Судья Никитина С.И. Дело № 33-1601/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Ушаковой И.Г., Душечкиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Пономаревой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 4 июня 2019 года материал по иску муниципального казенного учреждения «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» к Денисову С.А. о понуждении к выполнению условий договора,
по частной жалобе муниципального казенного учреждения «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» на определение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 8 апреля 2019 года, которым постановлено:
«Исковое заявление муниципального казенного учреждения «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» к Денисову С.А. о понуждении к выполнению условий договора оставить без движения.
Предложить истцу в срок до 24 апреля 2019 года устранить указанные недостатки, а именно: уплатить госпошлину в размере 6000 руб. 00 коп. и представить квитанцию в суд.
В противном случае заявление будет считаться не поданным и подлежит возврату.».
Заслушав доклад судьи Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
муниципальное казенное учреждение «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» обратилось в суд с иском к Денисову С.А. о понуждении к выполнению условий договора.
В обоснование заявленных требований указало, что <...> между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи имущества №, согласно которому истец передал, а ответчик принял имущество: строительные материалы после разбора здания, назначение нежилое, общей площадью 406,6 кв.м с кадастровым номером №, этажность 2, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно пункту 3.1.3 договора ответчик обязался самостоятельно за свой счет выполнить демонтаж и вывозку вышеназванного имущества, в течение шести месяцев после принятия его по акту приема-передачи, по согласованию с собственниками прилегающих земельных участков и с соблюдением норм действующего законодательства. <...> в адрес Денисова С.А. было направлено письмо о том, что покупатель обязан за свой счет демонтировать здание в течение шести месяцев, а также ограничить доступ посторонних лиц в здание. <...> в адрес Денисова С.А. также направлено письмо об окончании срока исполнения договора. До настоящего времени ответчик свои обязанности по договору не выполнил. Просит суд понудить ответчика самостоятельно за свой счет выполнить демонтаж и вывозку имущества, указанного в пункте 1.1 договора, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. После выполнения пункта 3.1.1 договора в течение пяти дней передать продавцу свободный от строений земельный участок по Акту приема-передачи. Ответчику обеспечить соблюдение строительных норм и правил до окончания разбора, с соблюдением законных интересов граждан (ограничить доступ посторонних лиц к зданию).
Определением судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 08.04.2019 на основании пункта 1 статьи 136 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление муниципального казенного учреждения «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» было оставлено без движения, поскольку к исковому заявлению не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Заявителю предоставлен срок для устранения недостатков до 24.04.2019.
Не согласившись с данным определением судьи Варгашинского районного суда Курганской области, муниципальное казенное учреждение «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» подало частную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на то, что согласно Положению о муниципальном казенном учреждении «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» учредителем отдела является муниципальное образование Петуховский район, полномочия учредителя осуществляет Администрация Петуховского района. Отдел является отраслевым отделом Администрации Петуховского района, осуществляет полномочия Администрации Петуховского района по вопросам владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петуховского района. Отмечает, что поскольку муниципальное казенное учреждение «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» является отраслевым подразделением Администрации Петуховского района, следовательно, попадает под действия подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
Возражений на частную жалобу не поступило.
Частная жалоба рассмотрена судебной коллегией в порядке статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без извещения лиц, участвующих в деле.
Обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
В случае, если исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, судья на основании статьи 136 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
Оставляя исковое заявление муниципального казенного учреждения «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» без движения, судья исходил из того, что истцом не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 6000 руб. При этом отметил, что согласно действующему законодательству Российской Федерации муниципальные казенные учреждения не относятся к органам местного самоуправления, в связи с чем положение подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающее освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, на указанные учреждения не распространяется.
С данным выводом судьи судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к органам местного самоуправления наряду с избираемыми непосредственно населением, относятся и образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о муниципальном казенном учреждении «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района», утвержденного Решением Петуховской районной Думы от <...>№ (далее – Положение), муниципальное казенное учреждение «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» создано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Отдел по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, охране труда и технике безопасности Администрации Петуховского района» и является правопреемником прав и обязанностей муниципального учреждения «Отдел по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям, охране труда и технике безопасности Администрации Петуховского района». Учредителем отдела является муниципальное образование Петуховский район. Полномочия учредителя осуществляет Администрация Петуховского района (пункт 1.2 Положения). Отдел является отраслевым отделом Администрации Петуховского района, юридическим лицом (пункты 1.3, 1.8 Положения).
Согласно разделу 2 Положения о муниципальном казенном учреждении «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района», утвержденного Решением Петуховской районной Думы от <...>№, основными задачами отдела является осуществление деятельности по вопросам владения, пользования и распоряжения имуществом, относящимся к муниципальной собственности Петуховского района, осуществление деятельности по вопросам управления и распоряжения земельными участками на территории Петуховского района, в рамках исполнения муниципальным районам полномочий, установленных действующим законодательством, организация в рамках действующего законодательства организационно-методической работы в сфере управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Петуховского района.
В соответствии с действующим законодательством, нормативными актами, регламентирующими деятельность муниципального казенного учреждения «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района», указанный отдел, наделенный правами юридического лица, осуществляет свою деятельность по вопросам владения, пользования и распоряжения имуществом, организации работы в сфере управления охраной труда, является отраслевым отделом Администрации Петуховского района, следовательно, входит в структуру органов местного самоуправления Петуховского района.
Принимая во внимание Положение о муниципальном казенном учреждении «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района», определяющее его организационно-правовую форму, цели, предмет и виды деятельности, а также характер требований, заявленных муниципальным казенным учреждением «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» к Денисову С.А., судебная коллегия приходит к выводу, что государственная пошлина в данном случае оплате не подлежала, в связи с чем оставление поданного отделом искового заявления без движения по мотивам ее неуплаты, является неправомерным.
С учетом изложенного определение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 08.04.2019 об оставлении искового заявления без движения подлежит отмене, с направлением искового материала в тот же суд для решения вопроса о его принятии к производству суда.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 8 апреля 2019 года отменить.
Материал по исковому заявлению муниципального казенного учреждения «Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района» к Денисову С.А. о понуждении к выполнению условий договора направить в тот же суд для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда.
Судья-председательствующий
Судьи: