НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 29.08.2018 № 33А-12701/18

Судья Морозова Л.С. Дело 33а-12701/2018

А-3.019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2018 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в

составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Корниенко А.Н., Пашковского Д.И.

при секретаре Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного комиссариата Красноярского края к военной прокуратуре Красноярского гарнизона об оспаривании представления об устранении нарушений закона

по апелляционной жалобе вр.и.о. военного прокурора Центрального военного округа Ашихина С.В.

на решение Советского районного суда г. Красноярска от 25 мая 2018 года, которым постановлено:

«Признать незаконным представление об устранении нарушений закона от 25 сентября 2017 года № 6832, внесенное заместителем военного прокурора Центрального военного гарнизона Холманских И.С. в отношении военного комиссара Красноярского края».

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Представитель военного комиссариата Красноярского края по доверенности Петрова О.Н. обратилась с административным иском к военной прокуратуре Красноярского гарнизона о признании незаконным представления об устранении нарушений закона от 25 сентября 2017 года № 6832.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки военной прокуратуры Красноярского гарнизона внесено представление об устранении нарушений прав военного пенсионера Лопатина В.В., которому с 1 марта 2017г. приостановлена выплата пенсии, но не вручено уведомление об этом, а представители Лопатина В.В. – Аболин Ю.И. и Лонская Т.В., пытавшиеся вручить обращение Лопатина В.В. не были приняты 18 и 19 апреля 2017г. работником военного комиссариата г.Назарово и Назаровского района Красноярского края Сорокиной О.В. Лопатин В.В. находится в федеральном розыске по подозрению в совершении преступления с 2013г., что свидетельствует об отсутствии оснований для выплаты районного коэффициента к пенсии.

Военному комиссариату Красноярского края предписано: рассмотреть вопрос о внесении в организационно-распорядительные документы изменений, обеспечивающих надлежащий контроль фактического получения адресатами исходящей корреспонденции, довести содержание представления до работников военных комиссариатов Красноярского края, потребовав в трудовой деятельности строго руководствоваться требованиями действующего законодательства об обращении граждан, повторно направить Лопатину В.В. письменное уведомление о прекращении выплаты пенсии, проконтролировать фактическое получение уведомления адресатом, провести разбирательство по факту выплаты Лопатину В.В. в 2013-2017г.г. районного коэффициента к пенсии, по результатам которого при наличии оснований принять меры по возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных должностных лиц к материальной ответственности, рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц центра социального обеспечения военного комиссариата Красноярского края, начальника отделения социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата г. Назарово и Назаровского района Красноярского края Сорокиной О.В. к ответственности за допущенные ими нарушения.

Военный комиссариат Красноярского края полагал, что представление внесено незаконно, поскольку военной прокуратуре в ходе проверки были представлены документы, подтверждающие факт направления в адрес Лопатина В.В. письменного уведомления от 1 марта 2017г. о приостановке выплаты пенсии с отметкой о приеме ФГУП «Почта «России» от 07.03.2017г. с указанием всех необходимых реквизитов. Из жалобы Лопатина В.В. на приостановление выплаты пенсии следует, что он получил уведомление о принятии решения о приостановлении выплаты пенсии, поэтому требования о направлении повторного уведомления незаконны. В военном комиссариате г. Назарово и Назаровского района работа по организации личного приема организована в полном соответствии с требованиями ФЗ № 59-ФЗ и приказа Министра обороны РФ № 555. Аболин Ю.И. и Лонская Т.В. обратившиеся в военный комиссариат г. Назарово и Назаровского района Красноярского края не предоставили документов, удостоверяющих личность и доверенностей на представление интересов Лопатина В.В., поэтому в личном приеме документов в отношении Лопатина В.В. копии заявления на возобновлении пенсии, копии паспорта Лопатина В.В. и копии Сберкарты отказано. В военном комиссариате имелись сведения о нахождении Лопатина В.В. в розыске, однако достоверной информации об отсутствии на территории Назаровского района не было, поэтому пенсия выплачивалась с учетом районного коэффициента. По поступлении информации из правоохранительных органов о невозможности установления места нахождения Лопатина В.В. на территории Назаровского района выплата пенсии произведена без учета районного коэффициента, до установления факта проживания Лопатина на территории Назаровского района. Привлечение должностных лиц Центра социального обеспечения военного комиссариата Красноярского края к материальной ответственности противоречит требованиям ТК РФ.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе вр.и.о. военного прокурора Центрального военного округа Ашихин С.В. просил решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, полагая, что выводы суда не соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела. Кроме того, военная прокуратура Центрального военного округа должна быть привлечена в качестве соответчика, поскольку в данном споре затрагиваются ее права.

Заслушав представителя военной прокуратуры Красноярского гарнизона и военной прокуратуры Центрального военного округа по доверенностям Владимирова П.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» по доверенности Петрову О.Н., согласившуюся с решением суда, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст.21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с ч.3 ст.22, ч.1 ст.24 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Организация делопроизводства в Военном комиссариате Красноярского края регулируется ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны России от 18 августа 2014 № 555, Временной инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Министром обороны России 19.08.2009 № 205/2/588 (действующая в период направления уведомления Лопатину В.В.).

Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу п.2 ст. 13 названного федерального закона при личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Согласно п. 11 Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах РФ при личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина по форме, установленной Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Ответ на обращение, поданное при личном приеме, дается гражданину при его согласии устно в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в сроки, установленные настоящей Инструкцией.

В соответствии с п. 106 Временной инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ служебные документы после их подписи командиром (начальником) передаются в службу делопроизводства для регистрации в журнале учета служебных документов и отправки. Служебные документы подлежат отправке в день их регистрации или на следующий рабочий день.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 сентября 2017 года Холманских И.С., указывая свою должность как заместитель военного прокурора Центрального военного гарнизона, внес военному комиссару Красноярского края Лысенко А.В. представление об устранении нарушений закона, выявленных в ходе проверки военной прокуратурой Красноярского гарнизона, связанных с ненадлежащим уведомлением должностными лицами военного комиссариата Красноярского края пенсионера Лопатина В.В. о принятии решения, затрагивающие его права, указывая, что установлены факты ненадлежащего личного приема граждан должностными лицами военного комиссариата г. Назарово и Назаровского района Красноярского края и выявлены нарушения пенсионного законодательства.

Однако судебная коллегия учитывает, что такого структурного подразделения как военная прокуратура Центрального военного гарнизона в системе Главной военной прокуратуры России не существует, поэтому представление подписано от имени должностного лица(заместителя военного прокурора Центрального военного гарнизона), которого на самом деле не существует, что является самостоятельным основанием для признания представления незаконным.

В представлении заместитель военного прокурора с учетом корректирующего письма от 09.02.2018 г., исключающего 3 пункт представления, предложил: рассмотреть вопрос о внесении в организационно-распорядительные документы изменений, обеспечивающих надлежащий контроль фактического получения адресатами исходящей корреспонденции, повторно направить Лопатину В.В. письменное уведомление о прекращении выплаты пенсии, проконтролировать фактическое получение уведомления адресатом, провести разбирательство по факту выплаты Лопатину В.В. в 2013-2017г.г. районного коэффициента к пенсии, по результатам которого при наличии оснований принять меры по возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных должностных лиц к материальной ответственности, рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц центра социального обеспечения военного комиссариата Красноярского края, начальника отделения социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата г. Назарово и Назаровского района Красноярского края Сорокиной О.В. к ответственности за допущенные ими нарушения.(л.д. 11-13)

Из представления следует, что военным комиссариатом Красноярского края допущено нарушение п. 106 временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Министром обороны России 19.08.2009 № 205/2/588, а именно отправка уведомления о приостановлении пенсии от 01.03.2017г. Лопатину В.В. согласно реестру № 69 произведена только 07.03.2017г.

Рассматривая п. 2, 4 представления, суд первой инстанции, проанализировав предоставленные доказательства, обоснованно установил, что 18 апреля 2017 года в военный комиссариат г. Назарово и Назаровского района Красноярского края обратился Аболин Ю.И., который, не предоставляя ни документ, удостоверяющий личность, ни доверенность от имени Лопатина В.В., пытался передать от него копию заявления о возобновлении пенсии, копию паспорта и копию сберегательной карты. Поскольку у Аболина Ю.И. отсутствовала доверенность от Лопатина В.В. на подачу документов, то в их принятии было отказано обоснованно. 19 апреля 2017 года Лонская Т.В. при обращении в интересах Лопатина В.В. к военному комиссару г. Назарово и Назаровского района Красноярского края также не предоставила документ, удостоверяющий личность, а также доверенность от имени Лопатина В.В., поэтому нарушений правил ведения личного приема граждан в действиях сотрудников военкомата не имелось.

Отсутствовали нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ и в отношении Лопатина В.В., поскольку, как следует из материалов дела, сотрудниками военного комиссариата Красноярского края своевременно направлялись ответы на обращения Лопатина В.В., однако он с 2013г. находится в федеральном розыске по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.204 УК РФ, поэтому его права никак не нарушены, так как, не проживая с августа 2013г. в г.Назарово, Лопатин В.В. физически не может получать какие-либо письма из военного комиссариата.

Рассматривая п.п. 5, 6 представления, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства выплаты Лопатину В.В. районного коэффициента к пенсии в период с 2013 г. по 2017 г., и непринятия мер по взысканию этой части пенсии с военного пенсионера, изложены в представлении без указания норм пенсионного законодательства и трудового законодательства, которые нарушены, по мнению заместителя военного прокурора. Тем не менее, по смыслу ч.1 ст.24 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в представлении должны быть указаны конкретные нормы закона, которые нарушены поднадзорным органом, чего не сделано прокурором в представлении от 25.09.2017г.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах дела, подтверждены имеющимися в деле доказательствами. Нормы материального права применены судом первой инстанции верно.

Доводы апелляционного представления о непривлечении в качестве соответчика военной прокуратуры Центрального военного округа, как на основание к отмене решения, судебная коллегия считает несостоятельными, так как по смыслу главы 22 КАС РФ привлечение вышестоящего должностного лица при оспаривании предписания конкретного прокурора не требуется.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Красноярска от 25 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи: