Судья: Лузганова Т.А. Дело № 33-8883/2022
УИД 24RS0017-01-2021-004933-78
2.069
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.,
судей - Сударьковой Е.В., Киселевой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.
гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о перерасчете назначенной пенсии,
по апелляционной жалобе истицы ФИО1
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 21 февраля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю об обязании произвести перерасчет назначенной трудовой пенсии по старости, исходя из справки №130 от 20.04.2015 о заработной плате, выданной АО «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь»» за период с января 1989 г. по декабрь 1993 г., начиная с 25 марта 2003 г.,
- оставить без удовлетворения в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное), о перерасчете назначенной пенсии. Свои требования истица мотивировала тем, что является получателем трудовой пенсии по старости с 25.03.2003г. Для расчета пенсии ею ГУ УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска была представлена архивная справка о заработной плате за периоды с января 1980 г. по декабрь 1984 г. и расчет пенсии был произведен исходя из указанной справки с применением коэффициента 1,2.
ФИО1 полагает, что расчет пенсии произведен ответчиком неверно, так как при расчете пенсии должен применяться коэффициент 2,205 в соответствии с ч.3 ст30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как она имела право на повышенный коэффициент - до 1,7, поскольку имеет стаж более 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Пенсионным фондом не было разъяснено, что необходимо представить документы о заработной плате по наиболее выгодному для нее варианту. Пенсионный фонд ограничился лишь одной справкой при трудовом стаже около 20 лет на момент подачи заявления, при этом не сделано ни одного запроса в организации, в которых она работала, в результате чего пенсия была назначена по наименее выгодному для нее варианту. В 2015 году она предоставила ответчику новую справку о заработной плате от другого работодателя и просила произвести перерасчет назначенной пенсии, однако ее заявление оставлено ответчиком без удовлетворения, что нарушает ее пенсионные права.
Просила обязать пенсионный фонд произвести перерасчет назначенной ей пенсии по старости, исходя из справки № 130 от 20.04.2015г. о заработной плате, выданной АО «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь» за период с января 1989 года по декабрь 1993 года, начиная со дня назначения пенсии с 25.03.2003г.
Определением суда от 23.11.2021г. произведена замена ответчика Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) на Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю в связи с реорганизацией последнего.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене принятого по делу решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В доводах жалобы указывает на то, что расчет пенсии должен производиться с учетом действующего на момент назначения пенсии законодательства и по наиболее выгодному варианту. С представленным пенсионным фондом расчетом пенсии не согласна, считает его неверным, поскольку ответчик необоснованно установил перерыв в ее стаже и неправильно принял за основу среднюю заработную плату по стране за 1 квартал 2001 года, тогда как она вышла на пенсию в 2003 году.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о месте и времени судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия судебную коллегию не уведомила, с ходатайствами об отложении слушания дела не обращалась.
Представитель истицы ФИО3, действующая по доверенности от 11.10.2021 года апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика ГУ ОПФР по Красноярскому краю ФИО4, действующая по доверенности от 07.10.2021 года апелляционную жалобу считает не обоснованной, показав, что судом правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям. Истица работала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем, для нее действует верхний предел установленных законом повышающих коэффициентов 1,2. Предоставление справки о заработной плате не влияет на размер назначенной пенсии.
С учетом мнений участников процесса, судебная коллегия считает возможным в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившейся истицы.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия, не усматривает оснований для отмены или изменения принятого по делу решения.
Как установлено судом и подтверждается исследованными по делу доказательствами Истица ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости, которая была назначена ей с 25 марта 2003 года в период действия закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года производится согласно пунктов 3 и 4 указанной статьи, т.е. по наиболее выгодному для пенсионера варианту.
Согласно п.3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ размер пенсии зависит от общего трудового стажа, учитываемого в календарном порядке за периоды работы и иной деятельности по 31.12.2001 года включительно, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране, а также суммы страховых взносов за периоды работы после 01.01.2002 года, начисленных работодателем для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, определяется по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая пенсия.
Как следует из материалов дела, размер страховой пенсии был определен ответчиком в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ исходя из общего страхового стажа 36 лет 5 месяцев 10 дней из заработка, предоставленного истицей от работодателя за период с 1980 по 1984 год включительно.
Отказывая истице в удовлетворении требований о перерасчет назначенной пенсии суд, правильно применив положения Федеральных законов от 17,12,2001 года № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях» и от 28.12.2013 года № 400-ФЗ « О страховых пенсиях», пришел к правильному выводу о том, что пенсия истице назначена в соответствии с нормами действовавшего на день назначения правового регулирования и права истицы не нарушены. Предоставление вы 2015 году справки об ином периоде для расчета пенсии, не повлечет для истицы увеличение размера пенсии.
Судебная коллегия считает обоснованными указанные выводы суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильно примененных нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы истицы о неверном расчете назначенной пенсии, судебная коллегия считает не состоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Согласно п.3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Истица не проживала и не работала на территориях, отнесенных к районам Крайнего Севера, соответственно ответчиком обоснованно применено соотношение заработков в установленном законом размере 1,2.
Доводы жалобы о том, что коэффициент соотношения среднего заработка к среднему заработку в Российской Федерации должен составлять 2,205 не основаны на нормах действующего пенсионного законодательства.
Варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абз.7 п.3 и абз.4 п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину. Истица при обращении с заявлением о назначении пенсии, предоставила ответчику справку о заработной плате за период с 1980 по 1984 годы, посчитав полученный заработок наиболее выгодным для расчета пенсии.
Ответчик, по желанию истицы произвел расчет исходя из предоставленных сведений.
Доводы жалобы о том, что справка о заработной плате, выданная АО «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь»» №130 предоставленная ответчику в 2015 году является основанием для перерасчета пенсии, проверялись судом первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку предоставленные сведения о полученной заработной плате не повлекут увеличение размера пенсии.
В соответствии с положениями ч.1 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится, согласно ч.2 ст.18 указанного Федерального закона, в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона (ч.7 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Согласно положениям п.2 ч.1 ст.23 указанного Федерального закона, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (ч.ч.2, 6 ст.23 Федерального закона №400-ФЗ).
Обстоятельств, с которым законодатель связывает обязанность пенсионного органа произвести перерасчет назначенной пенсии, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированы и подтверждаются исследованными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены постановленного по делу решения судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2022 года