НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 29.08.2022 № 33-10178/2022

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Владимирцева С.Н. Дело № 33-10178/2022

УИД 24RS0016-01-2020-001977-59

А-2.096г

29 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Славской Л.А.

при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к Жуковой Ирине Михайловне о взыскании необоснованно полученных выплат и по иску Жуковой Ирины Михайловны к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании действий незаконными

по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной политики Красноярского края – Дегтярёвой О.В.

на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 18 мая 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края к Жуковой Ирине Михайловне о взыскании необоснованно полученных выплат оставить без удовлетворения.

Исковые требования Жуковой Ирины Михайловны к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании действий незаконными оставить без удовлетворения.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к Жуковой И.М. о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа).

Требования мотивированы тем, что 14.07.2010 ответчиком было подано заявление о назначении мер социальной поддержки как педагогу, проживающему в сельской местности, в котором она была предупреждена, что при наступлении обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (в том числе смена льготной категории), она обязуется в течение 10 дней предоставить документы, подтверждающие изменение условий предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. Ответчику, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставлялись с 01.07.2010 по 30.06.2020.Только 31.07.2020 истцу стало известно о злоупотреблении ответчиком правом на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику сельской местности, так как Жукова И.М. подала заявление и трудовую книжку для присвоения звания «Ветеран труда края», согласно сведениям которой, было установлено, что 11.01.2016 ею прекращена педагогическая деятельность в должности преподавателя «Азбуки театра» МДОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» на условиях внутреннего совместительства. При этом ответчик продолжала работать в указанном учреждении в должности – заведующей библиотекой. В последующем трудовые отношения с указанным образовательным учреждением ответчиком прекращены 29.05.2020. Таким образом, после прекращения педагогической деятельности в должности преподавателя «Азбуки театра», с 01.02.2016 ответчиком было утрачено право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных ст. 3 Закона края № 10-4691 для педагогических работников в сельской местности. За период с 01.02.2016 по 30.06.2020 ответчиком не обосновано получены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) в размере 232128 руб. 88 коп. В связи с тем, что ответчик с 11.01.2016 прекратила трудовую деятельность в качестве педагогического работника, но продолжила работать в той же организации на должности библиотекаря, а с 01.01.2018 по 29.05.2020 – на должности заведующей библиотекой, то с 01.02.2016 по 29.05.2020 ей был произведен перерасчет и назначение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержки населения при оплате жилья и коммунальных услуг» по категории «специалист культуры (библиотекарь) краевых государственных и муниципальных образовательных организаций». Сумма перерасчета составила 120639,7 руб. 21.08.2020 ответчику было направлено уведомление о возврате денежных средств в добровольном порядке, которое осталось без ответа.

С учетом уточнения Министерство социальной политики Красноярского края просило взыскать с Жуковой И.М. сумму необоснованно полученной меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) в размере 232128 руб. 88 коп.

Жукова И.М. обратилась в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о признании действий незаконными.

Требования мотивировала тем, что она получила уведомление о возврате денежных средств от 31.08.2020 от территориального отделения краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в котором указано, что ею за период с 01.02.2016 по 30.06.2020 были излишне получены денежные средства в виде мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения по причине непредставления в ТО КГКУ «УЗСН» по ЗАТО г. Железногорск сведений о прекращении педагогической деятельности. В связи с чем, просили возвратить денежные средства в размере 232128,88 руб. Между тем, с 17.03.1986 она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Более того, в период с 01.02.2016 по 30.06.2020 она являлась получателем пенсии по старости. 01.02.2016 она прекратила трудовую деятельность в МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 2». Однако, имеет стаж в образовательных организациях, который составляет более 10 лет. Таким образом, компенсация по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организацией в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) ей должна предоставляться бессрочно. Считает, действия ответчика, связанные с предъявлением к ней требований о возврате выплаченной ей денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением в размере 232128,88 руб., незаконными.

Жукова И.М. просила суд признать действия ответчика, связанные с предъявлением требования о возврате выплаченных ей денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01.02.2016 по 30.06.2020 в размере 232128,88 руб., незаконными.

Определением суда от 25 декабря 2020 года ответчик Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края заменен на надлежащего ответчика – Территориальное отделение краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ЗАТО г.Железногорск Красноярского края».

Определением суда от 25 декабря 2020 года исковые заявления Министерства социальной политики Красноярского края и Жуковой И.М. объединены в одно производство.

Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 09 июня 2021 года было отказано в удовлетворении исковых требований Жуковой И.М. к Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края» о признании действий незаконными, отказать; исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края были удовлетворены, с Жуковой И.М. в пользу Министерства социальной политики Красноярского края взысканы неосновательно полученные меры социальной поддержки в размере 232128 руб. 88 коп., в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 5521 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 августа 2021 года решение Железногорского городского суда Красноярского края от 09 июня 2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Жуковой И.М. – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03 февраля 2022 года решение Железногорского городского суда Красноярского края от 09 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 августа 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной политики Красноярского края – Дегтярёва О.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства социальной политики Красноярского края – Хребтову Е.Р., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя КГКУ «УСЗН» - Павлова А.А., пояснившего, что поддерживает позицию Министерства социальной политики Красноярского края о незаконности решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Жуковой И.М. к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании действий незаконными не обжалуется, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в пределах доводов апелляционной жалобы представителя Министерства социальной политики Красноярского края, что в данном случае не нарушает права сторон.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 11 февраля 2009 года Жукова И.М. была принята на работу в МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» на должность библиотекаря, с 01 сентября 2009 года принята по совместительству преподавателем «Азбуки театра».

14 июля 2010 года Жукова И.М. обратилась в УЗСН Администрации ЗАТО г.Железногорск с заявлением о назначении ей мер социальной поддержки, основанием их назначения в пункте 7 заявления ею было указано «педагог, проживающий в сельской местности». В данном заявлении указана обязанность заявителя в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (смена адреса, изменение состава семьи, льготной категории, номера лицевого счета в кредитном учреждении) в течение 10 дней представить документы, подтверждающие изменение условий предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. Под данным текстом имеется подпись Жуковой И.М. и дата подписания заявления - 14 июля 2010 года. Принятие заявления и разъяснение заявителю вышеуказанной обязанности подтверждено подписью ведущего специалиста Управления социальной защиты населения от той же даты.

Протоколами УЗСН Администрации ЗАТО г. Железногорск от 16 сентября 2010 года Жуковой И.М. с учетом площади занимаемого ею жилого помещения, были назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и электроэнергии в соответствии с Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)», как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности в размере 100%, которые производились в период с 01 июля 2010 года по 30 июня 2020 года.

Также судом установлено, что 11 января 2016 года трудовой договор с Жуковой И.М. о работе по совместительству прекращен по инициативе работника, соответственно, после указанной даты (11 января 2016 года) Жукова И.М. утратила статус педагогического работника, и с учетом отсутствия иного стажа педагогической деятельности в сельской местности, кроме периода работы с 01 сентября 2009 года по 11 января 2016 года в МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» преподавателем «Азбуки театра» по совместительству, не имела статус педагога-пенсионера.

29 мая 2020 года Жукова И.М. была уволена с должности заведующей библиотекой МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» по инициативе работника.

31 июля 2020 года Жукова И.М. обратилась в Министерство социальной политики края с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда края», приложив к заявлению копию трудовой книжки.

21 августа 2020 года ТО КГКУ «УСЗН» по ЗАТО г. Железногорск направило Жуковой И.М. уведомление от 18 августа 2020 года о прекращении предоставления мер социальной поддержки как педагогическому работнику с 01 февраля 2016 года в связи с прекращением с 11 января 2016 года работы преподавателем, а также о перерасчете и назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» по категории «Специалист культуры (библиотекарь) краевых государственных и муниципальных образовательных организаций» с этой же даты, в связи с чем, образовалась переплата по предоставленным мерам социальной поддержки за период с 01 февраля 2016 года по 30 июня 2020 года в размере 232128,88 руб. Жуковой И.М. было предложено добровольно возвратить данную сумму в краевой бюджет в течение одного месяца со дня получения уведомления.

Однако, на данное уведомление от Жуковой И.М. ответа получено не было, денежные средства в краевой бюджет не были возвращены.

Согласно представленному истцом расчету, сумма начисленных и излишне выплаченных Жуковой И.М. денежных средств составила 232128,88 руб. и представляет собой разницу между суммой, выплаченной ей в спорный период мер социальной поддержки как педагогу в размере 352768,58 руб., и начисленных за тот же период компенсаций как работнику библиотеки в размере 120639,70 руб. (352768,58 руб. – 120639,70 руб. = 232128,88 руб.).

Поскольку в добровольном порядке излишне выплаченные денежные средства в добровольном порядке Жуковой И.М. не были возвращены, Министерство социальной политики Красноярского края обратилось с иском в суд.

Разрешая требования Министерства социальной политики Красноярского края о взыскании с Жуковой И.М суммы необоснованно полученной меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) в период с 01 февраля 2016 года по 30 июня 2020 года в размере 232128,88 руб., судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.

При этом суд обоснованно исходил из того, что доказательств того, что выплата спорной суммы произошла в связи с недобросовестными действиями Жуковой И.М., истцом в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, подробно мотивированы в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации

не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из вышеуказанных правовых норм следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, 1. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерацию» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Такое правовое регулирование направлено на создание благоприятных условий для осуществления профессиональной деятельности и обеспечения социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности. Меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение.

В соответствии со статей 21 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 года № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) педагогические работники краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законом края. Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Закон Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) предусматривал что, педагогический работник - это педагогический работник краевой государственной или муниципальной образовательной организации, работающий и проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), для которого работа в краевой государственной или муниципальной образовательной организации является основным местом работы, а также педагогический работник, проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), имеющий общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет.

В соответствии со статьей 3 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» педагогическим работникам предоставляются компенсации в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилого помещения; б) 100 процентов оплаты тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, или платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, исходя из объема потребленной на отопление жилого помещения электрической энергии, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на отопление жилого помещения, утверждаемой Правительством края; в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.

Статьями 5 и 6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» определены сроки и порядок предоставления денежных выплат, компенсирующих расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения, основания и сроки перерасчета размера денежных выплат, прекращения предоставления денежных выплат.

В силу п. «б» части 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, в случае прекращения педагогическим работником трудовых отношений с краевой государственной или муниципальной образовательной организацией - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором педагогический работник прекратил трудовые отношения.

Согласно части 3 статьи 6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» возврат в краевой бюджет необоснованно полученных средств компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, производится педагогическим работником добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года № 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В постановлении от 22 июня 2017 года № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.

Таким образом, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что сумма неосновательно полученных мер социальной поддержки подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, без установленных законом оснований.

Оценив представленные по делу доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Министерством социальной политики Красноярского края не представлено достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности Жуковой И.М. при получении в спорный период денежных выплат, компенсирующих ей расходы на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Не принимая во внимание позицию истца о том, что переплата мер социальной поддержки произошла по вине Жуковой И.М., своевременно не сообщившей о прекращении деятельности в качестве педагогического работника, судом первой инстанции правомерно учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в вышеуказанных постановлениях, согласно которой ненадлежащее исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий не предполагает взыскание с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

Как верно указано судом, доказательств надлежащего исполнения сотрудниками ТО КГКУ «УСЗН» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с контролем за предоставлением Жуковой И.М. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации - Красноярского края - в форме ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в течение периода с 2010 года без регулярной проверки сведений о месте ее работы, не представлено.

Кроме того, судом правомерно принято во внимание, что указанная в заявлении от 14 июля 2010 года о предоставлении мер социальной защиты обязанность заявителя в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (смена адреса, изменение состава семьи, льготной категории, номера лицевого счета в кредитном учреждении) в течение 10 дней представить документы, подтверждающие изменение условий предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, не содержит форму, вид и способ уведомления органов социальной защиты населения об этом, а также не содержит разъяснения о последствиях непредставления соответствующих документов в виде взыскания излишне выплаченной суммы.

С учетом изложенного, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что стороной истца доказательств недобросовестности действий Жуковой И.М. при получении ею в спорный период мер социальной поддержки не представлено, как и не представлено доказательств надлежащего исполнения истцом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Министерством социальной политики Красноярского края требований.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Министерства социальной политики Красноярского края, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 18 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства социальной политики Красноярского края – Дегтярёвой О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: Киселева А.А.

Судьи: Белякова Н.В.

Славская Л.А.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.09.2022.