НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 10.09.2020 № 2-2912/20

Судья Евтодеева А.В. Дело № 2-2912/2020

33-1844/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Богдановой О.Н.,

судей Душечкиной Н.С., Булатова П.Г.,

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 10 сентября 2020 г. гражданское дело по исковому заявлению Пылаевой Евгении Петровны к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Курганской области о взыскании отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за несвоевременную выплату компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы России по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 мая 2020 г.

Заслушав доклад судьи Булатова П.Г. об обстоятельствах дела, объяснения истца Пылевой Е.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пылева Е.П. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Курганской области (далее – УФАС по Курганской области) о взыскании отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за несвоевременную выплату компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных, компенсации морального вреда.

В обоснование требований с учетом их изменения указала, что в период с 3 июня 2018 г. по 27 января 2020 г. замещала должности государственной гражданской службы: государственного инспектора отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства и государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти, старшего государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти УФАС по Курганской области. 27 января 2020 г. она освобождена от замещаемой должности, уволена с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному ст. 36 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе) (по собственной инициативе). При увольнении ей стало известно о том, что в расчет денежного содержания работодателем при расчете отпускных выплат и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении со службы не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования, выплаченные за период работы в УФАС по Курганской области с 3 июня 2018 г. по 27 января 2020 г. Считала, что не включение вышеуказанных средств и премий в расчет денежного содержания является незаконным и полагала, что для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде премий и средств материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Полагала, что с ответчика подлежат взысканию денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК Российской Федерации, ТК РФ), а также компенсация морального вреда.

Просила суд взыскать с УФАС по Курганской области в свою пользу задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленную при увольнении, в размере 1 791 рубль 55 копеек, задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске в размере 7 176 рублей 57 копеек, денежную компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм отпускных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактической уплаты, компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

В судебном заседании истец Пылаева Е.П. на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика УФАС по Курганской области – Вожжиков А.С., действующий на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласился.

Судом вынесено решение, которым постановлено: «Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы России по Курганской области в пользу Пылаевой Евгении Петровны отпускные в размере 7176 руб. 57 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 1791 руб. 55 коп., компенсацию за несвоевременную выплату компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных в размере 1260 руб.10 коп., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

В апелляционной жалобе ответчик УФАС по Курганской области просит решение Курганского городского суда Курганской области от 20 мая 2020 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование жалобы, ссылаясь на положения ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, указывает, что денежное содержание на период нахождения федерального государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске состоит из установленного ему на день ухода в отпуск оклада месячного денежного содержания и ежемесячных выплат (ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения). Обращает внимание на то, что согласно п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих при исчислении денежного содержания на период отпуска дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/2 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск или дате расторжения служебного контракта. Из чего следует, что законодательно установлен специальный порядок начисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, при этом, включение в состав денежного содержания иных премий либо выплат помимо указанных выше, не предусмотрено, так как перечень выплат, учитываемых при исчислении месячного денежного содержания гражданских служащих, является закрытым. Ссылаясь на положения п. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе утверждает, что материальное стимулирование за счет средств федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не относится к системным выплатам, на эти выплаты не начисляется районный коэффициент, такие выплаты не относятся к иным выплатам, не входят в состав денежного содержания федеральных государственных служащих и не учитываются при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Считает необоснованным требование истца о взыскании невыплаченной денежной компенсации за неиспользованные отпуска, так как правовая позиция истца о неправильном исчислении ответчиком денежной суммы за неиспользованные отпуска основан на невключении при расчете сумм, полученных истцом в качестве материального стимулирования. Указывает на отсутствие оснований для взыскания компенсации морального вреда ввиду непредставления доказательств причинения Пылаевой Е.П. физических и нравственных страданий. Указывает на то, что несвоевременность распоряжения денежными средствами для удовлетворения потребностей истца Пылаевой Е.П., исходя из содержания её искового заявления, компенсирована самостоятельным требованием о взыскании 1206 рублей 10 копеек в счет нарушения срок выплат причитающихся денежных сумм, которые истец счел невыплаченными ответчиком.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Пылаева Е.П. выразила согласие с постановленным решением суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Пылаева Е.П. выразила согласие с постановленным решением.

Представитель ответчика УФАС по Курганской области в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем указано в письменно ходатайстве, поступившем в адрес суда.

Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации, ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело при установленной явке.

Проверив решение суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на неё, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, с учетом всех имеющих значение для дела обстоятельств, которые подтверждены соответствующими доказательствами.

Согласно ч. ч. 1, 7 ст. 11 ТК Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В ч. 2 ст. 23 данного Федерального закона предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Из материалов дела следует, что Пылаева Е.П. проходила государственную гражданскую службу в различных должностях. С 9 января 2019 г. Пылаева Е.П. была назначена на должность государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти УФАС по Курганской области (л.д. 48), 24 декабря 2018 г. с истцом был заключен служебный контракт № 45/126 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации на неопределенный срок (л.д. 49-52).

С 31 июля 2019 г. Пылаева Е.П. была назначена на должность старшего государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти УФАС по Курганской области, 31 июля 2019 г. с ней был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации на неопределенный срок (л.д. 53).

Условиями служебного контракта (п. 10.1) Пылаевой Е.П. установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада); месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (оклада за классный чин); ежемесячных и иных дополнительных выплат: ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 90 % от должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 15 % этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется руководителем УФАС России; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты в размере двух месячных окладов денежного содержания при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (служебный контракт – л.д. 54-57).

На основании приказа Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) «О материальном стимулировании сотрудников территориальных органов ФАС России за I квартал 2019 года» вынесен приказ УФАС по Курганской области от 28 февраля 2019 г. «О материальном стимулировании сотрудников управления», в том числе Пылаевой Е.П. (л.д. 62, 10-11).

На основании приказа ФАС России от 17 июня 2019 г. «О материальном стимулировании сотрудников территориальных органов ФАС России за II квартал 2019 года» вынесен приказ УФАС по Курганской области № 51/2-к 25 июня 2019 г. «О материальном стимулировании сотрудников управления», в том числе Пылаевой Е.П. (л.д. 58).

На основании приказа ФАС России от 2 сентября 2019 г. «О материальном стимулировании сотрудников территориальных органов ФАС России за III квартал 2019 года» вынесен приказ УФАС по Курганской области от 5 сентября 2019 г. «О материальном стимулировании сотрудников управления», в том числе Пылаевой Е.П. (л.д. 60).

На основании приказа ФАС России от 4 декабря 2019 г. «О материальном стимулировании сотрудников территориальных органов ФАС России за 4 квартал 2019 года» вынесен приказ УФАС по Курганской области от 12 декабря 2019 г. «О материальном стимулировании сотрудников управления за 4 квартал 2019 года», в том числе Пылаевой Е.П. (л.д. 63).

Кроме того, установлено, что истцу Пылаевой Е.П. выплачивались премии за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций УФАС по Курганской области. Данный факт также не оспаривался сторонами в ходе судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела в 2019 г. Пылаевой Е.П. получена премия за исполнение особо важного задания в размере 84630 рублей, а также материальное стимулирование в размере 276670 рублей. Указанная выплата не была включена работодателем в расчет при исчислении отпускных и денежной компенсации за неиспользованный отпуск. Данный факт в ходе рассмотрения дела сторонами не отрицался, более того, подтвержден информацией УФАС по Курганской области, изложенной в письме от 12 февраля 2020 г. (л.д. 10-11).

Так, из названного письма УФАС по Курганской области от 12 февраля 2020 г. следует, что в период с 3 июня 2018 г. по 8 января 2019 г. выплаты Пылаевой Е.П. не производились ввиду её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. В 2019 г. Пылаевой Е.П. были начислены и выплачены: премия за исполнение особо важного задания в размере 84630 рублей в том числе: 14600 рублей на основании приказа Курганского УФАС России № 9-к от 28 февраля 2019 г., 15000 рублей на основании приказа Курганского УФАС России от 25 сентября 2019 г., 15000 рублей на основании приказа Курганского УФАС России от 26 октября 2019 г., 15000 рублей на основании приказа Курганского УФАС России от 25 ноября 2019 г., 22 030 рублей на основании приказа Курганского УФАС России от 23 декабря 2019 г.; материальное стимулирование в размере 276670 рублей, в том числе: 57500 рублей на основании приказа Курганского УФАС России от 4 апреля 2019 г.; 70000 рублей на основании приказа Курганского УФАС России от 17 июня 2019 г.; 70000 рублей на основании приказа Курганского УФАС России от 5 сентября 2019 г.; 79 140 рублей на основании приказа Курганского УФАС России от 12 ноября 2019 г. Отпускные в размере 20877 рублей, в том числе: 18364 рубля 57 копеек за период с 3 июня 2019 г. по 3 июля 2019 г. на основании приказа Курганского УФАС России от 22 апреля 2019 г., 4897 рублей 22 копейки за период с 4 по 11 июля 2019 г. на основании приказа Курганского УФАС России от 22 апреля 2019 г.; компенсация за неиспользованный отпуск за 1,98 календарных дней в размере 1824 рубля 23 копейки на основании приказа Курганского УФАС России от 10 января 2019 г.

Приказом УФАС по Курганской области от 14 января 2020 г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе Пылаева Е.П. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы с 27 января 2020 г. и уволена с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего (л.д. 65).

В связи с увольнением Пылаевой Е.П. была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 1,98 календарных дней в размере 1 824 рубля 23 копейки (л.д. 26).

При обращении в суд с данным иском Пылаевой Е.П. указано, что выплаченные ей средства материального стимулирования не были учтены ответчиком при расчете её среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, указанные истцом, ответчиком не учтены.

Судебная коллегия находит выводы суда в указанной части правильными, а доводы ответчика о том, что указанное истцом материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего – основанными на ошибочном толковании действующего законодательства.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частями 1 и 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам в соответствии с ч. 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При этом, согласно ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Составные части денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего определены Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, которыми установлен Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подп. «д» п. 1), а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (подп. «а» п. 1) (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д» - «ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Как следует из ч. 2 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа, согласно ч. 6 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пп. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 пп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации принимались постановления (от 31 марта 2015 г., от 23 апреля 2016 г. и от 23 февраля 2017 г. соответственно №№ , и а также последующие), которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Пылаевой Е.П. в соответствии с приказами УФАС по Курганской области в период работы с 3 июня 2018 г. по 27 января 2020 г. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2019 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Учитывая изложенное, суждение ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения Пылаевой Е.П. в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2019 году, а также компенсаций за неиспользованный отпуск, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. , для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Пылаевой Е.П. судом первой инстанции верно учтены содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. разъяснения.

Поскольку иных оснований для получения средств материального стимулирования ответчиком не предоставлено, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что ФАС России (и соответствующим Управлениям ФАС, в том числе УФАС по Курганской области), выделены средства бюджетных ассигнований для материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов, руководителем УФАС по Курганской области издавались приказы о премировании сотрудников управления, в том числе, Пылаевой Е.П., и производились выплаты премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФАС России, а также в виде ежеквартальных премий за счет бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС России.

В связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входящее в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, служебный контракт Пылаевой Е.П.), выплаченное истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование подлежало учету при расчете компенсаций за неиспользованный отпуск, а также отпускных.

Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы ответчика УФАС по Курганской области о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Верным, по мнению судебной коллегии, является и взыскание с ответчика в пользу истца процентов за нарушение установленных сроков выплат на основании ст. 236 ТК Российской Федерации.

Согласно ст. 236 ТК Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В силу ч. 10 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск (далее - отпускные) производится не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска.

В силу ч. 4 ст. 84.1 ТК Российской Федерации окончательный расчет с работником производится в день прекращения трудового договора.

Факт нарушения трудовых прав работника и несвоевременной выплаты истцу в полном объеме денежного содержания за период нахождения в ежегодном отпуске с 17 мая 2019 г. по 20 мая 2020 г., компенсации за неиспользованный отпуск за период с 28 января 2020 г. по 20 мая 2020 г. установлен в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.

Расчет взысканных денежных сумм ответчиком в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе не оспаривался. Расчет процентов (денежной компенсации) за нарушение установленного срока выплаты произведен судом в порядке, предусмотренном ст. 236 ТК Российской Федерации (по формуле: сумма задолженности * на количество дней задержки выплаты * ключевую ставку Банка России * 1/150). Произведенный судом первой инстанции расчет задолженности проверен, признан арифметически верным. Оснований к изменению взысканной судом суммы судебная коллегия не находит.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно, руководствуясь ст. ст. 236, 237 ТК Российской Федерации, взыскал с УФАС по Курганской области в пользу Пылаевой Е.П. проценты за нарушение установленных сроков выплат.

Правильно разрешен спор и в отношении требований Пылаевой Е.П. о взыскании компенсации морального вреда.

Довод апеллянта о необоснованном взыскании в пользу истца компенсации морального вреда ввиду отсутствия доказательств физических и нравственных страданий также не являются основанием для отмены решения суда, поскольку неправомерность действий УФАС по Курганской области, обусловленная выплатой отпускных и соответствующих компенсаций, причитающихся истцу, не в полном объеме, установлена в ходе разбирательства по делу.

На основании ст. 21 ТК Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда.

Как следует из ст. 237 ТК Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Установив факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 237 ТК Российской Федерации, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой определен судом исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных Пылаевой Е.П. нравственных страданий, степени вины ответчика, иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Вывод суда в указанной части соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Оснований для отказа в удовлетворении указанных требований, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, у судебной коллегии не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 20 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы России по Курганской области – без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи: