Судья Менщикова М.В. Дело № 33-1740/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Булатова П.Г., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 июня 2017 года гражданское дело по иску Ч.М. к государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения №» о признании отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, незаконным, признании права и возложении обязанности
по апелляционным жалобам Ч.М. на решение Курганского городского суда Курганской области от 6 марта 2017 года, которым постановлено:
«исковые требования Ч.М. к ГКУ «Управление социальной защиты населения №» о признании отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, незаконным, признании за ней права на получение данного пособия и возложении обязанности по ежемесячной выплате пособия с <...> оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г. об обстоятельствах дела, пояснения истца Ч.М., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, представителя ответчика государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения №» К.Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ч.М. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения №» (далее ГКУ «Управление социальной защиты населения №») о признании отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, незаконным, признании права и возложении обязанности. В обоснование требований указала, что является гражданином Республики Казахстан, с <...> состоит в браке с Ч.А.О., от брака имеют сына – Ч.С.А., <...> года рождения, с мужем и сыном зарегистрированы по адресу: <адрес>. Поскольку ее супруг Ч.А.О. с <...> проходит военную службу по призыву в войсковой части №, <...> она обратилась в ГКУ «Управление социальной защиты населения №» с заявлением о назначении ребенку ежемесячного пособия в связи прохождением Ч.А.О. военной службы по призыву в соответствии с п. «ж» ч. 2 приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». Указала, что решением ответчика от <...>№ в назначении пособия ей было отказано в связи с несоответствием заявителя категории граждан, указанной в п. 3 разд. 1 указанного выше Порядка и условий. Полагала данный отказ незаконным, поскольку пособие назначается не ей, а ребенку военнослужащего срочной службы, являющихся гражданами Российской Федерации. Отмечала, что право на пособие не может быть ограничено наличием у матери ребенка гражданства иностранного государства. Просила признать отказ ГКУ «Управление социальной защиты населения №» в назначении ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, незаконным, признать за собой право на получение ежемесячного пособия на ребенка Ч.С.А., <...> года рождения, возложить на ответчика обязанность назначить ей ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с <...>.
В судебном заседании истец Ч.М. на удовлетворении требований настаивала, поясняла, что в Российской Федерации имеет временную регистрацию по адресу: <адрес>, планирует получить гражданство Российской Федерации. В настоящее время обучается в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Курганский государственный университет» (далее ФГБОУ ВПО «КГУ»), не трудоустроена.
Представитель ответчика ГКУ «Управление социальной защиты населения №» по доверенности И.С.В. против удовлетворения исковых требований возражала, указывала, что Ч.М. право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не имеет, поскольку является иностранным гражданином, временно проживающим на территории Российской Федерации, и не является застрахованным по обязательному социальному страхованию. На момент обращения в органы социальной защиты населения истец не относилась к категории граждан, указанной в п. 3 разд. 1 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н. В отзыве на иск указала, поскольку на день обращения Ч.М. не являлась гражданской Российской Федерации, в назначении данного пособия ей было отказано.
Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласилась истец Ч.М.
В апелляционных жалобах Ч.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Действие данного Федерального закона распространяется, в том числе, на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Полагает, что пособие назначается не матери ребенка, а ребенку военнослужащего срочной службы, гражданину Российской Федерации и право на него не ограничено гражданством матери. Считает, действующее законодательство право на получение пособия на ребенка связывает только с военной службой по призыву его отца, при этом статус лица, осуществляющего уход за ребенком и фактически проживающего с ребенком на территории Российской Федерации, не имеет правового значения. В обоснование позиции ссылается на определение Конституционного суда Российской Федерации от 08.06.2000 № 134-О, в котором акцентировано внимание правоприменительных органов на то, что пособие выплачивается на детей (граждан Российской Федерации), а получателями его может быть круг лиц, перечисленных в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». При этом не допускается дифференциация условий реализации права на получение государственного пособия на детей военнослужащих и в зависимости от гражданства матери ребенка, ибо это ставит ребенка в неравные условия жизни и содержания по отношению другим получателям пособия, гражданам Российской Федерации. Настаивает, что невыплата пособия существенно нарушает социальные права и интересы несовершеннолетнего Ч.С.А., <...> года рождения, поскольку ребенок ограничен в получении необходимого питания, лекарственных средств и иных предметов первой необходимости.
Возражений на апелляционные жалобы не представлено.
В суде апелляционной инстанции истец Ч.М. поддержала доводы апелляционных жалоб.
Представитель ответчика ГКУ «Управление социальной защиты населения №» К.Е.А. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), судебная коллегия определила рассмотреть дело в пределах доводов апелляционных жалоб.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Ч. (до заключения брака К.) М. является гражданином Республики Казахстан, временно зарегистрирована с <...> до <...> по адресу: Российская Федерация, <адрес>, состоит в браке с Ч.А.О., от брака имеет сына Ч.С.А., является студентом ФГБОУ ВПО «КГУ», что подтверждается копиями паспорта № от <...>, справки МКУ «Жилищная политика» от <...>№, свидетельства о заключении брака №, свидетельства о рождении №, справки ФГБОУ ВПО «КГУ» от <...>№.
Согласно справкам ФГБОУ ВПО «КГУ», истец является получателем академической стипендии, социальная стипендия не назначена.
Справкой войсковой части № Министерства обороны Российской Федерации от <...>№ подтверждено, что Ч.А.О. проходит военную службу по призыву в войсковой части № с <...> до <...>.
Полагая, что имеет право на назначение пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ввиду прохождения отцом ребенка военной службы, Ч.М.<...> обратилась в ГКУ «Управление социальной защиты населения №» с заявлением о выдаче указанного пособия, на что получила решение № от <...> об отказе в предоставлении государственной услуги.
В ответе на заявление <...> № № ГКУ «Управление социальной защиты населения №» указано на то, что истец не соответствует категории граждан, указанной в п. 3 разд. 1 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (пособие назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, заявитель является гражданином Республики Казахстан, не имеет вида на жительство).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности отказа ГКУ «Управление социальной защиты населения №», соответствии его требованиям закона и отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Суд исходил из того, что для иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации, обязательным условием получения ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, является факт обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Довод о назначении пособия ребенку, а не его матери и нарушении прав и интересов ребенка противоречат заявленным исковым требованиям и не основаны на законе.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства – исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России – направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 38, часть 1; статья 39, часть 1). При этом конкретизация гарантий прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, в том числе установление условий и порядка предоставления мер социальной защиты в отношении отдельных категорий граждан, относится к компетенции законодателя.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, закреплена в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации; граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев; временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 1).
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, является видом государственных пособий, установленным Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», поименованным в ст. 3 Федерального закона.
Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 12.5 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, в соответствии с пп. 5.2.103 которого определены полномочия указанного министерства по утверждению порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Согласно утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее Порядок), гражданам, имеющим детей, назначается и выплачивается ряд пособий, среди которых ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Пункт 3 указанного Порядка содержит перечень категорий лиц, которым назначаются и выплачиваются пособия, в их числе временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане и лица без гражданства (пп. «г»).
Иностранный гражданин может являться лицом, имеющим право на получение пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, при соблюдении определенных условий, таких как постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации и наличие обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. Федерального закона от 01.12.2014 № 407-ФЗ) (далее Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством») обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 № 407-ФЗ), в том числе лица, работающие по трудовым договорам.
Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (ч. 5).
Сведения о трудоустройстве на территории Российской Федерации временно проживающего иностранного гражданина Ч.М. в материалах дела отсутствуют.
В ответе на запрос судебной коллегии государственное учреждение – Курганское региональное отделение Фонда социального страхования российской Федерации разъяснило, что с <...> иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Граждане республик, поименованных в Договоре о Евразийском экономическом союзе от <...>, в числе которым Республика Казахстан, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории Российской Федерации независимо от того, являются ли они временно пребывающими, временно или постоянно проживающими на территории Российской Федерации, а работодатели должны уплачивать за них страховые взносы в фонд социального страхования Российской Федерации в тех же размерах, что и за граждан Российской Федерации. Гражданка Республики Казахстан Ч.М. застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не является и не являлась таковым до <...>.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Ч.М. был представлен полис обязательного медицинского страхования № сроком действия до <...>, выданный Филиалом СМК «Астрамед-МС» (АО) в г. Кургане и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования № с указанием даты регистрации <...>.
Представленный Филиалом СМК «Астрамед-МС» (АО) в г. Кургане по запросу судебной коллегии ответ от <...> свидетельствует о том, что Ч.М. застрахована по обязательному медицинскому страхованию, так как является временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданином, что подтверждено отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации в паспорте иностранного гражданина.
В соответствии с положениями Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»), страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Представленная в суд апелляционной инстанции Ч.М. справка ФГБОУ ВПО «КГУ» не свидетельствует о наличии каких-либо удержаний, в частности страховых взносов, с назначенной ей государственной академической стипендии в размере <...>, кроме профсоюзных взносов в размере <...>%.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что временно проживающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин Ч.М. проходит обучение по очной форме обучения в образовательном учреждении высшего образования и, в соответствии с пп. «в» п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», является лицом, застрахованным по обязательному медицинскому, а не социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Трудовую деятельность истец на территории России не осуществляет, и, поскольку не является застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, соответственно, не обладает правом на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», действие которого распространяется на временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства.
В апелляционных жалобах истец, говоря о праве на получение пособия в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», указывает на распространение действия данного Федерального закона на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, при этом, обращаясь в суд с иском, просит назначить ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву не супругу, а себе, являющейся иностранным гражданином, временно проживающим на территории Российской Федерации. Таким образом, указанная ссылка является несостоятельной.
Судебная коллегия находит безосновательными доводы апелляционных жалоб о назначении оспариваемого пособия не матери ребенка, а ребенку военнослужащего срочной службы, гражданину Российской Федерации и нарушении социальных прав и интересов несовершеннолетнего Ч.С.А.
В соответствии с п. 68 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н, право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет, в числе прочих, мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Таким образом, Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и вышеуказанным Порядком, установлен определенный круг лиц, имеющие право на получение пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Право ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, указанными нормами не предусмотрено.
Когда ребенок военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, находится на попечении матери, право на ежемесячное пособие имеет мать ребенка.
Ссылка в апелляционных жалобах на определение Конституционного суда Российской Федерации от 08.06.2000 № 134-О не обоснована, поскольку в данном конкретном случае следует говорить не о допущении дифференциации условий реализации права на получение государственного пособия на детей военнослужащих в зависимости от гражданства матери ребенка, и постановку ребенка в неравные условия жизни и содержания по отношению к другим получателям пособия, гражданам Российской Федерации, а о соблюдении получателем пособия – матерью ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, условий, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения.
Все обстоятельства дела были проверены судом первой инстанции с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционных жалоб истца судебная коллегия находит несостоятельными и необоснованными, направленными на переоценку обстоятельств, исследованных при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 6 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Ч.М. – без удовлетворения.
Судья – председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: П.Г. Булатов
И.Г. Ушакова