу
за ребёнком она вправе обратиться как фонд, так и в орган социальной защиты населения, суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку ответчик знала
об отсутствии у нее права на получение пособия в органах социальной защиты населения, подтверждено обращением за получением пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по беременности и родам и единовременного пособия при рождении ребенка.
Вопреки доводам Шмаковой Т.К., действующим законодательством
не предусмотрено право выбора застрахованными лицами получения пособия через Фонд социального страхования или через органы социальной защиты населения.
Поскольку Шмакова Т.К., являясь индивидуальным предпринимателем
и застрахованным лицом, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством, уплачивая за себя страховые взносы, представила в ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» заведомо недостоверную информацию,
на основании которой ей было назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком, судом правомерно указано, что денежные средства были выплачены неправомерно
по причине недобросовестности действий ответчика, в связи с чем подлежат возврату.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК Российской Федерации лицо, которое
без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 этого кодекса.
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение
в силу закона не подлежит возврату.
Доводы встречного иска Шмаковой Т.К. о превышении установленного ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размера удержания, суд правомерно признал
несостоятельными, поскольку в связи с выявленным фактом незаконного получения пособия в ноябре 2018 года выплата пособия была прекращена до выяснения обстоятельств, с декабря 2018 года удержания производились в размере 20%, о чем свидетельствует протокол от 12.11.2018 № 06-13/2-60.
Решение об удержании излишне выплаченной суммы в размере 28105 руб.
39 коп. принято путем взыскания в судебном порядке.
С учетом имеющейся переплаты по вине Шмаковой Т.К. оснований для признания действий ГКУ «Управление социальной защиты населения № 1» незаконными и взыскания удержанной суммы пособия, как и компенсации морального вреда, не имелось.
Между тем доказательств нарушения ответчиком по встречному иску принадлежащих Шмаковой Т.К. личных неимущественных прав либо совершения действий, посягающих на ее нематериальные блага, не представлено.
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком,
а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил характер правоотношения между сторонами
по заявленному предмету и основанию, применил закон, подлежащий применению, верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для объективного
и всестороннего рассмотрения данного гражданского дела. Из мотивировочной части решения видно, что суд оценил относимость и допустимость доказательств, а также их достаточность.
Результаты оценки доказательств судом подробно отражены в решении,
в котором приводятся мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда. При этом суд учел положения ст. 67 ГПК Российской Федерации относительно правил оценки доказательств. Судебная коллегия приходит
к выводу, что оценка доказательств произведена судом на основе их всестороннего, полного, объективного и непосредственного их исследования.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает необоснованными, они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4
ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 декабря
2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шмаковой Татьяны Константиновны – без удовлетворения.
Судья – председательствующий Литвинова И.В.
Судьи: Душечкина Н.С.
Ушакова И.Г.