НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 17.10.2023 № 2-161/2023

Судья Кузьмина Н.Г. Дело № 2-161/2023

№ 33-2392/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда

в составе судьи – председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Булатова П.Г., Резепиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 17 октября 2023 г. гражданское дело по иску Бердниковой Ирины Ивановны, Яцко Натальи Николаевны, Коростелёвой Татьяны Викторовны к Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области о взыскании задолженности по заработной плате,

по апелляционной жалобе Бердниковой Ирины Ивановны, Коростелёвой Татьяны Викторовны на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 23 июня 2023 г.,

заслушав доклад судьи Ушаковой И.Г., пояснения истца, представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд каждая с самостоятельным иском к Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области (далее-Администрации Юргамышского МО) о внесении изменений в трудовой договор относительно размера установленного оклада, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда. В ходе рассмотрения дела исковые требования изменили, Бердникова И.И. просила взыскать задолженность по заработной плате за период с <...> по <...> в размере 29818 руб. 25 коп. проценты за несвоевременную выдачу заработной платы в размере 627 руб. 63 коп., компенсацию морального вреда 20000 руб., расходы по оплате услуг представителя 7000 руб., Коростелева Т.В. просила взыскать задолженность по заработной плате за период с <...> по <...> в размере 32969 руб. 48 коп., проценты за несвоевременную выдачу заработной платы в размере 719 руб. 94 коп., компенсацию морального вреда 20000 руб., расходы по оплате услуг представителя 7000 руб.

Определением Юргамышского районного суда Курганской области 24 апреля 2023 г. вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство.

В обоснование исковых требований истцы указывали, что являются военно-учетными работниками военно-учетного стола Администрации Юргамышского МО на основании трудового договора: Бердникова И.И. состоит с ответчиком в трудовых отношениях с <...>; Яцко Н.Н. - с <...>; Коростелёва Т.В. - в качестве начальника военно-учетного стола с <...> Сроки выплаты заработной платы определены в п. 5.1.5 трудового договора. На основании п. 7.1 договора истцам была установлена оплата труда в следующем размере: оклад в размере 10403 руб.; ежемесячная премия 25%; уральский коэффициент 15%. Яцко Н.Н. работодателем за совмещение за работника доплачивается 40%, Коростелёвой Т.В. - 60%. Полагали, что работодатель наделен правом устанавливать стимулирующие и компенсационные выплаты, условия выплат которых определены в Положении об оплате труда работников военно-учетного стола Администрации Юргамышского МО, утвержденном Постановлением Администрации Юргамышского МО от <...>. Пунктом п. 1.8 данного Положения предусмотрено, что индексация или повышение должностных окладов работников производится в размерах и сроки, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от <...> «Об увеличении размеров оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации» с <...> размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала были увеличены на 4%. В связи с этим <...> Военным комиссаром Мишкинского и Юргамышского районов на имя Главы Юргамышского МО было направлено письмо о необходимости внесения изменений в связи с данными нормативными актами размера оплаты труда. Кроме того в письме указано, что в соответствии Приказом Министра обороны Российской Федерации от <...> гражданскому персоналу начисляется премия в размере 3 755 руб. за фактически отработанное время за месяц. О данных Приказах им стало известно в декабре 2022 г., в связи с чем они обратились к ответчику за перерасчетом недоплаченной заработной платы, но им было отказано. Просили взыскать с Администрации Юргамышского МО в пользу Бердниковой И.И. сумму задолженности по заработной плате за период с <...> по <...> в размере 29818 руб. 25 коп., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 627 руб. 63 коп., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб.; взыскать в пользу Яцко Н.Н. сумму задолженности по заработной плате за период с <...> по <...> в размере 32532 руб. 76 коп., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в сумме 717 руб. 08 коп., и обязать Администрацию Юргамышского МО внести изменения в п. 7.2. трудового договора от <...>, заключенного с Яцко Н.Н., в части указания оклада в размере 10 820 руб., в счет компенсации морального вреда 20 000 руб., в счет расходов на оплату услуг представителя 7 000 руб.; в пользу Коростелёвой Т.В. сумму задолженности по заработной плате за период с <...> по <...> в размере 32969 руб. 48 коп., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 719 руб. 94 коп., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб.

В судебное заседание истцы Бердникова И.И., Яцко Н.Н. не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом.

В судебном заседании истец Коростелёва Т.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель истцов Гасникова О.С. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Администрации Юргамышского МО в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, ранее возражал против удовлетворения иска. Полагал, что увеличение оплаты труда на 4 %, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от <...>, на работников Администрации Юргамышского МО не распространяется.

Представитель третьего лица Финансового отдела Администрации Юргамышского муниципального округа в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом. Ранее возражал против удовлетворения иска, указывая, что Министерством обороны Российской Федерации определено, что порядок и условия оплаты труда военно-учетных работников устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно, в пределах выделенных средств из федерального бюджета на эти цели, что и было реализовано в Постановлении Администрации Юргамышского МО от <...> «Об утверждении положения об оплате работников военно-учетного стола Администрации Юргамышского Муниципального округа». С <...> должностные оклады гражданского персонала на 4% не увеличены, так как дополнительные средства субвенций на эти цели не предоставлялись. В период с <...> по настоящее время расходы на содержание военно-учетного стола за счет средств в местного бюджета не осуществлялись.

В судебное заседание представитель третьего лица Департамента финансов Курганской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указывая, что обращения Администрации Юргамышского МО об увеличении объемов субвенций не поступало. Разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Представителя третьих лиц Военного комиссариата Мишкинского и Юргамышского районов Курганской области, Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие с вынесением решения на усмотрение суда.

23 июня 2023 г. Юргамышским районным судом Курганской области постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Бердниковой И.И., Яцко Н.Н., Коростелёвой Т.В. отказано.

С таким решением не согласились истцы Бердникова И.И. и Коростелёва Т.В., в апелляционной жалобе просят его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы, вновь ссылаясь на доводы иска, указывают, что вывод суда о рекомендательном характере Приказа Министра обороны Российской Федерации от <...> и письма Военного комиссара от <...>, является необоснованным. Оспаривают доводы ответчика об отсутствии в бюджете денежных средств для индексации заработной платы. Считают, что имеет место бездействие ответчика, которой своевременно не запросил необходимое количество денежных средств, что подтверждается отзывом Департамента финансов Курганской области. При этом опрошенный в судебном заседании представитель третьего лица Финансового отдела Администрации Юргамышского МО пояснила, что если бы у них имелись денежные средства в необходимом размере, то они бы увеличили оклад согласно вышеуказанным документам. Обращают внимание на то, что согласно сведениям Финансового отдела Администрации Юргамышского МО до органов местного самоуправления Юргамышского МО доведено лимитов 2 235600 руб., исполнено из которых лишь 1 970300 руб., невостребованными субвенциями остались 265300 руб. В связи с этим полагают, что решение подлежит отмене. Считают, что сокращение фонда оплаты труда произошло из-за того, что ответчиком не надлежащим образом были распределены и израсходованы субвенции за 2022 г. Неизрасходованные субвенции, которые должны были пойти на увеличение окладов на 4%, но не были использованы, были возвращены ответчиком в бюджет Российской Федерации. Полагают ошибочным вывод о том, что ответчик не мог за счет собственных средств увеличить оклад на 4%, так как доля дотаций в бюджет Юргамышского района за последние 3 года превышала 20 %. Ссылаются на то, что на основании пп. 2,5,7,9,10,11 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского населения работников воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом МО Российской Федерации от <...>, именно органы местного самоуправления обосновывают, запрашивают и предоставляют сведения о расходовании субвенций. Не согласны с выводом суда о том, что оклады истцов должны быть приравнены к должности «помощника отделения социального и пенсионного обеспечения, финансово-экономического социального и пенсионного обеспечения размере 10100 руб., размер которых утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от <...>.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Юргамышского МО Курганской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции истец Коростелева Т.В., представитель истцов доводы апелляционной жалобы Коростелевой Т.В., Бердниковой И.И. поддерживали.

Представитель ответчика Администрации Юргамышского МО Курганской области возражения на апелляционную жалобу поддержала, просила апелляционные жалобы Коростелевой Т.В., Бердниковой И.И. оставить без удовлетворения.

Представители третьих лиц Финансового отдела Администрации Юргамышского муниципального округа Департамента финансов Курганской области Военного комиссариата Мишкинского и Юргамышского районов Курганской области, Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили.

В соответствии со ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истца, представителя истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что истец Бердникова И.И. в соответствии с трудовым договором от <...>, Яцко Н.Н. в соответствии с трудовым договором от <...> были приняты на должность работников военно-учетного стола Администрации Юргамышского МО на неопределенный срок.

На основании п. 7.1 договора данным истцам была установлена оплата труда в следующем размере: оклад в размере 10403 руб., ежемесячная премия 25%, уральский коэффициент 15%.

Коростелёва Т.В. в соответствии с трудовым договором от <...> и должностной инструкцией, принята на должность начальника военно-учетного стола Администрации Юргамышского МО на неопределенный срок, с установлением оклада в размере 10403 руб., ежемесячной премии 25%, уральского коэффициента 15%. Согласно штатному расписанию на 2022-2023 гг. заработная плата по фонду оплаты труда составила в год 1017186 руб.76 коп. из которых, ежемесячно:

Яцко Н.Н. установлен должностной оклад в размере 10403 руб., за сложность 40%, за выслугу лет 4161 руб. 20 коп., премия 25% - 2600 руб., доплата до МРОТ - 0, уральский коэффициент 15%, премия за год 23926 руб. 90 коп.;

Бердниковой И.И. установлен должностной оклад в размере 10403 руб., за выслугу лет 4161 руб. 20 коп., премия 25% - 2600 руб., доплата до МРОТ - 0, уральский коэффициент 15%, премия за год 23926 руб. 90 коп.;

Коростелёвой Т.В. установлен должностной оклад в размере 10403 руб., за выслугу лет 4161 руб. 20 коп., премия 25% - 2600 руб., доплата до МРОТ - 0, уральский коэффициент 15%, премия за год 23926 руб. 90 коп.

Свободная ставка также финансируется по аналогичным начислениям по заработной плате и распределена между Яцко Н.Н. и Коростелёвой Т.В.

Распоряжением Главы Администрации Юргамышского МО от <...> р/л Яцко Н.Н. установлена доплата за совмещение профессий в сумме 6866 руб., Коростелёвой Т.В. в сумме 10 299 руб.

<...> в ответе Администрации Юргамышского МО указано, что доплата за исполнение обязанностей военно-учетного стола работника Военно-учетный стол (далее - ВУС), в порядке совмещения, в размере 10299 руб. у Коростелевой Т.В. обусловлена исполнением ею дополнительных обязанностей.

На основании личного заявления с Бердниковой И.И. и Коростелёвой Т.В. прекращены трудовые отношения с <...> (распоряжение от <...> р-л), с <...> (распоряжение от <...>р-л).

Согласно расчетным листам, заработная плата истцам начислялась и выплачивалась в размере, определенном трудовыми договорами и установленными доплатами.

В соответствии с Федеральным законом от <...> № 53-ФЗ Администрация Юргамышского МО, как орган местного самоуправления территории, где отсутствует военный комиссариат, осуществляет государственные полномочия по первичному воинскому учету.

Распоряжением Администрации Юргамышского МО от <...>-р «О структуре и предельной штатной численности Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области» утвержден перечень должностных лиц и структурных подразделений Администрации МО», где к структурным подразделениям Администрации МО, исполняющие отдельные государственные полномочия (2 группа) отнесен: ВУС Администрации Юргамышского МО, в количестве четырех штатных единиц исполняющих должность работника ВУС, без выделения штатной единицы исполняющей должность начальника ВУС.

Постановлением Администрации Юргамышского МО Курганской области от <...> утверждено Положение об оплате работников военно-учетного стола Администрации Юргамышского МО Курганской области, разработанное в целях установления оплаты труда работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы и осуществляющих первичный учет на территории Юргамышского МО Курганской области.

Согласно п. 1.6. Положения: при наличии в органах местного самоуправления 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение: военно-учетный стол.

Пунктом 1.8. Положения предусмотрено, что индексация или повышение должностных окладов работников производится в размерах и сроки, предусмотренные приказом Министерства обороны Российской Федерации.

На основании п. 1.9. оплата труда военно-учетных работников производится из средств субвенции, предоставленной бюджету Юргамышского МО из Федерального бюджета.

На основании Раздела 3 Положения: в целях поощрения работников учреждения за выполненную работу устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат: ежемесячная премия в размере 25%, за выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы за год.

На основании п. 3.3 в целях заинтересованности в своевременном и добросовестном выполнении своих обязанностей выплачивается денежное вознаграждение:

по окончанию года в декабре работнику выплачивается 13 заработная плата в размере 2 должностных окладов, 15% уральский коэффициент, при наличии экономии средств такие средства направляются на премирование, не превышающие суммы МРОТ.

Пунктом 4.2. положения предусмотрена доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

На основании п. 5.2. Положения, при расчете годового фонда оплаты труда военно-учетных работников учитываются следующие показатели: численность и должностные оклады, утвержденные штатным расписанием; выплаты стимулирующего характера; выплаты компенсационного характера.

Постановлением Администрации Юргамышского МО от <...> введена должность начальника военно-учетного стола Администрации Юргамышского МО.

Обращаясь в суд с иском, истцы полагали незаконными действия ответчика в виде отсутствия индексации оплаты труда в порядке, установленным Положением об оплате труда, а именно в связи с изданием Министра обороны Российской Федерации приказа от <...> «Об увеличении размеров оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» об увеличении с <...> размеров должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала, равно как и невыплаты ежемесячной премии в соответствии с Приказом Министра обороны от <...> в размере 3755 руб. за фактически отработанное время.

Суд первой инстанции, отказывая истцам в удовлетворении иска, исходил из того, что истцы не отнесены к категории лиц, обладающих правом на повышение оплаты труда в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации приказа от 30 сентября 2022 г. № 587.

Кроме того, анализируя планированием Министерством обороны Российской Федерации субвенций на очередной финансовый год и плановый период, расчет объема субвенций муниципальным районам и муниципальным округам Курганской области, порядок распределения расходов на реализацию полномочий воинского учета органом местного самоуправления, суд пришел к выводу, что порядок и условия оплаты труда военно-учетных работников устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно в пределах субвенций из Федерального бюджета.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что оклады истцов были приравнены к окладам, установленным по должности помощника отделения (социального и пенсионного обеспечения, финансово-экономического), отраженных в приказе Министра обороны Российской Федерации от <...> «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации).

Установив, что средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в порядке, установленном ст.ст. 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК Российской Федерации), порядок их расходования, определив размер лимитов, доведенных до органа местного самоуправления Администрации Юргамышского МО, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии бюджетных средств для исполнения заявленных истцами требований.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Целями трудового законодательства, в силу ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 8 ТК Российской Федерации, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В соответствии с трудовым законодательством, ст. 9 ТК Российской Федерации, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.

Содержание трудового договора предусмотрено ст. 57 ТК Российской Федерации, в соответствии с которой в трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица; идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов; дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте; об испытании; о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя; о видах и об условиях дополнительного страхования работника; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи; об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 130 ТК Российской Федерации).

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, в соответствии со ст. 134 ТК Российской Федерации, включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Порядок установления заработной платы определен ст. 135 ТК Российской Федерации, в силу которой заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК Российской Федерации) и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом порядок осуществления данной государственной гарантии, в том числе определение ее размера, периодичности и условий ее предоставления, для работников государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений должен быть установлен трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 134 ТК Российской Федерации).

Проведение индексации заработной платы является не правом, а обязанностью любого работодателя независимо от его организационно-правовой формы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, которая согласно пп. «т» п. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Муниципальная служба, в силу ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ предусмотрено, что полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов (п. 2 ст. 8).

Во исполнение Федерального закона от 28 февраля 1998 г. № 53-ФЗ Администрация Юргамышского муниципального округа, как орган местного самоуправления территории, где отсутствует военный комиссариат, осуществляет государственные полномочия по первичному воинскому учету.

Истцы, до заключения трудового договора с Администрацией Юргамышского МО, являлись военно-учетными работниками Администраций сельских советов Юргамышского района.

В связи с преобразованием органов местного самоуправления Юргамышского района в Юргамышский муниципальный округ Курганской области в соответствии с Законом Курганской области от 10 декабря 2021 г. № 143, трудовой договор с истцами был заключен ответчиком Администрацией Юргамышского МО, с утверждением истцом должностного оклада в размере 10403 руб.

Судом первой инстанции установлено, и с чем соглашается судебная коллегия, что должности истцов не отнесены ни к должностям муниципальной службы (отсутствует в соответствующем реестре), ни к должностям гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

К федеральным гражданским служащим из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации относятся граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Министерства обороны Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Лица гражданского персонала, не относящиеся к федеральным гражданским служащим, осуществляют трудовую деятельность на основании трудового договора, заключаемого с полномочным должностным лицом военной организации, которое является представителем работодателя, в соответствии с трудовым законодательством. Основное предназначение этой части гражданского персонала - выполнение вспомогательных функций по обеспечению повседневной деятельности военных организаций, поддержанию их боеготовности и боеспособности; она неоднородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей, рабочих и др.

В силу специфики трудовой деятельности в военных организациях отдельными нормативными правовыми актами предусмотрены особенности труда гражданского персонала воинских частей по сравнению с работниками других организаций. На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами военных организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ст. 349 ТК Российской Федерации).

Условия труда гражданского персонала регулируются не только общими нормами ТК Российской Федерации РФ, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, межведомственных постановлений федеральных органов исполнительной власти, но и специальными подзаконными нормативными актами. Последние устанавливают особенности применения норм трудового права к служебной и иной трудовой деятельности гражданского персонала исходя из их специфики. Перечень таких нормативных правовых актов, издаваемых на различных уровнях нормотворческой деятельности, достаточно широк, но большую их часть составляют нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере труда и социального развития и ведомственные нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации.

Соответственно первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении положения о воинском учете» и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.

В силу вышеуказанных норм, при наличии в органах местного самоуправления или организациях 2 и более работников, осуществляющих военный учет, они объединяются в отдельное подразделение – военно-учетный стол (ВУС).

Распоряжением Администрации Юргамышского МО от 21 июня 2022г. № 2-р «О структуре и предельной штатной численности Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области» утвержден перечень должностных лиц и структурных подразделений Администрации МО», где к структурным подразделениям Администрации МО, исполняющие отдельные государственные полномочия (2 группа) отнесен: ВУС Администрации Юргамышского МО, в количестве четырех штатных единиц исполняющих должность работника ВУС, без выделения штатной единицы исполняющей должность начальника ВУС.

Постановлением Администрации Юргамышского МО Курганской области от 11 августа 2022 г. № 80 утверждено Положение об оплате работников военно-учетного стола Администрации Юргамышского МО Курганской области.

В п. 1.1. данного Положения указано, что оно разработано в целях установления оплаты труда работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы и осуществляющих первичный учет на территории Юргамышского МО Курганской области.

Согласно п. 1.6. Положения: при наличии в органах местного самоуправления 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение: ВУС.

На основании п. 1.8. Положения: индексация или повышение должностных окладов работников производится в размерах и сроки, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации.

На основании п. 1.9. оплата труда военно-учетных работников производится из средств субвенции, предоставленной бюджету Юргамышского МО из Федерального бюджета.

На основании Раздела 3 Положения: в целях поощрения работников учреждения за выполненную работу устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат: ежемесячная премия в размере 25%, за выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы за год.

На основании п. 3.3 в целях заинтересованности в своевременном и добросовестном выполнении своих обязанностей выплачивается денежное вознаграждение:

по окончанию года в декабре работнику выплачивается 13 заработная плата в размере 2 должностных окладов, 15% уральский коэффициент, при наличии экономии средств такие средства направляются на премирование, не превышающие суммы МРОТ.

Пунктом 4.2. положения предусмотрена доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

На основании п. 5.2. Положения, при расчете годового фонда оплаты труда военно-учетных работников учитываются следующие показатели: численность и должностные оклады, утвержденные штатным расписанием; выплаты стимулирующего характера; выплаты компенсационного характера.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 2611 предусмотрено, Федеральным государственным органам, федеральным государственным учреждениям - главным распорядителям средств федерального бюджета, в том числе в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения, принять меры по увеличению с 1 октября 2022 г. на 4 процента обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда: работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений; работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. № 2250-р Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 30 сентября 2022 г. № 587 «Об увеличении размеров оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций», в соответствии с которым представителям Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя в отношении гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, оплата труда которого осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» и увеличена в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. № 2250-р, обеспечить реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 2611-р.

В частности приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлена оплата труда для военных комиссариатов (муниципальных), где оклад помощника военного комиссара установлен в размере 10100 руб., помощника начальника отделения (социального и пенсионного обеспечения, финансово-экономического; социального и пенсионного обеспечения; финансово-экономического) – 10100 руб., помощника начальника отделения – 9280 руб.

Ни ответчик, ни Военный комиссариат Курганской области не дали утвердительного ответа, к какой из должностей в указанном приказе отнесены должности истцов, отсутствуют и соответствующие Реестры соотнесения занимаемых истцами должностей с должностями гражданских служащих министерства обороны (военных комиссариатов).

Письмом Министерства обороны Российской Федерации от 25 апреля 2009 г. № 315/2/203 на обращение Министерства финансов Московской области по разъяснению порядка и условий оплаты труда военно-учетных работников органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты разъяснено, что согласно ст. 144 ТК Российской Федерации система оплаты труда работников муниципальных учреждений, к которым относятся органы местного самоуправления, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления. Соответственно, порядок и условия оплаты труда военно-учетных работников устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно, в пределах выделенных из федерального бюджета средств на эти цели, исходя из расчета потребности на оплату труда по должности «инспектор по учету и бронированию» военного комиссариата. Заработная плата работников муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

<...> военным комиссаром Мишкинского и Юргамышского районов на имя Главы Юргамышского МО было направлено письмо № 886 о необходимости внесения изменений связи с данными нормативными актами. Кроме того, в данном письме указано, что в соответствии с Приказом Министра Обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 г. гражданскому персоналу начисляется премия в размере 3 755 руб. за фактически отработанное время за месяц. Указанное письмо суд во внимание не принял, поскольку оно не является нормативным (локальным) актом, регулирующим порядок оплаты труда истцов.

Судом первой инстанции установлено, что истцы поручали заработную плату в соответствии с установленным Положением об оплате труда исходя из оклада в размере 10403 руб., доплаты за выслугу лет, премии 25 %, премии за год, уральского коэффициента, доплату за совмещение в твердо установленной сумме – Коростелева Т.В. в размере 10299 руб.

Материалами дела, дополнительными доказательствами, предоставленными по запросам судебной коллегии, подтверждено, что и в период работы истцом в Администрации Юргамышского поссовета, порядок индексации был предусмотрен аналогичный, что и был утвержден в 2022 г., при этом право истцом на взыскание индексации признавалось ответчиками, о чем вынесены соответствующие решения суда.

Последнее увеличение оплаты труда в виде увеличения окладов, был произведен в 2020 <адрес> от <...>-р-л, когда истцам был установлен оклад 10403 руб., сохраненный при утверждении штатного расписания и в 2022 г.

Доказательств произведения индексации заработной платы истцов в 2022 г. в ином порядке, чем это предусмотрено внутренним локальным актом Администрации Юргамышского МО не предоставлено, учитывая, что право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, а работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации. Приведенные штатные расписания свидетельствуют об этом.

В Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного суда <...> предусмотрено, что индексация не единственный способ повышения уровня реального содержания зарплаты, вместо ее проведения возможно использовать иные возможности (п. 10). Вместе с тем, доказательств реального увеличения оплаты труда истцов в 2022 г. истцам не предоставлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что оснований для отказе истцам в удовлетворении иска в части взыскания задолженности по оплате труда за заявленный период не имелось, решение в данной части по искам Бердниковой И.И., Коростелевой Т.В. подлежит отмене, требования удовлетворению в части.

В соответствии с условным расчетом, предоставленным ответчиком и признаваемым истцом и представителем, задолженность по оплате труда вследствие отсутствия индексации в порядке, предусмотренном локальным актом работодателя (а не приказа Министра Обороны Российской Федерации), данная задолженность составила: перед Коростелевой Т.В. 3325 руб. 77 коп., перед Бердниковой И.И. - 3888 руб.16 коп.

Довод ответчика об отсутствии средств бюджетного финансирования в виде субвенций из Министерства обороны опровергается сведениями из Департамента финансов Правительства Курганской области. В 2022 г. бюджету Юргамышского района на осуществление полномочий по первичному воинскому учету из областного бюджета предоставлены субвенции в общей сумме 1907, 3 тыс. руб., источником которых являлись субвенции из федерального бюджета. В соответствии с Законом Курганской области от 3 октября 2006 г. № 183 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Курганской области полномочиями органов государственной власти Курганской области по расчету и предоставлению бюджетам городских, сельских поселений Курганской области субвенций из областного бюджета на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по первичному воинскому учету органами местного самоуправления муниципальных образований и утверждении методики распределения между муниципальными округами Курганской области указанных субвенций» органами местного самоуправления распределение субвенции сельским поселениям по статьям расходов осуществляется самостоятельно.

Сведениями о расходовании данных субвенций Администрацией Юргамышского муниципального округа за 2022 г. подтверждено наличие неиспользованных субвенций, возвращенных в федеральный бюджет.

Установив наличие задолженности по заработной плате, судебная коллегия находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в части требования Коростелевой Т.В., Бердниковой И.И. в части взыскания процентов в соответствии со ст. 236 ТК Российской Федерации с <...> по <...> (заявленный период), учитывая установленный срок выплаты заработной платы –последний рабочий день месяца, в соответствии со следующим расчетом.

Информация о расчёте

Начало просрочки:

01.11.2022

Конец просрочки:

17.10.2023

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за октябрь 2022

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

988,55

01.11.2022

23.07.2023

265

7,50 %

1/150

988,55x265x 1/150x7.5%

130,98 р.

988,55

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

988,55x22x 1/150x8.5%

12,32 р.

988,55

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

988,55x 34x 1/150x 12%

26,89 р.

988,55

18.09.2023

17.10.2023

30

13,00%

1/150

988,55x30x 1/150x 13%

25,70 р.

Итого:

195,89 руб.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за ноябрь 2022

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

688,40

01.12.2022

23.07.2023

235

7,50 %

1/150

688,40x235x 1/150x7.5%

80,89 р.

688,40

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

688,40x22x 1/150x8.5%

8,58 р.

688,40

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00%

1/150

688,40x34x 1/150x 12%

18,72 р.

688,40

18.09.2023

17.10.2023

30

13,00%

1/150

688,40x30x 1/150x 13%

17,90 р.

Итого:

126,09 руб.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за декабрь 2022

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

1 522,81

01.01.2023

23.07.2023

204

7,50 %

1/150

1 522,81 х 204x 1/150x7.5%

155,33 р.

1 522,81

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

1 522,81 х 22x 1/150x8.5%

18,98 р.

1 522,81

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00%

1/150

1 522,81 х 34x 1/150x 12%

41,42 р.

1 522,81

18.09.2023

17.10.2023

30

13,00%

1/150

1 522,81 х 30 x 1/150 x 13%

39,59 р.

Итого:

255,32 руб.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за январь 2023

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

688,40

01.02.2023

23.07.2023

173

7,50 %

1/150

688,40x 173 x 1/150x7.5%

59,55 р.

688,40

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

688,40x22x 1/150x8.5%

8,58 р.

688,40

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00%

1/150

688,40 x 34x 1/150x 12%

18,72 р.

688,40

18.09.2023

17.10.2023

30

13,00%

1/150

688,40 х 30 х 1/150 х 13%

17,90 р.

Итого:

104,75 руб.

Сумма основного долга: 3 888,16 руб.

Сумма процентов по всем задолженностям: 682,05 руб.

Начало просрочки:

01.11.2022

Конец просрочки:

17.10.2023

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за октябрь 2022

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

426,16

01.11.2022

23.07.2023

265

7,50 %

1/150

426,16x265x 1/150x7.5%

56,47 р.

426,16

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

426,16 x22x 1/150x8.5%

5,31 р.

426,16

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

426,16x 34x 1/150x 12%

11,59 р.

426,16

18.09.2023

17.10.2023

30

13,00%

1/150

426,16x 30x1/150x 13%

11,08 р.

Итого:

84,45 руб.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за ноябрь 2022

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

688,40

01.12.2022

23.07.2023

235

7,50 %

1/150

688,40x235x 1/150x7.5%

80,89 р.

688,40

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

688,40x22x 1/150x8.5%

8,58 р.

688,40

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00%

1/150

688,40x 34x 1/150x 12%

18,72 р.

688,40

18.09.2023

17.10.2023

30

13,00%

1/150

688,40 х 30 х 1/150 х 13%

17,90 р.

Итого:

126,09 руб.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за декабрь 2022

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

1 522,81

01.01.2023

23.07.2023

204

7,50 %

1/150

1 522,81 х 204x 1/1 50x7.5%

155,33 р.

1 522,81

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

1 522,81 х 22x 1/150x8.5%

18,98 р.

1 522,81

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00%

1/150

1 522,81 х 34x 1/150x 12%

41,42 р.

1 522,81

18.09.2023

17.10.2023

30

13,00%

1/150

1 522,81 х 30 х 1/1 50 х 13%

39,59 р.

Итого:

255,32 руб.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за январь 2023

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

688,40

01.02.2023

23.07.2023

173

7,50 %

1/150

688,40x 173 x 1/150x7.5%

59,55 р.

688,40

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50 %

1/150

688,40x22x 1/150x8.5%

8,58 р.

688,40

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00%

1/150

688,40x 34x 1/150x 12%

18,72 р.

688,40

18.09.2023

17.10.2023

30

13,00%

1/150

688,40 x 30 x 1/150 x 13%

17,90 р.

Итого:

104,75 руб.

Сумма основного долга: 3 325,77 руб.

Сумма процентов по всем задолженностям: 570,61 руб.

Соответственно в пользу Коростелевой Т.В. при наличии долга в размере 3325 руб. 77 коп., подлежат взысканию проценты за несвоевременно выплаченную заработную плату по день вынесения апелляционного определения судебной коллегии в размере 570 руб. 61 коп., в пользу Бердниковой И.И. при наличии долга в размере 3888 руб. 16 коп. подлежат взысканию проценты за несвоевременно выплаченную заработную плату в размере 682 руб.05 коп.

На основании ст. 237 ТК Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как разъяснено в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с ч. 4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч.1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Согласно разъяснений в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» на требования о компенсации морального вреда, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом (абз. 3 ст. 208 ГК Российской Федерации). На требования о компенсации морального вреда, вытекающие из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда. Например, требование о компенсации морального вреда, причиненного работнику нарушением его трудовых прав, может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав (с соблюдением установленных сроков обращения в суд с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав) либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично (ч. 3 ст. 392 ТК Российской Федерации).

Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ч. 1 ст. 237 ТК Российской Федерации).

В ТК Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (п. 1 ст. 1099 и п. 1 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст.151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.

Согласно п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» работник в силу ст. 237 ТК Российской Федерации имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).

В п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (ст. 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.

Установив, что ответчиком были допущены нарушения трудовых прав истов, выразившиеся в невыплате заработной платы, судебная коллегия полагает, что имеются основания для компенсации причиненного истцам морального вреда, данные требования судебная коллегия находит подлежащими удовлетворению в части в сумме 10000 руб. каждой исходя из длительности нарушения прав истцов, невыплаты заработной платы в полном объеме, длящегося нарушения прав истцов на получения оплаты по труду.

В пользу истцов подлежат удовлетворению и требования о взыскании оплаты услуг представителя в заявленном ими размере исходя из длительности, объема оказанных услуг, требований разумности и справедливости.

Требования истцов о взыскании ежемесячной премии в заявленном ими размере, как это указано в письме военного комиссариата Курганской области в сумме 3755 руб. ежемесячно удовлетворению не подлежали.

Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации», выплата премии работникам муниципальных органов не предусмотрена (в данном приказе предусмотрено дополнительное материальное стимулирование в виде выплат (премии) по результатам службы (работы).

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации.

Пункт 2 приказа от 26 июля 2010 г. № 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил.

В соответствии с п.п. 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Пунктом Порядка предусмотрено, что такое материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Анализ положений Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 свидетельствует о том, что он не устанавливает какие-либо дополнительные выплаты военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации и лицам гражданского персонала, а лишь определяет меры по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти.

Утвержденный приказом от 26 июля 2010 г. № 1010 Порядок не изменяет действующую систему оплаты труда, а определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплаты труда.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истцы не отнесены к гражданскому персоналу вооруженных сил, оснований для удовлетворения данной части иска не имелось.

Утвержденным ответчиком Положением об оплате труда работников военно-учетного стола Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области от 11 августа 2022 г. предусмотрен порядок и условия выплат стимулирующего характера в виде ежемесячной премии в размере 25 %, премии по итогам работы, которые и были выплачены истцам, что подтверждено их расчетными листами за спорный период.

В данной части оснований для отмены решения суда не имеется,

Судебной коллегией решение суда проверено в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Юргамышского районного суда Курганской области от 23 июня 2023 г. отменить в части отказа в удовлетворении иска Бердниковой Ирины Николаевны, Коростелевой Татьяны Викторовны к Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области о взыскании задолженности по оплате труда, процентов за несвоевременно выплаченную заработную плату, компенсации морального вреда, судебных расходов, данные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области задолженность по оплате труда в пользу Коростелевой Татьяны Викторовны в размере 3325 руб. 77 коп., проценты за несвоевременно выплаченную заработную плату в размере 570 руб. 61 коп., компенсацию морального вреда 10000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере в размере 7 000 руб.

Взыскать с Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области задолженность по оплате труда в пользу Бердниковой Ирины Ивановны в размере 3888 рублей 16 копеек, проценты за несвоевременно выплаченную заработную плату в размере 682 рубля 05 коп., компенсацию морального вреда 10000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере в размере 7 000 рублей.

В остальной части иск Коростелевой Татьяны Викторовны, Бердниковой Ирины Ивановны оставить без удовлетворения.

Взыскать с Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области государственную пошлину в пользу муниципального образования Юргамышский муниципальный округ в размере 800 руб.

В остальной части решение Юргамышского районного суда Курганской области от 23 июня 2023 г. оставить без изменения.

Судья – председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2023 г.