НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 19.01.2021 № 2-8566/20

Судья Бирюлина О.А. Дело № 2-8566/2020

33-145/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Душечкиной Н.С., Булатова П.Г.,

при секретаре судебного заседания Булгаковой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 19 января 2021 г. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области о взыскании единовременного пособия при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 29 сентября 2020 г.,

заслушав доклад судьи Булатова П.Г. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика УФСИН России по Курганской области – ФИО2, представителя истца ФИО1 – ФИО3,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области (далее – УФСИН России по Курганской области) о взыскании единовременного пособия при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указала, что с 15 марта 2001 г. по 31 мая 2019 г. она проходила службу в системе органов УИН Минюста России по Курганской области, УФСИН России по Курганской области, органов внутренних дел г. Уфы. 31 мая 2019 г. истец была уволена из органов из уголовно-исполнительной системы по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон № 197-ФЗ) (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). На день увольнения её выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 2 месяца 15 дней, в льготном исчислении - 23 года 7 месяцев 1 день. При учете имеющейся выслуги ей при увольнении было выплачено единовременное пособие в виде двух окладов денежного содержания - 61 360 рублей. После выхода на пенсию ей стало известно, что в выслугу лет не было включено время её обучения в Курганском государственном университете по заочной форме обучения, в связи с чем, 21 июля 2020 г. она обратилась в УФСИН России по Курганской области с заявлением о перерасчете выслуги лет, после чего ей в тот же день был выдан новый расчет выслуги лет на пенсию (пособие) и приказ № 285-лс «О внесении изменений в приказ УФСИН России по Курганской области от 23 мая 2019 г. «О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении ФИО1 со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации». Согласно приказу от 13 июля 2020 г. в приказ от 23 мая 2019 г. были внесены изменения в части выслуги лет, выслуга лет по состоянию на 31 мая 2019 г. составила в календарном исчислении - 20 лет 6 месяцев 12 дней, в льготном исчислении - 25 лет 10 месяцев 28 дней. Ссылаясь на положения Федерального закона от 19 ноября г. 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ), считает, что после внесенных изменений в приказ об увольнении она имеет право на доплату ей единовременного пособия в размере пяти окладов денежного содержания, в размере 153 400 рублей (должностной оклад 18 720 рублей + оклад по специальному званию 11 960 рублей) * 5). При обращении к ответчику в производстве выплаты ей было отказано. Полагала, что с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК Российской Федерации. Также указала, что действиями ответчика ей причинен моральный вред, который он оценивает в 3000 рублей.

Просила суд взыскать с УФСИН России по Курганской области в её пользу единовременное пособие при увольнении в размере 153 400 рублей, компенсацию за задержку выплаты в размере 28423 рублей 69 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО4, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить. Просила суд восстановить срок для обращения с настоящим иском в суд.

Представитель ответчика УФСИН России по Курганской области – ФИО5, действующий на основании доверенности, не согласился с заявленными исковыми требованиями, заявил ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд с трудовым спором.

Судом вынесено решение, которым постановлено: «Восстановить ФИО1 срок обращения с иском в суд. Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с УФСИН по Курганской области в пользу ФИО1 единовременное пособие при увольнении в размере 153 400 руб., 28 432,69 руб. - компенсацию за задержку выплаты, 3 000 руб. - компенсацию морального вреда».

В апелляционной жалобе ответчик УФСИН России по Курганской области просит решение Курганского городского суда Курганской области от 29 сентября 2020 г. отменить, отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.

В обоснование жалобы указал, что решение постановлено при неправильном применении судом норм материального и процессуального права. Приводя обстоятельства увольнения истца по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, ссылается на то, что приказом от 13 июля 2020 г. в соответствии с требованиями Закона № 197-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941), а также требованиями письма ФСИН России от 17 февраля 2020 г. в приказ от 23 мая 2019 г. были внесены изменения в части абз. 2, согласно которому выслуга лет истца по состоянию на 31 мая 2019 г. составила в календарном исчислении 20 лет 6 месяцев 12 дней, в льготном исчислении - 25 лет 10 месяцев 28 дней. Настаивает, что оснований для произведения перерасчета единовременного пособия при увольнении из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, предусмотренного ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 283-ФЗ) в отношении ФИО1 не имеется, однако, в нарушение положений пп. 2 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации, ГПК РФ) указанным доводам стороны ответчика судом первой инстанции не была дана надлежащая правовая оценка. В связи с принятием Закона № 197-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1760, действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, распространявшее действий и на сотрудников учреждений и органов УИС, утратило свою силу, Постановление от 22 сентября 1993 г. № 941 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1760) позволяет засчитывать увольняемым со службы (а также произвести перерасчет ранее уволенным со службы) сотрудникам, поступившим на службу до 1 августа 2018 г., в выслугу лет для назначения пенсии время их обучения до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы независимо от формы обучения. При этом в случае перерасчета выслуги лет уволенным со службы сотрудникам доплата разницы между новым и прежним размерами пенсии за выслугу лет, а также назначение и выплата пенсии производятся не ранее, чем с 1 августа 2018 г. В связи с тем, что постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1760 вступило в силу со 2 января 2020 г., изменения в приказ УФСИН России по Курганской области № 515-лс от 2 декабря 2019 г. были внесены приказом УФСИН России по Курганской области от 13 июля 2020 г. № 285-лс, перерасчет размера пенсии ФИО1 был произведен с момента ее назначения. Доплата в размере пяти окладов денежного содержания, предусмотренная ч. 7 ст. 3 Закона № 283-ФЗ не производилась, в связи с отсутствием оснований в силу того, что постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1760 вступило в силу с со 2 января 2020 г., то есть после увольнения ФИО1 из уголовно-исполнительной системы. Считает, что доводы стороны ответчика о порядке производства перерасчета выслуги ФИО1 судом в решении изложены частично, что искажает смысл данных пояснений. Также полагает, что при разрешении спора суд необоснованно сослался на положения Закона № 247-ФЗ, поскольку данный закон не имеет отношения к социальным гарантиям сотрудников ФСИН России, социальные гарантии которых регламентируются Законом № 283-ФЗ. Вновь настаивает на пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением трудового спора.

В возражениях на апелляционную жалобу истцом ФИО1 выражено согласие с постановленным решением.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УФСИН России по Курганской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, поддерживала доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности, полагала постановленное решение законным и обоснованным.

Истец ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного разбирательства не просила.

С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, возражений на неё, на основании ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ст. 1 Закона № 283-ФЗ, с 1 января 2013 г. данным Законом регулируются отношения, связанные с денежным довольствием в том числе сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с ч. 7 ст. 3 названного Закона сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.

Из материалов дела следует, что с 15 марта 2001 г. по 31 мая 2019 г. истец проходила службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и на момент увольнения занимала должность заместителя начальника филиала по Советскому району г. Кургана Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, имела специальное звание – майор внутренней службы.

Приказом врио начальника УФСИН России по Курганской области от 23 мая 2019 г. контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, заключенный с ФИО1, был расторгнут, она была уволена со службы по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 84 Закона № 197-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Указано, что выслуга лет ФИО1 по состоянию на 31 мая 2019 г. составила в календарном исчислении - 18 лет 2 месяца 15 дней, в льготном исчислении - 23 года 7 месяцев 1 день. Также определено выплатить ФИО1 единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания (л.д. 15).

Как следует из денежного аттестата от 31 мая 2019 г. при увольнении ФИО1, помимо прочих выплат, было выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания в сумме 61360 рублей (л.д. 21).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ФИО1, ссылаясь на наличие у неё права на взыскание недоплаченного ей при увольнении единовременного пособия, в связи с внесёнными в действующее законодательство изменениями.

Разрешая спор, суд первой инстанции, восстановив истцу срок для обращения с иском в суд, пришел к выводу об обоснованности заявленных ФИО1 исковых требований.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.

Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1), Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

Частью 2 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 предусмотрено, что в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1760, вступившим в силу 2 января 2020 г., в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 внесены изменения, согласно которым в определенных условиях стало возможным в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время их обучения (в том числе по заочной форме обучения) до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Ввиду внесения в действующее законодательство изменений, начальником УФСИН России по Курганской области 13 июля 2020 г. был издан приказ , согласно которому в приказ УФСИН России по Курганской области от 23 мая 2019 г. «О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении ФИО1 со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» были внесены изменения. Абзац 2 названного приказа от 23 мая 2019 г. изложен в следующей редакции: «Выслуга лет по состоянию на 31 мая 2019 г. составляет в календарном исчислении – 20 лет 06 месяцев 12 дней, в льготном исчислении – 25 лет 10 месяцев 28 дней» (л.д. 20).

Таким образом, в стаж службы (выслугу лет) ФИО1 УФСИН России по Курганской области был включен период обучения ФИО1 в Курганском государственном университете с 1 сентября 1995 г. по 25 апреля 2000 г. (и в календарном, и в льготном исчислении 2 года 3 месяца 27 дней). С учетом включенного периода выслуга лет ФИО1 в календарном исчислении – 20 лет 06 месяцев 12 дней, в льготном исчислении – 25 лет 10 месяцев 28 дней (расчет выслуги лет на пенсию (пособие) от 21 июля 2020 г. – л.д. 17-19).

Согласно ч. 13 ст.3 указанного Закона № 283-ФЗ для целей, предусмотренных частями 7 и 10 настоящей статьи, периоды, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, и порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2013 г. № 303 «Об определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и порядка исчисления общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении, выплаты оклада по специальному званию гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в них менее 20 лет, а также для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» установлено, что при определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и при исчислении общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении, выплаты оклада по специальному званию гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в них менее 20 лет, а также для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения применяется соответствующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в указанных учреждениях и органах, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. При этом периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в указанных учреждениях и органах, включаются в общую продолжительность службы в календарном исчислении.

Таким образом, данный порядок исчисления выслуги лет используется для целей установления размера единовременного пособия при увольнении однократно, без возможности его перерасчета.

Порядок исчисления выслуги лет, определенный в ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 применяется в сфере пенсионного обеспечения.

Анализ указанного законодательства позволяет сделать вывод о том, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии и порядок исчисления выслуги лет для выплаты единовременного пособия в связи с увольнением различны. При этом никаким нормативным актом не предусмотрено повторное исчисление стажа при выплате единовременного пособия при увольнении.

Закон № 283-ФЗ не предусматривает повторный порядок исчисления продолжительности службы, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании единовременного пособия при увольнении у суда не имелось.

Судебная коллегия в силу положений п. 2 ст. 328 ГПК Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования ФИО1 о взыскании единовременного пособия при увольнении и производные от него требования о компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат, при этом решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 29 сентября 2020 г. отменить.

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области о взыскании единовременного пособия при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

Судья - председательствующий

Судьи: