НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 15.05.2019 № 33А-1345/19

Дело № 33а-1345/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 15 мая 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

председательствующего Арзина И.В.,

судей Волосникова С.В., Пшеничникова Д.В.

при секретаре Шумиловой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кетовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области на решение Кетовского районного суда Курганской области от 20 февраля 2019 г., которым заявленные требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Волосникова С.В., пояснения Главы Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области Леонова В.С., представителя Администрации Кетовского района Курганской области Кузьминой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кетовский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее – Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – Администрация Большечаусовского сельсовета) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

В обоснование указал, что в рамках рассмотрения обращения гражданина Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области было выдано предписание № 15/114 от 16 июля 2018 г. о проведении филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах» экспертной оценки территории места захоронения на предмет соответствия требованиям санитарных правил и норм 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее – СанПиН 2.1.2882-11). Согласно выданному заключению территория кладбища в п. Чистопрудный Кетовского района Курганской области (далее – п. Чистопрудный) не соответствует требованиям пунктов 2.5, 2.7, 6.3, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, пункту 7.1.12 класс III, п/п 2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03). Полагает, что Администрация Большечаусовского сельсовета бездействует, допуская самовольное захоронение умерших вблизи жилых домов в п. Чистопрудный, непринятие мер к созданию нового места захоронения, непредъявление требований прекратить захоронение.

Просил признать бездействие Администрации Большечаусовского сельсовета незаконным, возложить обязанность принять меры по недопущению захоронений на месте погребения в п. Чистопрудный, создать новое место погребения, взять на баланс бесхозяйное место погребения в п. Чистопрудный.

В судебном заседании представитель административного истца Зайцева О.В. на доводах административного искового заявления настаивала.

Глава Большечаусовского сельсовета Леонов В.С. с заявленными требованиям не согласился, указывая, что спорное кладбище находится на территории государственного лесного фонда, на балансе администрации сельсовета не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится. Также пояснил, что создание нового места погребения невозможно, поскольку территории под новое кладбище нет.

Представитель заинтересованного лица Администрации Кетовского района Курганский области по доверенности Кузьмина С.В. с административным иском не согласилась, указывая, что участок земли, на котором находится кладбище, расположен за пределами границы населенного пункта, относится к лесному фонду Российской Федерации. Поскольку Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда для размещения на них мест захоронений, необходимо руководствоваться пунктом 3 части 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому места захоронений могут располагаться на землях историко-культурного назначения. Решение данного вопроса возможно только путем перевода земельного участка, занятого соответствующим кладбищем, из категории земель лесного фонда, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Представитель Государственного казенного учреждения «Курганское лесничество» по доверенности Сусоев К.Н. с заявленными требованиями не согласился, поддержав позицию представителя Администрации Кетовского района Курганской области.

Представители Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении административного искового заявления: признано незаконным бездействие Администрации Большечаусовского сельсовета в непринятии мер по приему на баланс бесхозяйного места погребения в п. Чистопрудный, возложена обязанность по принятию мер к постановке на баланс бесхозяйного места погребения в п. Чистопрудный. В удовлетворении остальных требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация Большечаусовского сельсовета просит решение суда отменить, полагая его незаконным. Указывает, что земельный участок, занятый кладбищем и расположенный вблизи п. Чистопрудный, в установленном порядке для этих целей отведен не был; кладбище образовалось до появления поселка. Вновь обращает внимание, что кладбище расположено на землях лесного фонда, на балансе Администрации Большечаусовского сельсовета не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится. Считает, что решением суда затрагиваются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка. Исполнить судебное решение административный ответчик не имеет возможности, поскольку границы земельного участка, на котором располагается кладбище, не определены, на государственный кадастровый учет земельный участок не поставлен и муниципальному образованию Большечаусовский сельсовет не передан. Перевод земель из одной категории в другую осуществляют иные органы власти, сельсовет в процессе данного перевода участия не принимает и не может подменять действия органов государственной власти. Кроме того, перевод земель лесного фонда в земли иных категорий и передача в муниципальную собственность должны предшествовать принятию места погребения на баланс.

В заседании судебной коллегии Глава Большечаусовского сельсовета Леонов В.С. и представитель Администрации Кетовского района Кузьмина С.В. доводы апелляционной жалобы поддержали и просили их удовлетворить.

Представители Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Государственного казенного учреждения «Курганское лесничество», Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в заседание судебной коллегии не явились. О месте и времени рассмотрения дела были извещены, что подтверждается уведомлениями почтовой службы о вручении почтовых отправлений.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, и не сообщивших суду об уважительности причин своей неявки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 27 июля 2018 г. помощником врача по общей гигиене филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии Курганской области в Кетовском, Белозерском районах», на основании выданного Кетовским территориальным отделом Роспотребнадзора по Курганской области предписания № 15/1006 от 16 июля 2018 г., проведено натурное обследование территории кладбища в п. Чистопрудный на предмет соответствия (несоответствия) требованиям СанПиН 2.1.2882-11, в результате которого было установлено, что территория кладбища не соответствует требованиям пунктов 2.5, 2.7, 6.3, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, пункта 7.1.12 класс III, подпункт 2 СанПиН 2.2.12.1.1.1200-03.

Суд первой инстанции, установив, что указанное кладбище расположено вблизи п. Чистопрудный в границах муниципального образования Большечаусовский сельсовет и на нем продолжаются захоронения, обязал Администрацию Большечаусовского сельсовета поставить кладбище на баланс органа местного самоуправления. В остальной части требований судом отказано.

Судебная коллегия полагает правомерным отказ в удовлетворении административного иска в части требований о возложении обязанности по принятию мер по недопущению захоронений на месте погребения в п. Чистопрудный и созданию нового места погребения.

При этом судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в части признания бездействия Администрации Большечаусовского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по приему на баланс бесхозяйного места погребения в п. Чистопрудный, незаконным и возложении обязанности на административного ответчика принять меры к постановке на баланс бесхозяйного места погребения в п. Чистопрудный в срок до 1 ноября 2019 г. подлежащим отмене как не основанное на нормах материального права.

Удовлетворяя административный иск в указанной части, суд, в нарушение требований части 2 статьи 178, пункта 4 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не определил нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, и не указал в решении нормативно-правовые акты, которыми он руководствовался при его принятии.

Кроме того суд не учел, что в соответствии со статьями 1 и 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский баланс является составной частью годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, используется в соответствии с целями настоящего Федерального закона и отражает факты хозяйственной жизни.

Целью бухгалтерского учета является формирование документированной систематизированной информации об объектах. Таким образом, постановка имущества на баланс лишь фиксирует факт наличия такого имущества в составе основных средств организации или органа местного самоуправления на том или ином имущественном праве (право собственности, хозяйственное ведение, оперативное управление, аренда и т.д.). Постановка имущества «на баланс» является производной от прав на учитываемое имущество, возникновение которых регулируется иными нормами гражданского законодательства.

Земельный участок, на котором расположено кладбище, подлежит учету в составе основных средств муниципального имущества только после возникновения у муниципального образования права на него в установленном законом порядке.

Удовлетворяя в оспариваемой части административные исковые требования и возлагая на Администрацию Большечаусовского сельсовета обязанность принять меры к постановке на баланс бесхозяйного места погребения в п. Чистопрудный в срок до 1 ноября 2019 г., суд первой инстанции фактически обязал без каких-либо правовых оснований учесть в составе муниципальной собственности Большечаусовского сельсовета несуществующий объект, право собственности на который у муниципального образования отсутствует, в связи с чем требования административного иска в указанной части удовлетворению не подлежали.

Требований о принятии в собственность земельного участка, на котором расположено кладбище, административным истцом суду не заявлялось.

При таких обстоятельствах решение суда в данной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кетовского районного суда Курганской области от 20 февраля 2019 г. отменить в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившегося в непринятии мер по приему на баланс бесхозяйного места погребения в п. Чистопрудный Кетовского района Курганской области, возложении обязанности по принятию мер к постановке на баланс бесхозяйного места погребения в п. Чистопрудный Кетовского района Курганской области в срок до 1 ноября 2019 г., в удовлетворении требований административного искового заявления Кетовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в указанной части отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи: