НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 27.07.2020 № 33А-7833/20

Судья Дудусов Д.А. Дело № 33а-7833/2020

24RS0048-01-2020-001300-06

3.192

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Сидоренко Е.А.

судей Шавриной А.И., Ерофеева А.И.,

при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И.,

дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю к Ляховой Зинаиде Алексеевне о взыскании обязательных платежей и санкций,

по апелляционной жалобе начальника межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю

на решение Советского районного суда г. Красноярска от 01.06.2020, которым постановлено:

«административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю к Ляховой Зинаиде Алексеевне о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.

Отменить меры предварительной защиты, принятые определением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 07 февраля 2020 года, в виде ареста на имущество, денежные средства, принадлежащие Ляховой Зинаиде Алексеевне, находящиеся у нее или у других лиц, в пределах заявленных требований – 1100 (одна тысяча сто) рублей 44 коп.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 17 по Красноярскому краю (далее – МИФНС России №17) обратилась в суд к Ляховой З.А. с административным иском о взыскании недоимки по земельному налогу за 2013-2014 года в сумме 1 091,16 руб., пени по земельному налогу в размере 9,28 руб. Требования мотивированы тем, что Ляхова З.А. в 2013-2014 годах являлась собственником земельных участков; в установленные сроки должнику начислен вышеуказанный налог, административным истцом в адрес ответчика направлялись уведомления, требования об уплате налогов, сборов, пеней, со сроком уплаты указанных в требовании сумм, которые до настоящего времени не исполнены, в связи с чем, налогоплательщику начислены пени за период с 02.10.2015 г. по 03.11.2015г.

Судом постановлено выше приведенное решение.

В апелляционной жалобе налоговый орган ставит вопрос об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что процессуальный срок ими не пропущен. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Представитель Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю Тарташев Ю.А. ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя административного истца. Руководствуясь положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда первой инстанции на предмет законности и обоснованности в порядке ст.308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 388 НК РФ собственники земельных участков являются плательщиками земельного налога.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. При этом, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с ч.ч.1,4,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч.1). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч.6).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Ляховой З.А. налоговым органом был исчислен земельный налог за 2013-2014 годы в размере 1091,16 рубль и пени – 9,28 рублей. Поскольку Ляхова З.А. свою обязанность по уплате налогов не исполнила, налоговый орган направил в ее адрес требование об оплате налога № 40242 со сроком исполнения не позднее 27.01.2016.

22.07.2019 мировым судьей судебного участка № 81 в Советском районе г.Красноярска вынесен судебный приказ № 02а-638/81/2019 о взыскании с Ляховой З.А. в пользу МИФНС России № 17 недоимки по земельному налогу за 2013-2014 годы, который отменен определением мирового судьи судебного участка № 81 в Советском районе г.Красноярска от 31.07.2019.

В связи с тем, что Ляховой З.А. задолженность по налогам так и не была оплачена, Межрайонная ИФНС России №17 по Красноярскому краю 03.02.2020 года (согласно почтовому штемпелю на конверте) обратилась в Советский районный суд г.Красноярска с административным иском о взыскании с нее задолженности по налогам за 2013-2014 год.

Нормы действующего налогового законодательства возлагают на налоговый орган обязанность подтверждения направления заказного письма с требованием о уплате налога. С направлением требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Из материалов дела следует, что Ляхова З.А. с 09.07.2010 состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес> Вместе с тем, из содержания требования об уплате налога № 40242 со сроком уплаты не позднее 27.01.2016, а также из содержания списка №5333 заказных писем следует, что указанное требование направлено Ляховой З.А. по иному адресу, отличному от адреса ее места жительства и регистрации – <адрес> (л.д.14,16).

Таким образом, из изложенного следует, что процедура принудительного взыскания налога налоговым органом не соблюдена, доказательств обратной стороной административного истца не представлено, в связи с чем у налогового органа отсутствует возможность принудительного взыскания задолженности по налогам с административного ответчика.

Кроме того, судебный приказ мировым судьей был отмене 31 июля 2019 года, соответственно 6-ти месячный срок на обращение в суд с иском, согласно ст. 48 НК РФ истек 31.01.2020 года в 24 часа 00 минут. Однако истец обратился с административным иском в суд, согласно почтового штемпеля 03.02.2020 года, то есть пропустил установленный процессуальный срок.

Учитывая данные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что налоговым органом требование не направлено должным образом и пропущен процессуальный срок на обращение с иском.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Иных доводов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.1 ст.310 КАС РФ безусловную отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г.Красноярска от 01 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: