НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 25.11.2020 № 33-12074/20

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Корявина Т.Ю. Дело 33-12074/2020

24RS0002-01-2020-002518-51

А-2.069г

25 ноября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Пашковского Д.И.

при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Андреева Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске (межрайонное) о признании права на получении страховой пенсии по старости, возложении обязанности по выплате пенсии

по апелляционной жалобе Андреева В.Н.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 04 сентября 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Андреева Владимира Николаевича к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) о признании права на получение пенсии, возложении обязанности по выплате пенсии, отказать в полном объеме.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Андреев В.Н. обратился в суд с требованиями к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске (межрайонное) о признании права на получение страховой пенсии по старости с 20 февраля 2019 года, возложении обязанности выплатить пенсионные выплаты за период с 20 февраля 2019 года по 19 ноября 2019 года.

В дополнительных требованиях указал о взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 1500 руб. и что его права были нарушены с 06 ноября 2018 года.

Требования мотивировал тем, что при достижении пенсионного возраста он 06 ноября 2018 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. В начале декабря 2018 года ему было сообщено, что для назначения пенсии ему не хватает трудового стажа, указано, что трудовая деятельность в качестве индивидуального предпринимателя за период 2012 - 2013 годы не может быть засчитана, так как им не отчислялись взносы в Пенсионный фонд, имеется задолженность. 21 декабря 2018 года он оплатил в Пенсионный фонд задолженность по страховым взносам за 2012 – 2013 годы в сумме 32129,96 руб. В связи с тем, что в произведенном им платеже был указан ошибочный КБК, было произведено уточнение платежа 17 января 2019 года. Решением об уточнении платежа данная сумма отражена в карточке расчетов с бюджетом 21 января 2019 года по сроку оплаты 21 декабря 2018 года. 07 февраля 2019 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью требуемой величины ИПК для лиц, достигших пенсионного возраста в 2018 году. На его обращения 20 февраля 2019 года, 22 июля 2019 года к ответчику с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости, он 20 мая 2019 года, 21 октября 2019 года также получил отказы в назначении страховой пенсии по старости, мотивированные недостаточностью требуемой величины ИПК, стаж работы в качестве индивидуального предпринимателя за 2012 – 2013 годы засчитан так и не был, при этом, сотрудники пенсионного органа ему пояснили, что они не видят в своей программе произведенный им в декабре 2018 года платеж. Выплату страховой пенсии по старости ему установили только с 20.11.2019 года (бессрочно) в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Андреев В.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указав, что право на пенсию у него возникло с 20 февраля 2019 года, что отражено у него в исковом заявлении.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) – Чернявскую Л.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона ото 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей во время возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В силу ч. 1, 2 ст. 35 того же Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2019 году составляет девять лет.

Согласно ч. 3 указанной нормы с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30, в связи с чем, в 2019 году для назначения указанной пенсии размер этого коэффициента не мог быть ниже 13,8. Также при назначении пенсии в 2019 году необходимо наличие страхового стажа 9 лет.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же закона).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и п. 1 ст. 28 ФЗ N 167-ФЗ, индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". В силу ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ (действовавшего на период осуществления предпринимательской деятельности), расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 года Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», органом контроля за уплатой страховых взносов является Федеральная налоговая служба.

Полномочия по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 года переданы в налоговые органы, уплата страховых взносов на ОПС, в том числе за периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется в адрес управлений ФНС России по субъектам РФ с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации (КБК).

Взаимодействие между ПФР и ФНС осуществляется в рамках Соглашения об информационном взаимодействии между Федеральной налоговой службой и ПФР от 30 ноября 2016 года № ММВ-23-11/26@/АД -09-31/сог/79.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Порядка обмена информации территориальных отделений ПФР и управлениями ФНС по субъектам РФ от 21.09.2016 № МММВ-23-1/20-4И налоговые органы передают в территориальные органы ПФР выписку из лицевого счета администратора доходов бюджета и приложение к выписке, в части КБК по учету страховых взносов (в части платежей за периоды до 01.01.2017).

При поступлении от налоговых органов выписки с платежами, ПФР производит учет поступивших денежных средств на регистрационный номер ПФР плательщика.

Как следует из дела и верно установлено судом, истец Андреев В.Н., <дата> г.р., 01 ноября 2018 года обратился в УПФР в г. Ачинске Красноярского края с заявлением о назначении пенсии по старости.

При разрешении вопроса о назначении пенсии было установлено, что ФИО1, в период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в 2012-2013 годах не уплатил страховые взносы.

21 декабря 2018 года Андреевым В.Н. внесены платежи в погашение задолженности по уплате страховых взносов в УПФ в сумме 32129,96 руб., но при оплате был указан неверный КБК.

24 декабря 2018 года Андреев В.Н. обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России № 4 по Красноярскому краю с заявлением плательщика о допущенной ошибке и уточнении платежа. Решение об уточнении платежа №6607 от 15.01.2019 вынесено 15 января 2019 года.

УПФР в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) вынесено решение о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении пенсии в связи с проведением проверки сведений, необходимых для назначения пенсии. По истечении трехмесячного срока сведения об уплате страховых взносов за спорный период с 03.07.2012 по 27.12.2013 отсутствовали, в связи с чем, решением УПФР в г. Ачинске Красноярского края от 07.02.2019 Андрееву В.Н. было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием у него права на назначение, поскольку отсутствует требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента. В приложении к решению пенсионного органа указано, что страховой стаж Андреева В.Н. на момент обращения составил 8 лет 7 месяцев 24 дня (при требуемом 9 лет) и индивидуальный пенсионный коэффициент 6,897 (при требуемом 13,8).

20 февраля 2019 года Андреев В.Н. вновь обратился в УПФР в г. Ачинске Красноярского края с заявлением о назначении пенсии по старости.

УПФР в г. Ачинске Красноярского края было вынесено решение о приостановлении срока рассмотрения заявления Андреева В.Н. об установлении пенсии в связи с проведением проверки сведений, необходимых для назначения пенсии. По истечении трехмесячного срока сведения об уплате страховых взносов за спорный период отсутствовали, в связи с чем, решением УПФР в г. Ачинске Красноярского края от 20.05.2019 Андрееву В.Н. было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом отсутствовали сведения об уплате и учете страховых взносов в индивидуальном лицевом счете.

На обращение Андреева В.Н. от 22.04.2019 Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю дан ответ, согласно которого оплата в сумме 32129,96 руб. от 21.12.2018 г. поступила в инспекцию 24.12.2018 г., но в связи с уточнением неверно указанных реквизитов в платежном документе разнесена в карточку расчетов с бюджетом 21.01.2019.

22 июля 2019 года Андреев В.Н. вновь обратился в УПФР в г. Ачинске Красноярского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. УПФР в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) вынесено решение о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении пенсии в связи с проведением проверки сведений, необходимых для назначения пенсии. По истечении трехмесячного срока сведения об уплате страховых взносов за спорный период отсутствовали.

Решением УПФР в г. Ачинске Красноярского края от 21.10.2019 Андрееву В.Н. было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом сведения об уплате и учете страховых взносов с 03.07.2012 по 27.12.2013 также отсутствовали.

На обращение Андреева В.Н. 11 ноября 2019 года Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю дан ответ, согласно которого уточнение неверно оплаченной суммы было произведено 17.01.2019 Решением об уточнении платежа № 2443UN200000237 на КБК 18210202140060100160 (Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года). Данная сумма отражена в карточке расчетов с бюджетом 21.1.2019 по сроку оплаты 21.12.2018.

Андреев В.Н 20.11.2019 вновь обратился в УПФР в г. Ачинске Красноярского края с заявлением о назначении пенсии. Решением пенсионного органа истцу установлена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 20.11.2019 года, в связи с тем, что выписка из индивидуального лицевого счета содержала сведения об уплаченных страховых взносах в 2019 году за 2013 год и ИПК составил 14,213.

Считая, что имеет право на пенсию с 20 февраля 2019 года, Андреев В.Н. обратился с иском в суд.

Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении требований Андреева В.Н. о признании за ним права на получение страховой пенсии с 20 февраля 2019 года и возложении обязанности на пенсионный орган по выплате ему пенсии за период с 20 февраля 2019 года по 19 ноября 2019 года, исходил из того, что со стороны ответчика нарушений пенсионных прав истца не допущено.

Однако, принимая во внимание доводы апелляционной жалобы Андреева В.Н., судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.

Действительно, по делу правильно установлено, что у Андреева В.Н. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии – 1 ноября 2018 года – не было права на ее получение, так как у него имелся страховой стаж 8 лет 7 месяцев 24 дня при необходимом 9 лет, и поскольку не были оплачены страховые взносы за 2012-2013 годы, то у него имелся ИПК 6,897, при необходимом 13,8.

Вместе с тем, судом неправомерно не принято во внимание, что 21 декабря 2018 года страховые взносы были истцом оплачены и отражены надлежащим образом в карточке расчетов с бюджетом 21 января 2019 года по сроку оплаты 21.12.2018 года, что видно из ответа Межрайонной ИФНС России № 4, а также подтверждается представленными представителем ответчика в суд апелляционной инстанции скриншотами, которые имели место быть на 20.02.2019 года, в связи с чем, судебная коллегия считает, что из представленных доказательств следует, что ответчик на 20 февраля 2019 года фактически обладал необходимой информацией о произведенных платежах истцом.

Также судом не учтено, что из поступившей в суд первой инстанции информации из пенсионного органа следует, что с учетом оплаченных страховых взносов и с учетом нестраховых периодов по уходу за лицом, достигшим 80 лет, на 20 февраля 2019 года у истца имелся необходимый для назначения пенсии страховой стаж 12 лет 14 дней и ИПК 14,213.

Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, что, несмотря на то, что технической возможности увидеть отражение оплаты на индивидуальном лицевом счете истца у пенсионного органа не имелось, вместе с тем, при представленных пенсионному органу справках присутствовала возможность для оценки пенсионных прав истца.

При таких фактических обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, что ответчику для назначения пенсии истцу Андрееву В.Н., в данной конкретной ситуации, необходимо было дождаться отражения сведений об оплате страховых взносов на индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, судебная коллегия считает, что поскольку на 20 февраля 2019 года у пенсионного органа при назначении пенсии Андрееву В.Н. имелась возможность оценки пенсионных прав истца, с учетом имеющихся у ответчика доказательств, что не было сделано пенсионным органом, то выводы суда о правомерности действий ответчика при назначении пенсии Андрееву В.Н. с 20.11.2019 года, необоснованны.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Андреева В.Н. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 04 сентября 2020 года об отказе в удовлетворении исковых требований Андреева Владимира Николаевича к Государственному Учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) о признании права на получение пенсии, возложении обязанности по выплате пенсии, отменить.

Принять по делу новое решение: «Признать за Андреевым Владимиром Николаевичем право на получение страховой пенсии по старости с 20 февраля 2019 года.

Обязать Государственное Учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) произвести Андрееву Владимиру Николаевичу все положенные выплаты при получении страховой пенсии по старости за период с 20 февраля 2019 года по 19 ноября 2019 года.»

Председательствующий: Киселева А.А.

Судьи: Белякова Н.В.

Пашковский Д.И.