НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 13.03.2018 № 33-757/18

Судья Фролова М.Н. Дело № 33-757/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда
в составе:

судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Булатова П.Г., Ушаковой И.Г.,

при секретаре судебного заседания Емелиной С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 марта 2018 года гражданское дело по иску Баранова Александра Викторовича к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области, ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855) в лице филиала ФБУ «Федеральное управление
по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации» - войсковая часть 92746, ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, об отмене решения, возложении обязанности, о понуждении к начислению и перечислению страховых взносов,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области на решение Мишкинского районного суда Курганской области от 18 декабря 2017 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Баранова Александра Викторовича удовлетворить частично.

Признать решение ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области №62/1 от 23.03.2017 г. об отказе
в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Баранову Александру Викторовичу незаконным.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
в Мишкинском районе Курганской области включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» период работы:

с 05.06.2010 г. по 06.12.2015 г. по профессии инженер по охране окружающей среды (эколог) лаборатории промышленного экологического мониторинга;

назначить Баранову Александру Викторовичу досрочную страховую пенсию
по старости с 09 февраля 2017 г.

Отказать в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 28.01.2009 г. по 04.06.2010 г., с 07.12.2015 г. по 31.12.2015 г.

Обязать ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению
и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации» (войсковая часть 70855), в лице филиала ФБУ «Федеральное управление
по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации» - войсковая часть 92746 начислить и перечислить страховые взносы по дополнительным тарифам за периоды: с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г.,
с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г., с 01.01.2015 г. по 06.12.2015 г.

В остальной части исковых требований отказать.»

Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г., пояснения представителей ответчика Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области Качарину Т.И., Володину О.С., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, истца Баранова А.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Баранов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области (далее – ГУ-УПФ Российской Федерации в Мишкинском районе) об отмене решения от 23.03.2017 № 62/1, возложении обязанности включить
в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии
по старости период работы с 28.01.2009 по 31.12.2015; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 09.02.2017 года; к ФБУ «Федеральное управление
по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855) в лице филиала ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации» - войсковая часть 92746 о возложении обязанности начислить и перечислить в ГУ-УПФ России в Мишкинском районе страховые взносы по дополнительным тарифам за период работы непосредственно
с токсичными химикатами в войсковой части 92746 с 28.01.2009 по 31.12.2012,
с 01.01.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015.

В обоснование требований иска указывал, что 09.02.2017 обратился в ГУ-УПФ Российской Федерации в Мишкинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 23.03.2017 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что периоды работы с 28.01.2009 по 31.12.2012, с 01.01.2013
по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015 в должности инженера по охране окружающей среды (эколог) лаборатории промышленного экологического мониторинга невозможно засчитать в специальный стаж, ввиду того, что эта должность отсутствует в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость
в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Данное решение считал незаконным, полагал, что на дату обращения с заявлением о досрочном назначении пенсии имел стаж работы, необходимый для назначения пенсии.
В указанные периоды он был занят на работах по отбору проб на складах хранения химических боеприпасов, отбору проб воздуха не в производственных помещениях,
а на границах санитарно-защитной зоны мест хранения и объекта уничтожения дают право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам №№ 1 и 2. ФЗ от 07.11.2000 № 136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» предусматривает две группы работ с химическим оружием, которые относятся к работам с вредными условиями труда. Данные работы, согласно должностным обязанностям, он выполнял по первой группе работ в полном объеме.

В обоснование иска, предъявленного к ФБУ «Федеральное управление
по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855) в лице филиала :ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия
при Минпромторге Российской Федерации»-войсковая часть 92746, истец указывал, что в соответствии с Федеральными законами по обязательному и пенсионному страхованию страхователь обязан сообщать страховщику сведения об особых условиях труда для занесения в индивидуальные сведения застрахованного лица.
В соответствии с действующим законодательством с 01.01.2013 работодатель обязан начислять страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу
на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных или тяжелых условиях труда. При этом для начисления взносов должны соблюдаться условия занятости работника на видах работ, перечисленных в п.п. 1-18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-Ф3
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ответчик в нарушение существующих норм в течение всего периода работы истца не предоставлял
в территориальный орган Пенсионного фонда сведений о вредных, особых условиях труда, и не производил уплату страховых взносов, что явилось основанием отказа
в назначении досрочной пенсии по старости.

