НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 04.07.2019 № 33-1927/19

Судья Суханов И.Н. Дело № 33-1927/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи–председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Безносовой Е.И., Душечкиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 04 июля 2019 года гражданское дело по иску Диц В.Е. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о зачете периодов работы в страховой и специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Диц В.Е. на решение Кетовского районного суда Курганской области от 25 апреля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Диц В.Е. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонному) о зачете периодов работы в страховой и специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости удовлетворить в части.

Включить в специальный страховой стаж Диц В.Е., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, следующие периоды работы:

- с 01.09.1989 по 14.01.1997 - в качестве монтера пути, мостового обходчика в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги;

- с 16.01.1997 по 31.12.1997 - в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги.

Включить в страховой стаж работы Диц В.Е., следующие периоды работы:

- с 24.11.1983 по 04.10.1988 - в качестве слесаря на Кустанайском заводе ремонта двигателей;

- с 01.01.1998 по 05.07.2017 - в качестве монтера пути, бригадира пути, дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги.

В удовлетворении остальной части исковых требований Диц В.Е. отказать.».

Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г., пояснения истца Диц В.Е., представителя истца ФИО7, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Диц В.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе (далее – УПФР в Кетовском районе) о зачете периодов работы в страховой и специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости. В обоснование иска указывал, что <...> обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР в Кетовском районе от <...> ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии и в зачете в специальный и страховой стаж периодов работы: с 24.11.1983 по 04.10.1988 в качестве слесаря на Кустанайском заводе ремонта двигателей, так как печать на титульном листе трудовой книжки не читается; с 01.12.1991 по 14.01.1997 в качестве монтера пути в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги; с 16.01.1997 по 05.07.2017 в качестве монтера пути, бригадира пути, дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, так как данные периоды работы проходили на территории Республики Казахстан, документально не подтверждены. Не соглашаясь с данным решением ответчика указывал, что периоды его работы на территории Республики Казахстан подтверждаются записями в трудовой книжке, архивными справками, в связи с чем имеются все основания для зачета оспариваемых периодов работы в его страховой и специальный стаж. Отмечал, что в разные периоды времени осуществлял трудовые функции монтера пути, бригадира по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятый на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, мастера (дорожного), занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а указанные работниками отдела кадров названия профессий «бригадир пути», «дорожный мастер» полностью идентичны профессиям, которые отражены в Списке № 2 от 26.01.1991. Просил суд признать незаконным решение УПФР в Кетовском районе от <...> об отказе в установлении пенсии; обязать ответчика включить в его страховой стаж периоды работы: с 24.11.1983 по 04.10.1988 в качестве слесаря на Кустанайском заводе ремонта двигателей; с 01.12.1991 по 14.01.1997 в качестве монтера пути в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги; с 16.01.1997 по 05.07.2017 в качестве монтера пути, бригадира пути, дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги. Обязать ответчика включить в его специальный стаж периоды работы: с 01.09.1989 по 14.01.1997 в качестве монтера пути, мостового обходчика в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги; с 16.01.1997 по 30.06.1999 в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 01.07.1999 по 08.03.2005 в качестве бригадира пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 09.03.2005 по 31.08.2014 в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 13.02.2017 по 05.07.2017 в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 23.06.2018.

Истец Диц В.Е., его представитель ФИО7, в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика УПФР в Кетовском районе ФИО8 в судебном заседании с иском не согласилась в связи с отсутствием у истца права на получение досрочной страховой пенсии по старости. Указала, что для назначения досрочной страховой пенсии по старости требуется общего страхового стажа не менее 25 лет, специального страхового стажа не менее 12 лет 6 месяцев. На момент обращения общий страховой стаж истца составляет 4 года 11 месяцев 9 дней, специального стажа 0 лет 0 месяцев 0 дней.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Диц В.Е. просит решение Кетовского районного суда Курганской области от <...> отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Выражает несогласие с отказом суда в зачете в его специальный стаж периодов работы с 01.01.1998 по 30.06.1999 в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 01.07.1999 по 08.03.2005 в качестве бригадира пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 09.03.2005 по 31.08.2014 в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 13.02.2017 по 05.07.2017 в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, указывая, что положениями статей 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Материалами дела подтверждена выплата в отношении него страховых взносов после 01.01.2002, что следует из справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. В связи с изложенным считает, что спорные периоды работы полежат включению в его специальный страховой стаж.

В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Кетовском районе Курганской области (межрайонное), считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Диц В.Е. – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Диц В.Е., его представитель ФИО7 доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель ответчика УПФР в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч.ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации).

Поскольку указанное решение суда обжалуется только в части отказа истцу во включении в его специальный стаж периодов работы с 01.01.1998 по 30.06.1999 в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 01.07.1999 по 08.03.2005 в качестве бригадира пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 09.03.2005 по 31.08.2014 в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 13.02.2017 по 05.07.2017 в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, следовательно, в остальной части решение суда судом апелляционной инстанции не проверяется.

Заслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредным и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а также для периодов работы до 01.01.1992 наравне со Списком № 2 от 26.01.1991 применяется Список № 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

До 01.01.1992 профессии и должности рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте, которым государственная пенсия могла устанавливаться на льготных условиях, были включены в Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, в разделе ХХХ «Транспорт» которого включены профессии (должности) «башмачники и старшие башмачники», профессии (должности) «монтер пути», «бригадир пути», «дорожный мастер» не поименованы.

В Списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, указанные профессии также не указаны.

Подпунктом «г» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее - Список от 24.04.1992 № 272).

В указанный Список включены «монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», «бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», «мастера, старшие мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов».

Пунктом 3 постановления Минтруда Российской Федерации от 01.04.2003 № 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1, 2, 4, 5 и 7 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, являющихся специфичными для железнодорожного транспорта и метрополитена, помещены в раздел «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Диц В.Е., <...> года рождения, <...> обратился в УПФР в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением пенсионного органа от <...> Диц В.Е. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального страхового стажа на соответствующих видах работ (требуется общего страхового стажа не менее 25 лет, специального страхового стажа не менее 12 лет 06 месяцев, в наличии общего страхового стажа 04 лет 11 месяцев 09 дней, специального стража 00 год 00 месяцев 00 дней).

Указанным решением Диц В.Е. было отказано в зачете в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы: с 24.11.1983 по 04.10.1988 - в должности слесаря на заводе ремонта двигателей, так как печать на титульном листе трудовой книжки не читается; с 01.12.1991 по 14.01.1997 - работа в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги в качестве монтера пути; с 16.01.1997 по 05.07.2017 - работа в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги в качестве монтера пути с 16.01.1997 по 30.06.1999, в качестве бригадира пути с 01.07.1999 по 08.03.2005, в качестве дорожного мастера с 09.03.2005 по 31.08.2014, в качестве заместителя начальника участка с 01.09.2014 по 12.02.2017, в качестве дорожного мастера с 13.02.2017 по 05.07.2017, так как данные периоды работы проходили на территории Республики Казахстан, во исполнение письма ПФР от 24.09.2014 № АД-25-26/12181 после 01.12.1991 документального подтверждения данных периодов нет, нет подтверждения уплаты страховых взносов.

Кроме того, решением УПФР в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) от <...> в специальный стаж истца не были включены периоды работы: с 01.09.1989 по 14.01.1997 – период работы в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги в качестве монтера пути, так как данный период работы проходил на территории Республики Казахстан, во исполнение письма ПФР от 24.09.2014 № АД-25-26/12181 после 01.12.1991 документального подтверждения данного периода нет. Нет информации, что работа выполнялась на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов, что является основным при определении права на пенсионное обеспечение для монтеров пути. Данная должность не соответствует Списку № 2 профессий и должностей, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости, утвержденного Постановлением Кабинетов Министров от 26.01.1991 № 10; с 16.01.1997 по 30.06.1999 - в качестве бригадира пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, так как данный период работы проходил на территории Республики Казахстан, после 01.12.1991 документального подтверждения данного периода нет. Данная должность не соответствует Списку № 2 от 26.01.1991; с 16.01.1997 по 30.06.1999 – в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, так как данный период работы проходил на территории Республики Казахстан, после 01.12.1991 документального подтверждения данного периода нет, нет подтверждения уплаты страховых взносов. Нет информации, что работа выполнялась на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов, что является основным при определении права на пенсионное обеспечение для монтеров пути. Данная должность не соответствует Списку № 2 от 26.01.1991; с 01.07.1999 по 08.03.2005 - в качестве бригадира пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 09.03.2005 по 31.08.2014 - в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 13.02.2017 по 05.07.2017 - в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, так как данные периоды работы проходили на территории Республики Казахстан, после 01.12.1991 документального подтверждения данных периодов нет, нет подтверждения уплаты страховых взносов. Данные должности не соответствуют Списку № 2 от 26.01.1991.

Из трудовой книжки истца, а также представленных в материалы дела справок, следует, что 24.11.1983 он был принят в качестве слесаря 3 разряда на Завод ремонта двигателей (приказ от <...>), 04.10.1988 - уволен по собственному желанию (приказ от <...>), 01.09.1989 принят монтером пути 1 разряда на 15-ый околоток Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги (приказ от <...>), 01.05.1991ему присвоен 2 разряд монтера пути, 01.06.1991 присвоен 3 разряд монтера пути, 14.01.1997 - уволен (перевод на другое предприятие) (приказ от <...>), 16.01.1997 принят в Тобольскую дистанцию пути Целинной железной дороги монтером пути 3 разряда (приказ от <...>), 01.11.1997 переведен монтером пути 4 разряда, 01.07.1999 переведен бригадиром пути, 09.03.2005 переведен дорожным мастером, 01.09.2014 переведен дорожным мастером производственного участка филиала «НК «КТЖ» Укрупненная Костанайская дистанция пути», 01.09.2014 переведен заместителем начальника участка, 13.02.2017 переведен дорожным мастером диагностического блока, 05.07.2017 трудовой договор расторгнут по соглашению сторон (приказ от <...>).

Оценивая представленные в материалы дела: справку от <...> относительно периодов работы истца с 01.09.1989 по 14.01.1997 в качестве монтера пути, справку от <...> о его работе в период с 16.01.1997 по 01.09.2014 в качестве монтера пути, бригадира пути, дорожного мастера, техническую характеристику участка железнодорожного пути от <...>, справку от <...> об оценке участка пути от станции Железорудная до станции Тобол, с учетом экспертного заключения Главного управления по труду и занятости населения Курганской области от <...>, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии характера и условий труда Диц В.Е. в периоды: с 01.09.1989 по 14.01.1997 в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги (Тобольская дистанция пути Целинной железной дороги), с 16.01.1997 по 30.06.1999 в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги профессии «монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», предусмотренной Списком № 272 от 24.04.1992; в период с 01.07.1999 по 08.03.2005 в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги профессии «бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», предусмотренной Списком № 272 от 24.04.1992; в период с 09.03.2005 по 31.08.2014 в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги должности «мастера, старшие мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», предусмотренной Списком № 272 от 24.04.1992.

При этом, соглашаясь с заключением эксперта, отметил, что документально подтвердить или опровергнуть соответствие характера и условий труда Диц В.Е. по профессии, указанной трудовой книжке как «дорожный мастер» диагностического блока, в период с 13.02.2017 по 05.07.2017 в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги требованиям Списка № 272 от 24.04.1992 не представляется возможным, так как отсутствуют сведения о назначении диагностического блока, сведения о видах выполняемых истцом работ, достоверно неизвестно был ли занят истец на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений.

Подтвердить или опровергнуть постоянную занятость истца в течение полного рабочего дня в периоды с 01.09.1989 по 14.01.1997, с 16.01.1997 по 30.06.1999, с 01.07.1999 по 08.03.2005, с 09.03.2005 по 31.08.2014, с 13.02.2017 по 05.07.2017 в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги, Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги работой по профессиям и должностям, предусмотренным Списком № 272 от 24.04.1992, также не представляется возможным, так как отсутствуют такие документы как табели учета рабочего времени, лицевые счета, ведомости по начислению заработной платы с указанием количества отработанных истцом дней и часов, и др., а в период с 13.02.2017 по 05.07.2017 не подтверждено соответствие характера и условий труда истца требованиям указанного Списка.

Вместе с тем, разрешая исковые требования по существу и определяя право истца на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные истцом периоды работы с 01.01.1998 по 30.06.1999 в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, с 01.07.1999 по 08.03.2005 в качестве бригадира пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, с 09.03.2005 по 31.08.2014 в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, с 13.02.2017 по 05.07.2017 в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку работа на территории Республики Казахстан в период с 01.01.1998 не может быть приравнена к стажу на соответствующих видах работ. По пенсионному законодательству Республики Казахстан не дает права на досрочное назначение пенсии.

Судебная коллегия полагает выводы суда в данной части обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

В ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п. 2 ст. 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 компетентные учреждения (орган) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств. Имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Никаких изменений либо дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников названного Соглашения, за иной период, в Соглашение не вносилось.

Письмом Министерства социальной защиты населения российской Федерации от 31.01.1994 № 1-2369-18 даны разъяснения, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР не только за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

Согласно п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В п. 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или иная) деятельность.

Таким образом, при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.

При установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после 13.03.1992, необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.

Между тем с 01.01.1998 вступил в действие Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20.06.1997 № 136-1, (в настоящее время утратил силу), который не предусматривал право на досрочное пенсионное обеспечение лиц, работавших в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене с 01.01.1998.

За указанный период работы страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не начислялись и не уплачивались.

Доводы жалобы истца о необходимости удовлетворения исковых требований основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на необоснованную переоценку исследованных судом доказательств, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены постановленного по делу решения, которое не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и (или) процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кетовского районного суда Курганской области от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Диц В.Е. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.Г. Ушакова

Судьи: Е.И. Безносова

Н.С. Душечкина