НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 26.05.2021 № 33А-6749/2021

Судья Лузганова Т.А. Дело 33а-6749/2021

УИД 24RS0017-01-2020-001502-73

А-3.020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в

составе:

председательствующего судьи Сидоренко Е.А.,

судей Корниенко А.Н., Макурина В.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» к Красноярскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту о признании незаконным предписания.

по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» по доверенности Литвина В.И.

на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 10 февраля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Представитель ОАО «РЖД» по доверенности Шикуткина А.А. обратилась с указанным административным иском( с дополнениями).

Требования мотивированы тем, что по результатам мероприятий по контролю в Эксплуатационном локомотивном депо Красноярск-Главный ОАО «РЖД» заместителем начальника Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 14.02.2020г. №02-п. ОАО «РЖД» с вынесенным предписанием не согласно, поскольку в обжалуемом предписании указано, что оно выдано не по результатам проведения проверки, а по результатам проведения мероприятий по контролю. В акте проверки от 14.02.2020 г. №8/10, в нарушение ч.3 ст.16, ст.17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ не содержится указания на то, что по результатам данной проверки юридическому лицу выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Плановая выездная проверка Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный проведена на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 10.01.2020г. №8/10 на предмет проверки деятельности ОАО «РЖД» за выполнением требований санитарного законодательства, законов РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Однако составленные документы не свидетельствовали о наличии угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, или их возникновение и распространение, что свидетельствует о неправомерности выдачи обжалуемого предписания. Неясно, каким образом выполнение предписываемых в обжалуемом предписании мероприятий приведет к устранению угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний. В пунктах 1,2,3 предписания предложено ОАО «РЖД» провести мероприятия на рабочих местах (кабинет отдела кадров, охраны труда, нормирования труда, диспетчерская). Однако осуществление государственной экспертизы условий труда на рабочих местах не относится к компетенции Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. В пункте 9 предписания ОАО «РЖД» предлагается во исполнение требований постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» провести мероприятия по утверждению санитарно-защитной зоны депо Красноярск-Главный филиала ОАО «РЖД». Утверждение санитарно-защитной зоны не относится к компетенции ОАО «РЖД». Эксплуатационное локомотивное депо Красноярск-Главный введено в эксплуатацию до введения в действия Правил установления санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. №222, поэтому требования указанных Правил не применимы к данному объекту. Статьей 14 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен срок для выполнения требований законодательства об обращении в уполномоченные органы с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны, который определен датой до 01.01.2025 года. Обжалуемое предписание нарушает права и свободы административного истца, поскольку неисполнение требований предписания может повлечь привлечение ОАО «РЖД» к административной ответственности, а также обжалуемым предписанием на ОАО «РЖД» возлагаются незаконные обязанности.

ОАО «РЖД» просило признать незаконным и отменить предписание заместителя начальника Красноярского территориального отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 14.02.2020 №02-п.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» по доверенности Шикуткина А.А. просила решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении, полагая, что суд первой инстанции не дал им надлежащей оценки, а также неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, которые привели к неверным выводам. До настоящего времени законодательно не регламентирован ни порядок разработки санитарно-защитной зоны, ни порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны.

Заслушав представителя ОАО «РЖД» по доверенности Берга Д.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснившего, что все пункты предписания, за исключением пункта 9, выполнены, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципальное контроля определенен Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 года № 294-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и т.д.;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, и т.д., а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением (приказом) заместителя руководителя Красноярского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Уваевой М.В. № 8/10 от 10.01.2020 года инициировано проведение плановой выездной проверки в отношении ОАО «РЖД» в лице Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» в соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Красноярского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту на 2019 год, опубликованном на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Задачами проверки являлось выявление нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, технических регламентов, законодательства в области защиты прав потребителей, законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака и принятие мер по пресечению выявленных нарушений. Срок проведения проверки установлен с 20.01.2020 года по 14.02.2020 года.

Согласно акту проверки № 8/10 от 14.02.2020 года административным ответчиком выявлены следующие нарушения:

- в нарушение требований п.6.3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» уровни освещенности составили ниже гигиенических нормативов на рабочих местах: специалиста по охране труда (кабинет охраны труда) - 225 ± 25лк (нормативное значение 300-500лк); специалиста по управлению персоналом (кабинет отдела кадров) – 271 ± 25лк (нормативное значение 300-500лк); ведущего специалиста по направлению персоналом (кабинет отдела кадров) – 268 ± 25лк (нормативное значение 300-500лк); нарядчика (диспетчерская) – 165 ± 15лк (нормативное значение 300-500лк) оператора при дежурном по депо (диспетчерская) – 195 ± 18лк (нормативное значение 300-500лк);

- в нарушение требований п.6.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 коэффициент пульсации освещенности превышает гигиенические нормативы на рабочих местах: специалиста по охране труда (кабинет охраны труда) – 20,0 ± 2,6% (нормативное значение не выше 5%); ведущего специалиста по охране труда (кабинет охраны труда) – 17,0 ± 2,3% (нормативное значение не выше 5%); специалиста по управлению персоналом (кабинет отдела кадров) – 35,3 ± 4,7% (нормативное значение не выше 5%); ведущего специалиста по управлению персоналом (кабинет отдела кадров) – 34,3 ± 4,6% (нормативное значение не выше 5%); нарядчика (кабинет отдела кадров) – 40,0 ± 4,8% (нормативное значение не выше 5%); оператора при дежурном по депо (диспетчерская) – 39,7 ± 5,2% (нормативное значение не выше 5%); ведущего специалиста по организации и нормированию (отдел нормирования труда) – 9,7 ± 2,1% (нормативное значение не выше 5%); ведущего экономиста (экономический отдел) – 31,7 ± 4,1% (нормативное значение не выше 5%);

- в нарушение п.3.2 СанПиН 2.2.2/2.4-1340-03 на момент проверки в кабинете охраны труда на оконных проемах отсутствовали регулируемые устройства для защиты от прямых солнечных лучей.

14.02.2020 (в документе допущена описка в указании даты - 14.02.2019) заместителем начальника Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Уваевой М.В. вынесено предписание №02-п, согласно которому ОАО «РЖД» предложено:

- провести мероприятия по приведению уровня искусственной освещенности до нормативных значений на рабочих местах (протокол измерений физических факторов неионизирующей природы от 28.01.2020 №122-104): специалиста по охране труда (кабинет охраны труда) - 225 ± 25лк (нормативное значение 300-500лк); специалиста по управлению персоналом (кабинет отдела кадров) – 271 ± 25лк (нормативное значение 300-500лк); ведущего специалиста по направлению персоналом (кабинет отдела кадров) – 268 ± 25лк (нормативное значение 300-500лк); нарядчика (диспетчерская) – 165 ± 15лк (нормативное значение 300-500лк) оператора при дежурном по депо (диспетчерская) – 195 ± 18лк (нормативное значение 300-500лк);

- провести мероприятия по приведению уровня коэффициента пульсации освещенности до нормативных значений на рабочих местах (протокол измерений физических факторов неионизирующей природы от 28.01.2020 №122-104): специалиста по охране труда (кабинет охраны труда) – 20,0 ± 2,6% (нормативное значение не выше 5%); ведущего специалиста по охране труда (кабинет охраны труда) – 17,0 ± 2,3% (нормативное значение не выше 5%); специалиста по управлению персоналом (кабинет отдела кадров) – 35,3 ± 4,7% (нормативное значение не выше 5%); ведущего специалиста по управлению персоналом (кабинет отдела кадров) – 34,3 ± 4,6% (нормативное значение не выше 5%); нарядчика (кабинет отдела кадров) – 40,0 ± 4,8% (нормативное значение не выше 5%); оператора при дежурном по депо (диспетчерская) – 39,7 ± 5,2% (нормативное значение не выше 5%); ведущего специалиста по организации и нормированию (отдел нормирования труда) – 9,7 ± 2,1% (нормативное значение не выше 5%); ведущего экономиста (экономический отдел) – 31,7 ± 4,1% (нормативное значение не выше 5%);

- оборудовать оконные проемы в кабине охраны труда регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков.

В пункте 9 предписания со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 03.08.2018 №222 «Об утверждении «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»» возложена обязанность провести мероприятия по утверждению санитарно-защитной зоны Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД».

Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярской железной дороге Уваевой М.В. от 14.02.2020 №10 главный инженер Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный ОАО «РЖД» Богданович О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ(нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с указанными выше положениями законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, исходил из того, что материалами дела и проведенной проверки доказаны факты нарушений требований п.6.3, п. 6.4 и п.3.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в части недопустимо низких уровней освещенности и(или) коэффициента пульсации в кабинете охраны труда, кабинете отдела кадров, диспетчерской, кабинете отдела нормирования труда и в кабинете экономического отдела, а в кабинете охраны труда на оконных проемах отсутствовали регулируемые устройства для защиты от прямых солнечных лучей, для устранения которых выдано предписание № 02-п от 14.02.2020 г. Предписание выдано уполномоченным на то лицом. Срок для исполнения предписания дан разумный – до 14.02.2021г.

В указанной части административных исковых требований суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда в этой части не противоречат материалам дела. Обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем решение в этой части исковых требований является законным и обоснованным.

Доводы административного истца о незаконности проведения административным ответчиком проверки отклоняются судебной коллегией, как противоречащие приведенным выше материалам дела, из которых следует, что плановая выездная проверка проведена на основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя Красноярского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Уваевой М.В. № 8/10 от 10.01.2020 года в соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Красноярского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту на 2019 год, опубликованном на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Руководитель ОАО «РЖД» был уведомлен о проведении проверки 13.01.2020г. – более чем за 3 рабочих дня до ее начала, то есть с соблюдением предусмотренного пунктом 12 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года № 294-ФЗ.

Однако судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о правомерности пункта 9 обжалуемого предписания, которым ОАО «РЖД» предложено провести мероприятия по утверждению санитарно-защитной зоны Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», предусмотренные постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции неправильно истолковал и применил положения статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до дня официального опубликования настоящего Федерального закона либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок, не позднее 01 января 2025 года.

То есть законодателем установлен переходный период для систематизации и инвентаризации всех зон с особыми условиями использования территории, в том числе санитарно-защитных зон - 01 января 2025 года.

В силу части 17 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ОАО «РЖД» обязано мероприятия по утверждению санитарно-защитной зоны Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» до 01 января 2025 года.

Ссылка суда первой инстанции на необходимость установления в настоящее время санитарно-защитной зоны Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» является неверной в связи со следующим.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. № 222 на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возложена обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, то есть возложена обязанность инициировать процесс по установлению санитарно-защитных зон перед уполномоченным органом государственной власти.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. № 222на ОАО «РЖД» не возлагается обязанность провести мероприятия по утверждению санитарно-защитной зоны Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», как об этом поставлен вопрос в предписании.

Таким образом, на административного истца пунктом 9 оспариваемого предписания возложена обязанность, не предусмотренная нормативно-правовым актом.

В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).

Судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ОАО «РЖД» об оспаривании пункта 9 предписания от 14 февраля 2020 года и признать незаконным пункт 9 оспариваемого предписания в части возложения обязанности произвести мероприятия по утверждению санитарно-защитной зоны Эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену итогового решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 10 февраля 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ОАО «РЖД» о признании незаконным пункта 9 предписания заместителя начальника Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 14 февраля 2020 года № 02-п.

Принять по административному делу в указанной части административных исковых требований новое решение, в соответствии с которым признать незаконным пункт 9 предписания заместителя начальника Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 14 февраля 2020 года № 02-п.

В остальной части решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи: