Дело № 33а-59/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курган 17 января 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего Варлакова В.В.,
судей Пшеничникова Д.В., Менщикова С.Н.,
при секретаре Шумиловой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану к Дмитруха Анастасии Александровне о взыскании недоимки и пени, по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану на решение Курганского городского суда Курганской области от 23 октября 2017 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Варлакова В.В., пояснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану – Давиденко Е.С., судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее – ИФНС России по г. Кургану) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дмитруха А.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и соответствующих пени в размере 13478 руб. 43 коп.
Одновременно административный истец просил восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления, указывая на переходный период передачи функций контроля и администрирования страховых взносов ФНС России, несвоевременную передачу материалов дела по взысканию страховых взносов, а также с проблемой не отражения страховых взносов в информационных ресурсах налогового органа.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Кургану – Давиденко Е.С. на административном иске настаивала, заявила ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд.
Дмитруха А.А. в судебном заседании не участвовала.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Кургану просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Указывает, что пропуск срока обращения в суд обусловлен объективными, не зависящими от воли административного истца обстоятельствами.
Обращает внимание, что с 1 января 2017 г. на Федеральную налоговую службу возложены функции по администрированию страховых взносов. В связи с этим в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) были истребованы копии документов в отношении бюджетных организаций и физических лиц, адвокатов, нотариусов, по которым необходимо осуществить взыскание в судебном порядке. Необходимые для обращения в суд сведения, в том числе, касающиеся административного ответчика, поступили в налоговый орган 20 апреля 2017 г.
Указывая, что срок обращения в суд с настоящим административным иском пропущен на 3 месяца 7 дней, ИФНС России по г. Кургану, вновь приводит доводы о том, что процедура передачи функций велась в спешном порядке, вследствие чего значительно увеличилась нагрузка на работников налоговой службы.
В заседании судебной коллегии представитель ИФНС России по г. Кургану – Давиденко Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала. Просила решение суда отменить, восстановить срок для обращения в суд.
Дмитруха А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление о получении судебного извещения.
Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется ходатайство начальника Управления о рассмотрении дела без участия представителя.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения, возникшие и существовавшие до 1 января 2017 г., связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, действовавший до признания его утратившим силу статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ).
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществлялся органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (статья 20 Федерального закона № 250-ФЗ).
Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего на дату направления требования должнику) расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона; страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи (статья 22 Федерального закона № 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено данной статьей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей (часть 2.1 Федерального закона № 212-ФЗ).
К отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым частями 2 – 2.2 данной статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (часть 2.3 Федерального закона № 212-ФЗ).
Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), предусматривающей, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что Дмитруха А.А. в период с <...> по <...> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
3 февраля 2016 г. в адрес Дмитруха А.А. направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам в сумме 12 руб. 85 коп. – начисленные пени по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, со сроком уплаты до 19 февраля 2016 г.
25 октября 2016 г. в адрес Дмитруха А.А. направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам в сумме 13465 руб. 58 коп., где 10 979 руб. 08 коп. – недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 278 руб. 32 коп. – начисленные на недоимку пени; 2153 руб. 59 коп. – недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, 54 руб. 59 коп. – начисленные на недоимку пени, со сроком уплаты – до 9 ноября 2016 г.
Требования должником не исполнены.
Как следует из материалов дела, сумма недоимки по страховым взносам, пени превысила 500 руб. после истечения срока добровольного исполнения требования об уплате задолженности по страховым взносам за 2016 г. в сумме 13465 руб. 58 коп., поскольку ранее направленное требование содержало указание на уплату недоимки по страховым взносам в общей сумме 12 руб. 85 коп., что менее 500 руб.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты истечения срока для добровольного исполнения указанного выше требования, т.е. с 9 ноября 2016 г. Следовательно, срок на обращение в суд истекал 9 мая 2017.
Между тем, административное исковое заявление направлено в суд (обоснованно минуя приказное производство в связи с очевидной спорностью предъявленного с просрочкой требования, препятствующего выдаче судебного приказа мировым судьей) лишь 16 августа 2017 г., то есть за пределами установленного законом 6-месячного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что каких-либо доказательств, подтверждающих, что у налогового органа отсутствовала объективная возможность обращения с административным иском в суд в установленный 6-месячный срок, в том числе по причине несвоевременной передачи сведений пенсионным органом, в материалы дела административным истцом не представлено.
Суд первой инстанции правомерно признал приводимые административным истцом доводы об уважительности причин пропуска срока несостоятельными, поскольку ведомственная несогласованность при передаче административных полномочий к числу уважительных причин, с которыми закон связывает возможность восстановления пропущенного процессуального срока, отнесена быть не может.
Уважительность причин пропуска процессуального срока также не может быть оправдана высокой служебной нагрузкой сотрудников налогового органа, увеличившейся с 1 января 2017 г.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права, не усматривая оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 23 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Кургану – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: