НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 16.11.2017 № 33-3712/17

Судья Бутакова О.А. Дело № 33-3712/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Ушаковой И.Г., Душечкиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Мелеховой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 16ноября2017года гражданское дело по иску Коновалова Николая Васильевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм, процентов за задержку причитающихся сумм и компенсации морального вреда,

по апелляционным жалобам Коновалова Николая Васильевича, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области, Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области на решение Катайского районного суда Курганской области от 4 сентября 2017 года, которым постановлено:

«исковые требования Коновалова Николая Васильевича к Межрайонной ИФНСРоссии № 1 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм, процентов за задержку причитающихся сумм и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области в пользу Коновалова Николая Васильевича задолженность по денежному содержанию за период очередного оплачиваемого отпуска с 06.02.2017 по 20.02.2017 в размере 6714(шесть тысяч семьсот четырнадцать) рублей 14 копеек; задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 57893 (Пятьдесят семь тысяч восемьсот девяносто три) рубля 15 копеек; задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы, в размере 60758 (шестьдесят тысяч семьсот пятьдесят восемь) рублей 17 копеек; компенсацию морального вреда в размере 2000 (Две тысячи) рублей.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области в пользу Коновалова Николая Васильевича денежную компенсацию (проценты) за задержку выплаты недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 04сентября2017года в размере 3987 (Три тысячи девятьсот восемьдесят семь) рублей 11 копеек, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 05 сентября 2017 года по день фактической выплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Банка России соответственно периоду.

Взысканные суммы определены до удержания установленных Налоговым кодексом Российской Федерации налогов и сборов.

В удовлетворении остальной части исковых требований Коновалову Николаю Васильевичу отказать в связи с необоснованностью».

Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, представителя ответчиков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области и третьего лица Управления федеральной налоговой службы по Курганской области Хизун Р.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Коновалов Н.В. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области (далее - Межрайонная ИФНС № 1 России по Курганской области) о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации (процентов) за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что занимал должность старшего государственного налогового инспектора отдела контрольной работы в Межрайонной ИФНС России № 2 по Курганской области. На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 06.02.2017 Межрайонная ИФНС России № 2 по Курганской области была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области. Приказом от 05.05.2017 контракт с истцом расторгнут, он освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении ему стало известно о том, что в расчет денежного содержания работодателем не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования и премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС при исчислении отпускных за 2014-2017 годы, компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения. Считал, что невключение в расчет денежного содержания указанных средств и премий является незаконным и полагал, что для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования и «разовых» премий. В связи с чем с ответчика подлежат взысканию денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, а также компенсация морального вреда. С учетом изменения исковых требований просил взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области в его пользу задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в период с 07.07.2014 по 20.02.2017 в сумме 22025 рублей 52 копейки, задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 57893рубля 15 копеек, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении, в сумме 60758 рублей 17 копеек, компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты фактического расчета, в сумме 5376 рублей 65 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.

В ходе разрешения спора истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд за разрешением трудового спора относительно взыскания задолженности по выплатам за период с 07.07.2014 по 16.02.2016.

В судебном заседании истец Коновалов Н.В. на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 Тропин А.Е. исковые требования не признал.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области, извещен надлежаще, о причине неявки не уведомил.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в части взыскания компенсации за задержку выплаты недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск. В обоснование доводов жалобы ссылается на ошибочность выводов суда об исчислении процентов без учета ключевой ставки банковского процента. Настаивает, что представленный им расчет является правильным, выполнен с учетом размера ключевой ставки и количества дней задержки выплаты. Считает также, что нормы ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации, по правилам которой судом осуществлен расчет, не могут быть применены ввиду наличия специальной нормы, в соответствии с требованиями которой должен производиться расчет.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС № 1 России по Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы. Ссылается на то, что выплаченные истцу средства материального стимулирования производились из дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда и не могут учитываться при исчислении денежного содержания. Считает необоснованной ссылку суда на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, которое носит справочный характер и не может являться нормативным правовым актом. Указывает на отсутствие оснований для взыскания Коновалову Н.В. компенсации морального вреда.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области также просит решение суда отменить, в удовлетворении иска истцу отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что средства материального стимулирования относятся к иным выплатам, предусмотренным ч.10ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ и не предусмотрены пп. 2, 5 Федерального закона № 79-ФЗ, выплачивались истцу сверх средств фонда оплаты труда, доводились до государственного органа отдельными бюджетными обязательствами и не подлежали учету при выплате компенсации в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. Считает необоснованным ссылку суда на ч.3ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ, определяющую порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных служащих отдельных федеральных государственных органов, к которым Межрайонная ИФНС России № 2 по Курганской области не отнесена. Ссылку суда на ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ и письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 также полагает необоснованной.

В возражениях Коновалов Н.В. просит апелляционные жалобы ответчика и третьего лица оставить без удовлетворения.

Истец Коновалов Н.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В суд апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Курганской области, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомил.

В соответствии со ст.ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в пределах доводов апелляционных жалоб.

Проверив материалы дела, обсудив апелляционные жалобы в пределах изложенных в них доводов (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), возражений на жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. ч. 1, 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

В ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Судом установлено, что Коновалов Н.В. с 01.07.1990 состоял в трудовых отношениях с Государственной налоговой инспекцией по Катайскому району, впоследствии проходил государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНСРоссии № 2 по Курганской области, с 09.01.2013 занимал должность старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок. 19.08.2005 с истцом заключен служебный контракт № 52, который приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Курганской области от 13.02.2015 № 01-05/012 расторгнут, 13.02. 2015 заключен срочный служебный контракт № 141 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Условиями служебного контракта от 13.02.2015 Коновалову Н.В. установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы (должностного оклада); надбавок (ежемесячное денежное поощрение, надбавка за классный чин, за выслугу лет, надбавка за особые условия гражданской службы в размере 90 %); премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материально помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.

На основании приказов Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области о премировании от 02.11.2015 № 03-05/276дсп@, от 20.06.2016 №03-05/214@, от 06.07. 2016 № 03-05/227@, от 05.09.2016 № 03-05/276@, от 06.10.2016 № 03-05/316@, от 16.11.2016 № 03-05/373@, а также письма от 30.10.2015 № 02-1282542ДСП@, Межрайонной ИФНС России № 2 по Курганской области были изданы приказы от 09.11.2015 № 01-05/047, от 11.07.2016 № 01-05/022, от 23.07.2016 № 01-05/018, от 12.09.2016 № 01-05/030, от 10.10.2016 № 01-05/037, от 18.11.2016 №01-05/039 о выплате премий государственным гражданским служащим инспекции из бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНСРоссии по Курганской области сверх установленного фонда оплаты труда, которыми осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за соответствующие периоды 2015-2016 годов, в том числе Коновалову Н.В. Факт выплаты премий истцу на основании данных приказов за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда представителем ответчика не оспаривался.

Более того, как следует из приказов от 30.05.2016 №ММВ-8-5/29дсп@, от 13.07.2016 № ММВ-8-5/38дсп@, от 08.09.2016 № ММВ-8-5/40дсп@, от 08.12.2016 №СА-8-5/61дсп@, Федеральная налоговая служба в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда выделила в распоряжение руководителей управлений ФНСРоссии по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России, предоставив указанным должностным лицам право принять решение о направлении названных ассигнований с учетом показателей эффективности профессиональной служебной деятельности соответствующего органа в пределах бюджетных ассигнований. Управлением федеральной налоговой службы по Курганской области указанные дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование были выделены и доведены до начальников инспекций ФНС России по Курганской области сверх установленных фондов оплаты труда (приказы Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 01.06.2016 № 03-05/199дсп@, от 20.07. 2016 года № 03-05/236дсп@, от 15.09.2016 №03-05/302дсп@, от 12.12.2016 № 03-05/398дсп@).

В соответствии с приказом Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 06.02.2017 № 01-04/01-048@ в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Межрайонная ИФНС России № 2 по Курганской области была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области.

Приказом Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области от 05.05.2017 № 01-05/019 на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ Коновалов Н.В. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы с 05.05.2017 и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы.

В связи с увольнением по данному основанию Коновалову Н.В. выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания – 97656 рублей 21 копейка, также выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 123 дней, составившая 91 045 рублей 44 копейки. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, также не оспаривались.

Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истцом указано, что средства материального стимулирования, выплаченные по вышеуказанным приказам, не были учтены ответчиком при расчете его среднего заработка истца для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением штата, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, названные КоноваловымН.В., ответчиком не учтены.

Судебная коллегия находит выводы суда в указанной части правильными, а доводы ответчика и третьего лица о том, что указанное истцом материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего – основанными на ошибочном толковании действующего законодательства.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частями 1 и 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам в соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При этом, согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Составные части денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего определены Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, которыми в том числе установлен Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в частности для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подп. «д» п. 1), а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (подп. «а» п. 1) (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подп. «д» и «з» п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз.1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2п.8Правил).

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Как следует из ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3)ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа, согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пп. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в)повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 №302?12, от 23.04.2016 № 347-7 предусматривались в 2015, 2016 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов в рамках мероприятий совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В соответствии с указанными постановлениями Правительства Российской Федерации инспекциям ФНС России по Курганской области, в том числе Межрайонной ИФНС России № 2 по Курганской области, выделены средства для материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов в виде премий, что подтверждается представленными в материалы дела приказами и письмами ФНС России, приказами Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области, во исполнение которых руководителем Межрайонной ИФНС России № 2 по Курганской области издавались приказы о премировании Коновалова Н.В. и производились выплаты в виде материального стимулирования государственного служащего.

В связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входящее в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ч.10ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, служебный контракт Коновалова Н.В. от 13.02.2015), выплаченное истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование подлежало учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск, а также отпускных.

При этом судебная коллегия находит несостоятельной ссылку ответчика на постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 и приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, устанавливающие механизм и условия материального стимулирования федеральных государственных служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, поскольку указанные акты, предусматривая выплату материального стимулирования федеральным государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей и иных обязанностей и распространяя действие на период с 2007года по 2013 год, находятся за пределами спорного периода.

Учитывая изложенное, довод апелляционных жалоб ответчика Межрайонной ИФНС № 1 России по Курганской области и третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете отпускных, компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Ссылки в жалобе ответчика и третьего лица на необоснованное применение судом письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14?04?05/34482, не имеющего нормативной силы, также судебной коллегией отклоняются, ввиду следующего.

Указанное письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.

Доводы апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области о необоснованном взыскании в пользу истца компенсации морального вреда ввиду отсутствия доказательств физических и нравственных страданий также не являются основанием для отмены решения суда, поскольку неправомерность действий Межрайонной ИФНС России № 2 по Курганской области, правопреемником которой является ответчик (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации), обусловленная выплатой отпускных и соответствующих компенсаций, причитающихся истцу, не в полном объеме, установлена в ходе разбирательства по делу.

На основании ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда.

Как следует из ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Установив факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой определен судом исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных Коновалову Н.В. нравственных страданий, степени вины ответчика, иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Вывод суда в указанной части соответствует разъяснениям, содержащимся в п.63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Оснований для отказа в удовлетворении указанных требований, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, у судебной коллегии не имеется.

Между тем судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы истца Коновалова Н.В. о неверно произведенном судом первой инстанции расчете компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Проанализировав представленный истцом расчет денежной компенсации на соответствие его требованиям ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признает его правильным и приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу Коновалова Н.В. денежной компенсации в размере 8849 рублей 09 копеек и полагает решение суда в данной части подлежащим изменению в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пп.3ч.1ст.330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В остальной части состоявшийся по делу судебный акт сторонами не обжалован, в связи с чем предметом проверки судебной коллегии не является (ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Катайского районного суда Курганской области от 4сентября2017года изменить в части взыскания с Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области в пользу Коновалова Н.В. процентов за задержку выплат.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области в пользу Коновалова Николая Васильевича денежную компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 4 сентября 2017 года, в сумме 8849 руб. 09 коп.

В остальной части решение Катайского районного суда Курганской области от 4 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области, Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области – без удовлетворения.

Судья – председательствующий И.В. Литвинова

Судьи: И.Г. Ушакова

Н.С. Душечкина