В судебном заседании истец Баранов А.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель ответчика ГУ-УПФ Российской Федерации в Мишкинском районе исковые требования не признал.

Представитель ответчика ФБУ «Федеральное управление по безопасному
хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской
Федерации (войсковая часть 70855) в лице филиала ФБУ «Федеральное
управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при
Минпромторге Российской Федерации» - войсковая часть 92746 исковые требования Баранова А.В. не признал.

Представитель третьего лица ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.

Мишкинским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ Российской Федерации в Мишкинском районе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе
в удовлетворении иска. Выражая несогласие с выводами суда о полной занятости истца в выполнении соответствующих видов работ, ссылается на то, что в ходе судебного разбирательства достоверно не определен период работы и не подтверждена занятость истца, в который Баранов А.В. непосредственно работал с токсическими веществами в течение полного рабочего дня. Ссылается на п.п. 2.3-2.9 должностной инструкции инженера по охране окружающей среды (эколога) промышленно-экологического мониторинга, подтверждающих, что в обязанности истца входило выполнение и иных работ: разработка методических и нормативных материалов, аналитический контроль информации, ведение отчетной документации, контроль полученных результатов КХА подчиненными, проведение работ по получению, применению, выделению, очистке, исследованию, испытанию, анализу, синтезу, фасовке вредных веществ 1 и 2 класса опасности, проведение технического обеспечения работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, соответственно не каждый рабочий день истца был связан с работами с вредными веществами. Судом же в основу подтверждения выполнения работы в течение полного рабочего дня была положена только фотография рабочего времени. Иных документов, подтверждающих, что каждый рабочий день работника проходил так, как
в фотографии нет. Считает, неподтвержденная занятость работы в течение полного рабочего дня непосредственно с вредными, опасными веществами, влечет за собой неправомерность принуждения ответчика начислить и перечислить дополнительные страховые взносы за период после 01.01.2013. Также указывает, что решение суда
не содержит условие о назначении пенсии после уплаты дополнительных страховых взносов. Напротив, согласно решению судавключение периодов работы и назначение пенсии предшествует оплате дополнительных страховых взносов, что противоречит логике применяемых законодательных актов.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Баранов А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия
при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855) в лице филиала ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации» - войсковая часть 92746 соглашается с приведенными в ней доводами.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчикаГУ-УПФ Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской областиКачарина Т.А и Володина О.С. на доводах апелляционной жалобы настаивали.

Истец Баранов А.В. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержав доводы возражений на нее.

Представитель ответчикаФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855) в лице филиала ФБУ «Федеральное управление
по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации» - войсковая часть 92746 в судебное заседание не явился,
о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил
о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.

В соответствии со ст.ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), с учетом мнения представителей ответчика и истца, судебная коллегия определила рассмотреть дело
в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя ответчика, истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что истец Баранов А.В., <...> года рождения, 09.02.2017 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФ Российской Федерации в Мишкинском районе
от 23.03.2017 № 62/1 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия необходимого стажа. Указанным решением истцу
в соответствующий стаж не были включены периоды работы: с 28.01.2009
по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015
по 31.12.2015 в должности инженера по охране окружающей среды (эколог) лаборатории промышленного экологического мониторинга, данная должность
не предусмотрена Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей
и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях поскольку занимаемая истцом должность не предусмотрена Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость
в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях
по Постановлению № 10 от 26.01.1991.

Не согласившись с указанным решением ответчика, Баранов А.В. обратился
в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований, в связи с чем, удовлетворил иск в части зачета в соответствующий стаж периода работы с 05.06.2010 по 06.12.2015 по профессии инженер по охране окружающей среды (эколог) лаборатории промышленного экологического мониторинга; обязал ответчика ГУ-УПФ Российской Федерации в Мишкинском районе назначении Баранову А.В. досрочной страховой пенсии по старости с 09.02.2017, возложении
на ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации» (войсковая часть 70855), в лице филиала ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению
и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации» - войсковая часть 92746 начислить и перечислить страховые взносы по дополнительным тарифам за периоды: с 01.01.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014,
с 01.01.2015 по 06.12.2015.

Удовлетворяя требования истца о зачете периода работы с 05.06.2010
по 06.12.2015, суд первой инстанции исходил из того, что условия труда и характер работы Баранова А.В. в период работы на 1207 объекте УХО с 05.06.2010
по 06.12.2015 при выполнении работ с токсичными химикатами соответствуют позиции 1080А010, предусмотренной подразделом А «Рабочие, руководители
и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах» раздела VIII «Химическое производство» Списка № 1 «рабочие, занятые
в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт
и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсичных веществ)
и в лабораториях с химическими спецвеществами» и занятость истца
в соответствующих условиях в течение полного рабочего дня нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Поскольку специальный стаж работы, дающей право истцу на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по Списку № 1
на дату обращения в ГУ-УПФ Российской Федерации в Мишкинском районе
на 09.02.2017 составил 5 лет 6 месяцев 2 дня, суд удовлетворил заявленные истцом требования о назначении пенсии.

Решение суда в части соответствия характера и условий труда истца в период
с 05.06.2010 по 06.12.2015 при выполнении работ с токсичными химикатами соответствуют позиции 1080А010, предусмотренной подразделом А «Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах» раздела VIII «Химическое производство» Списка № 1 «рабочие, занятые
в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт
и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсичных веществ)
и в лабораториях с химическими спецвеществами» сторонами не оспаривается, поскольку данный вывод содержится в экспертных заключениях Главного управления по труду и занятости Курганской области № 183-ЭТД и № 268-ЭТД от 30.08.2017
и 21.11.2017 соответственно, судебной коллегией решение в данной части в порядке ст. 327.1 ГПК Российской Федерации не проверяется.

Признавая, что истец был занят с соответствующих условиях в течение полного рабочего дня, суд в качестве доказательств указанных доводов принял фотографию рабочего времени инженера по охране окружающей среды (эколога) лаборатории промышленно-экологического мониторинга (корпус 2) и справку войсковой части 92746 № 180 от 14.04.2016 о допуске истца к выполнению первой группы работ
в период с 28.01.2009 по 31.12.2015 и наличию занимаемой истцом должности
в перечне должностей гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», работа по которым дает право на льготы и компенсации, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 № 187.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда
по следующим основаниям.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия
по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет
и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно
не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается
с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона,
на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, позицией 10800000 раздела VIII «Химическое производство» подраздел А пункт 1 позиции 1080А010 предусмотрены рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах: 1080А010 работники, занятые в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары
по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами.

В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж
на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации
по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации (Постановление Минтруда РФ от 23.10.1992 № 26) по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей
и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту
(по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать: рабочим, руководителям и специалиста, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов, непосредственно занятых полный рабочий день
с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах
по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того,
на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся указанные работы, как работникам, занятым в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами (раздел VIII, подраздел I).

В соответствии с проектом Конвенции по химическому оружию от 22.01.1992 № СД/1116 под термином «токсичный химикат» подразумевается любой химикат, который за счет своего химического воздействия на жизненные процессы может вызвать смертельный исход, временный инканаситирующий эффект или постоянный вред человеку и животным.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к отравляющим веществам, содержится в распоряжении Правительства Российской Федерации от 05.04.2011
№ 484-р «Об утверждении перечня токсичных химикатов, относящихся
к химическому оружию.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право
на досрочное назначение трудовой по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Действующее законодательство предусматривает в качестве обязательного условия установление полной занятости работника на работах, предусмотренных Списками № 1 и № 2 1991, в течение полного рабочего дня.

Таким образом, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости могут пользоваться рабочие, руководители и специалисты, непосредственно занятые полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) с токсичными химикатами, что должно подтверждаться документально.

Из трудовой книжки истца следует, что Баранов А.В. работал в филиале «Войсковая часть 92746» Федерального бюджетного учреждения «Войсковая часть 70255» (филиал Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление
по безопасности хранения и уничтожения химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)» - 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746): с 28.01.2009
по 31.12.2012 – инженером по охране окружающей среды, инженером по охране окружающей среды (экологом) в лаборатории промышленно-экологического мониторинга (корпус 2А); с 01.01.2013 по 31.12.2013 - инженером по охране окружающей среды (экологом) в лаборатории промышленно-экологического мониторинга (корпус 2А); с 01.01.2014 по 31.12.2014 - инженером по охране окружающей среды (экологом) в лаборатории промышленного экологического мониторинга (корпус 2А); с 01.01.2015 по 31.12.2015 - инженером по охране окружающей среды (экологом) в лаборатории промышленного экологического мониторинга (корпус 2А).

По мнению судебной коллегии, представленные в дело доказательства в виде фотографии рабочего времени начальника смены лаборатории промышленно-экологического мониторинга без подписи должностного лица, без указания
на принадлежность данного доказательства к работе истца и даты его составления, справки войсковой части 92746 № 1800 от 14.04.2016, не свидетельствуют о полной занятости истца в спорные периоды работы в соответствующих условиях труда.

В соответствии со ст. 60 ГПК Российской Федерации о допустимости доказательств, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Как следует из заключения экспертиз, полученных на основании определений суда, «Положением о филиале федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия
при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)» - 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) подтверждено, что предметом деятельности филиала является выполнение работ
по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

На 1207 объекте УХО мониторинг окружающей среды проводит центральная лаборатория, в состав которой входят лаборатория мониторинга окружающей среды (лаборатория МОС, осуществляет мониторинг окружающей среды па территории объекта, СЗЗ и ЗЗМ, осуществляет отбор и анализ проб); промышленно-санитарная лаборатория ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии № 92 ФМБА России» (входит
в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляет функции контроля за уничтожением химического оружия, осуществляет отбор проб воздуха рабочей зоны, отбор проб смыва с поверхности технологического оборудования и, анализ проб) (ПСЛ); лаборатория производственного контроля безопасности (осуществляет отбор проб воздуха рабочей зоны, отбор проб смыва
с поверхности технологического оборудования в 1 «грязной» зоне, анализ проб); технологическая лаборатория (осуществляет отбор и анализ технологических проб - проб отравляющих веществ в боеприпасах, и емкостях, реакционных массах и отходах производства).

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) на объекте – это комплексная система слежения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей и других живых организмов. Мониторинг окружающей среды
на объекте по хранению и уничтожению химического оружия должен охватывать все рабочие места и промышленную площадку, так и зоны, попадающие под техногенное влияние объекта (санитарно защитная зона и зона защитных мероприятий).

Экспертом дана оценка производственного аналитического контроля уничтожения химического оружия, включает его стадии и операции.

С помощью производственного экологического мониторинга устанавливают содержание загрязняющих веществ в газовоздушных выбросах из источников выбросов, в том числе от объектов размещения отходов, в сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, в подземных водах внаблюдаемых скважинах, в почве, в снежном покрове на промышленной площадке, в стоках в. водоемы, контролируют содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Экспертом в своем заключении дана оценка графику аналитического контроля технологического процесса уничтожения зарина объекта по хранению и уничтожению химического оружия на 2011, 2012, 2014 предоставленных в рамках рассмотрения другого дела, где отражены стадии технологического процесса, на которых проводится контроль, места отбора проб, контролируемые вещества, частота контроля какими подразделениями осуществляется контроль, отражены сведения относительно графика и содержания аналитического контроля лаборатории.

