Судья Никитина С.И. Дело № 33-890/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Адамовой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 7 апреля 2015 года гражданское дело по иску Пинигиной к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о включении в трудовой стаж периодов получения пособия по безработице,
по апелляционной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Варгашинского районного суда Курганской области от 22 января 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Пинигиной к Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области о включении в трудовой стаж периодов получения пособия по безработице удовлетворить полностью.
Зачесть Пинигиной в трудовой стаж, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», периоды получения пособия по безработице с <...> по <...>, с <...> по <...>.».
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения представителя Главного управления социальной защиты населения Курганской области ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пинигина Т.П. обратилась в суд с иском к филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по Варгашинскому району о включении в общий трудовой стаж периода нахождения на учете в государственном казенном учреждении «Центр занятости населения Варгашинского района Курганской области» и получения пособия по безработице с <...> по <...>, с <...> по <...> с целью присвоения звания «Ветеран труда». В измененном исковом заявлении указанные требования предъявила к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее - ГУ СЗН Курганской области).
В обоснование иска указывала, что в 2002 году была награждена почетной грамотой Губернатора Курганской области, согласно записям в трудовой книжке ее трудовой стаж составляет 34 года 3 месяца 24 дня. С <...> состоит на учете в государственном казенном учреждении «Центр занятости населения Варгашинского района Курганской области», с <...> по <...> и со <...> по <...> являлась получателем пособия по безработице. Просила включить данные периоды в трудовой стаж, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».
В судебном заседании истец Пинигина Т.П. исковые требования поддерживала, дополнительно поясняла, что в ноябре 2013 года была уволена из общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее – ООО «<...>») по собственному желанию, с <...> по настоящее время состоит на учете в Центре занятости населения, ей выплачивается пособие по безработице. Полагала, что периоды получения пособия по безработице должны быть зачтены в трудовой стаж. Для присвоения ей звания «Ветерана труда» необходим трудовой стаж продолжительностью 35 лет, с учетом спорных периодов, она будет иметь право на присвоение указанного звания.
Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях исковые требования не признал, полагал заявленные истцом периоды не подлежат зачету в трудовой стаж, поскольку в этот период истец трудовую деятельность не осуществляла.
Представитель третьего лица государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Варгашинском районе Курганской области (далее - УПФР в Варгашинском районе Курганской области) по доверенности ФИО4 разрешение спора оставила на усмотрение суда, поясняла, что в спорные периоды истец действительно состояла на учете в государственном казенном учреждении «Центр занятости населения Варгашинского района Курганской области» (далее - ГКУ «Центр занятости населения Варгашинского района Курганской области»). В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страховые взносы в период получения пособия по безработице не отчисляются.
Представитель третьего лица ГКУ «Центр занятости населения Варгашинского района Курганской области» в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснял, что истец действительно состояла на учете в ГКУ «Центр занятости населения Варгашинского района Курганской области». В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» время получения пособия по безработице не прерывает трудового стажа.
Варгашинским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ СЗН Курганской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что основанием для присвоения звания «Ветеран труда» лицам, награжденным почетной грамотой Губернатора Курганской области, является наличие трудового стажа для женщин 35 лет, что предусмотрено Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 № 73. При этом в Положении не содержится условия о продолжительности трудового стажа, необходимой для назначения лицу пенсии по старости или за выслугу лет. Полагает, что понятие «трудовой стаж» должно толковаться буквально, иное толкование противоречит смыслу законодательства о ветеранах, согласно которому звание «Ветеран труда» лицу присваивается с учетом продолжительного безупречного труда. Признание гражданина «Ветераном труда» напрямую связано с его трудовой деятельностью и с определенной продолжительностью трудовой деятельности, под которой понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности, а также военной и иной приравненной к ней службы, то есть периодов, когда гражданин выполнял какую-либо трудовую функцию (работу) или службу и получал вознаграждение за труд (службу). Периоды нахождения на учете в службе занятости населения, включая периоды получения пособия по безработице, не являются трудовой деятельностью, и не могут быть засчитаны в трудовой стаж, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда» лицам, указанным в пп. «в» п. 2 Положения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Пинигина Т.П. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения. Полагает, судом при вынесении решения установлены все юридически значимые обстоятельства, которым дана правильная оценка.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ СЗН Курганской области ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец Пинигина Т.П. в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, о дне слушания дела извещалась надлежаще, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители третьих лиц УПФР в Варгашинском районе Курганской области, ГКУ «Центр занятости населения Варгашинского района Курганской области» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дне слушания дела извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом мнения представителя ответчика, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 № 73 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда». Согласно пп. «в» п. 2 указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, удостоенным почетного звания Курганской области «Почетный гражданин Курганской области», награжденным почетными грамотами Курганской областной Думы, Губернатора Курганской области, Администрации Курганской области, Администрации (Правительства) Курганской области, Правительства Курганской области, Курганского областного Комитета КПСС, Курганского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области «За благое дело» и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О ветеранах» категории ветеранов устанавливаются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Из материалов дела усматривается, что истец Пинигина Т.П. в 2002 году была награждена почетной грамотой Губернатора Курганской области за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, культуру обслуживания, высокое чувство ответственности, в связи с 25-летием образования Курганского акционерного общества по обслуживанию пассажирских автоперевозок и в честь Дня работников автомобильного транспорта (л.д. 10).
Согласно копии трудовой книжки, истец имеет трудовой стаж 34 года 3 месяца 24 дня (л.д. 11-15).
В период с <...> по настоящее время истец Пинигина Т.П. состоит на учете в ГКУ «Центр занятости населения Варгашинского района Курганской области», в период с <...> по <...>, со <...> по <...> являлась получателем пособия по безработице, что подтверждено соответствующей справкой от <...> (л.д. 8).
Распоряжением Главного управления социальной защиты населения Курганской области от <...> № истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия необходимого трудового стажа, что подтверждено уведомлением об отказе в предоставлении государственной услуги от <...> №(л.д. 7).
Оценив предоставленные доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом суд обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что при решении вопроса о наличии оснований для присвоения звания «Ветеран труда» и определении продолжительности трудового стажа необходимо учитывать лишь периоды непосредственной трудовой деятельности.
Понятие трудового стажа содержится в ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которой трудовой стаж - это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 20 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ в случае, если для назначения соответствующей пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из ст. 2 Федерального закона от 17.12.2011 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. Периоды, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что до постановки на учет в качестве безработной истец работала в ООО «<...>», которое как страхователь отчисляло страховые взносы на страховую часть пенсии (л.д. 51-62), таким образом, периоды получения истцом пособия по безработице подлежат зачету в страховой стаж.
В ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, одним из которых является защита граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве.
В обеспечение реализации данного принципа действует Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в п. 2 ст. 28 которого государство предоставляет безработным гарантии социальной поддержки: время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Согласно действующему законодательству период получения пособия по безработице подлежит включению в страховой стаж, который является трудовым стажем. Иного понятия трудового стажа действующее законодательство, в том числе принятое на территории Курганской области, не содержит.
Установив, что удовлетворение требований о включении в трудовой стаж периодов получения по безработице имеет для истца юридические последствия в виде получения звания «Ветеран труда», поскольку трудовой стаж истца с учетом спорных периодов составляет более 35 лет, суд правомерно признал заявленные требования обоснованными.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Варгашинского районного суда Курганской области от 22 января 2015 года по иску Пинигиной к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о взыскании в трудовой стаж периодов получения пособия по безработице оставить без изменения,
апелляционную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья – председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Е.И. Безносова
И.Г. Ушакова