Из анализа должностной инструкции истца следует, что в его обязанности входило организация работы подчиненного персонала смены по выполнению количественного химического анализа, контроль за проведением работ подчиненным персоналом, участие в проведении количественного химического анализа, контроль
за состоянием и эксплуатацией оборудования лаборатории, оформление отчетной документации, предусмотрено его привлечение к работам по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанным с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, к работам с применением этиловой жидкости (обработка посуды), к работам с применением химических веществ 1 класса опасности, в том числе обладающих канцерогенными, мутагенными, фиброгенными свойствами (метанол, хлористый метилен, этилацетат, бихромат калия), к работам по получению, применению, выделению, очистке, исследованию, испытанию, анализу, синтезу, фасовке вредных веществ 1 и 2 класса опасности, химических веществ, обладающих канцерогенным, тератогенным эффектом
и вызывающих снижением иммуннорезистентности.

Факт того, что истец допускался к первой группе работ с химическим оружием подтвержден работодателем в соответствующих справках и выписками
из амбулаторной карты истца.

Согласно фотографии рабочего времени, работа «инженера по охране окружающей соответствует требованиям позиции 1080АО 10 «рабочие, занятые
в специалисты (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спец производствам из-под токсичных веществ) и в лабораториях с химическими спец веществами», предусмотренной подразделом А «Рабочие, руководители
и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах» раздела VIII «Химическое производство» «Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию на возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, однако данный документ, не содержит даты его составления и подписи должностного лица его утвердившего.

Письмом же войсковой части 92746 № 7/128 от-12.01.2017 подтверждено,
что должность «инженера по охране окружающей среды (эколога)» лаборатории промышленно-экологического мониторинга (корпус 2А) не входит в перечень льготных профессий, утвержденный Управлением Пенсионного фонда РФ
в Щучанском районе Курганской области (в отношении войсковой части 92746). Работники, занимающие данную должность, не пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Карта специальной оценки условий труда № 400 «инженера по охране окружающей среды (эколога)» лаборатории промышленно-экологического мониторинга (корпус 2А) от 22.05.2014 свидетельствует о том, что условия труда
по результатам специальной оценки признаны допустимыми по факторам производственной среды и трудового процесса.

Согласно карте специальной оценки условий труда «инженер по охране окружающей среды (эколог)» лаборатории промышленно-экологического мониторинга (корпус 2А) имеет право на льготную пенсию в соответствии с позицией 1080А010 «рабочие, занятые в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсичных веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами», предусмотренной подразделом А «Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической
и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день
в нижеперечисленных производствах и работах» раздела VIII «Химическое производство» Списка № 1.

Согласно пункту 4.15.3. СП 2.2.1.2513-09. 2.2.1. и приказу ФМБА РФ
от 20.07.2010 № 384 «О дополнительных мероприятиях по медицинскому обеспечению персонала на объектах по уничтожению химического оружия» все работающие в производственных помещениях I и II групп опасности перед началом
и после работы должны ежедневно проходить медицинский осмотр в здравпункте. Результаты медицинского осмотра фиксируются в дневнике до- и после сменных медицинских осмотров.

В материалах дела представлена выписка из амбулаторной карты Баранова А.В. согласно которой истец привлекался к первой группе работ с химическим оружием,
за период с 09.01.2012 по 06.12.2015 представлены сведения о прохождении истцом до- и послесменных медицинских осмотров.

Баранов А. В. работал «инженером по охране окружающей среды (экологом)» лаборатории промыпшенно-экологического мониторинга. Рабочее место истца располагалось в корпусе 2А, в помещениях группы контроля отравляющих веществ лаборатории МОС.

Экспертом, помимо работ, выполнение которых входило в обязанности истца отражено, что «инженер по охране окружающей среды (эколог)», помимо работ непосредственно с токсичными химикатами, согласно представленным на экспертизу документам (должностные инструкции, инструкции по охране труда), также использовал в своей работе метанол (3 класс опасности по ГН 2.2.5.1313-03 «Химические факторы производственной среды). Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы»), хлористый метилен (3 класс опасности), этилацетат (4 класс опасности) и т.д., работы с которым не предусмотрены разделом VIII «Химическое производство» Списка № 1, разделом X «Химическое производство» «Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости)
на льготных условиях», утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Предоставленные в качестве доказательств по делу расчетные листки
по заработной плате истца свидетельствуют только о выполнении Барановым А.В. нормы рабочего времени, но не свидетельствуют о его занятости в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных Списком № 1.

Экспертом в обоих заключениях экспертиз указано, что работники промышленного экологического мониторинга могли выполнять как работы, предусмотренные Список 1, так и работы, не предусмотренные данным Списком.

Иных доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности и подтверждающих обстоятельства занятости истца на работах
с особыми условиями труда продолжительностью не менее 80% рабочего времени, материалы дела не содержат, у суда не имелось оснований для переоценки выводов эксперта на основании произведенной оценки доказательств, в частности фотографии рабочего времени и справки № 1800 от 14.04.2016.

В отсутствие допустимых доказательств, подтверждающих, что в силу занимаемой должности и вида деятельности работодателя истца в вышеуказанный спорный период он в течение полного рабочего дня, полную рабочую неделю был занят на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для возложения на ответчика обязанности включить данный период работы в специальный стаж истца, дающий право
на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Вопреки доводам истца, право работника на льготную пенсию за работу
с особыми условиями труда возникает только в том случае, если производство,
к которому относится выполняемая конкретным лицом работа, занятость конкретного работника в определенном структурном подразделении предприятия или производства (в цехе, на участке, в отделении), наименование профессии (занимаемой должности) соответствуют принятым Правительством Российской Федерации Спискам, требованиям или правилам. При несоблюдении этих условий такое право у работника не возникает, хотя гражданин (застрахованное лицо) мог всю свою трудовую жизнь заниматься конкретной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные работы в особых условиях.

При назначении льготной пенсии обязательным требованием является документальное подтверждение первичными документами постоянной занятости работника, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени)
на работах, предусмотренных Списками. Документальный учет занятости работников обязана вести администрация предприятия.

С учетом изложенного, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца о включении Баранову А.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 05.06.2010 по 06.12.2015 по профессии инженер по охране окружающей среды (эколог) лаборатории промышленного экологического мониторинга, возложении обязанности на ответчика назначить Баранову А.В. досрочную страховую пенсию по старости с 09.02.2017,
а также возложении обязанности на ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации» (войсковая часть 70855), в лице филиала ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации» - войсковая часть 92746 начислить и перечислить страховые взносы по дополнительным тарифам за периоды работы истца с 01.01.2013
по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 06.12.2015.

При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным
и обоснованным. Несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права являются основанием для отмены решения суда в части удовлетворения требований и вынесению нового решения об отказе
в удовлетворении требований в данной части.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мишкинского районного суда Курганской области от 18 декабря
2017 годаотменить в частиудовлетворения исковых требований Баранова Александра Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение пенсии периода работы с 05 июня 2010 года по 06 декабря 2015 года по профессии инженер по охране окружающей среды (эколог) лаборатории промышленного экологического мониторинга, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 09 февраля
2017 года и в части удовлетворения требований к ФБУ «Федеральное управление
по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855) в лице филиала ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия
при Минпромторге Российской Федерации» - войсковая часть 92746 о возложении обязанности начислить и перечислить страховые взносы по дополнительным тарифам за периоды: с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года, с 01 января 2014 года
по 31 декабря 2014 года, с 01 января 2015 года по 06 декабря 2015 года
и в удовлетворении в данной части иска Баранову Александру Викторовичу отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Судья – председательствующий И.В. Литвинова

Судьи: П.Г. Булатов

И.Г. Ушакова