Судья Хафизова Ю.В. дело № 33-11920/2015
А-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2015 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Гаус Т.И.
судей Абрамовича В.В., Лоншаковой Е.О.
при секретаре Полынкиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В.,
гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к Акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» о признании действий по начислению и предъявлению к оплате счета на оплату услуг тепловой энергии за апрель 2015 года незаконными,
по апелляционной жалобе АО «КРЭК»,
на заочное решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 13 августа 2015 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к Акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» удовлетворить.
Признать действия акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» по начислению и предъявлению к оплате ФИО1 в разделе 5 «перерасчет к возмещению» счета на оплату услуг тепловой энергии за апрель 2015 года по адресу: <адрес> суммы за 1 квартал 2015 года незаконными и обязать акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания» исключить начисление задолженности в счете на оплату тепловой энергии за апрель 2015 года, предъявленном ФИО1.
Взыскать с Акционерного общества «Красноярская региональная компания» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с настоящим иском, мотивируя тем, что ФИО1 с <дата> состоит на учете отдела соцзащиты населения администрации Балахтинского района как получатель льгот по оплате коммунальных услуг <данные изъяты>. С 01 января 2015 года по 31 марта 2015 года ФИО1 перед АО «КРЭК» задолженности по оплате услуг теплоснабжения не имела. Однако в счете за оплату услуг за апрель 2015 года ей АО «КРЭК» необоснованно предъявлена к оплате сумма перерасчета графы 10 «к возмещению», после чего сформировалась задолженность по оплате услуг тепловой энергии в размере 1 844,93 рублей. Прокурор, ссылаясь на нарушение ответчиком ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, просил признать действия АО «КРЭК» по начислению и предъявлению к оплате ФИО1 в графе 10 «к возмещению» счета на оплату услуг тепловой энергии за апрель 2015 года по месту жительства истца, суммы перерасчета указанной графы за период с 01 января 2015 года по 31 марта 2015 года незаконными, обязать АО «КРЭК» исключить начисленную задолженность в счете на оплату тепловой энергии за апрель 2015 года, предъявленной ФИО1
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное заочное решение.
В апелляционной жалобе АО «КРЭК» просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применении судом норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Андреева А.И., представителя АО «КРЭК» - ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения по следующим основаниям.
Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда)... (ст. 17). Аналогичная норма содержится в п. 13 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
В силу ст. 28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг....
Частью 3 ст. 160 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Судом установлено, что ФИО1 проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 160 ЖК РФ, ФИО1 предоставлено право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% <данные изъяты>.
Как указал истец, ФИО1 за период с января по март 2015 года не имела задолженности по оплате услуг тепловой энергии перед ресурсоснабжающей организацией АО «КРЭК». Однако в счете – квитанции на оплату услуг тепловой энергии, предъявленной АО «КРЭК» ФИО1 за жилое помещение за апрель 2015 года, в графе 10 «сумма к возмещению» предъявлена сумма перерасчета за период с 01.01.2015 года по 31.03.2015 года в размере «– 450 руб.» и указана задолженность по оплате услуг тепловой энергии в размере «1 844,93 руб.»
Удовлетворяя заявленные требования прокурора в полном объеме, суд первой инстанции, установив, что объем потребления энергоресурса и начисление по тарифам ФИО1 за период с января по апрель 2015 года не менялись, пришел к выводу о не соблюдении ответчиком предельного индекса роста размера платы за коммунальные услуги, что, по мнению суда, повлекло за собой создание необоснованной задолженности по оплате услуг тепловой энергии, и, соответственно, с учетом ч. 3 ст. 160 ЖК РФ, нарушение прав ФИО1 на получение льгот по социальному обеспечению.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно положениям статей 55, 56, 57 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", статьей 90 Устава Красноярского края, Указом Губернатора Красноярского края от 26.12.2014 N 296-уг "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 1 января 2015 года по 2018 год, на территории Балахтинского района Красноярского края утвержден предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на период с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 0%.
В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" В случае если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством (далее в целях настоящего Закона - плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса (далее также - плата с учетом предельного индекса), производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги.
Размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее также - компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса.
Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливается Правительством края. Компенсация части платы граждан за коммунальные услуги предоставляется исполнителям коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг.
В случае если в соответствии с жилищным законодательством исполнителями коммунальных услуг выступают ресурсоснабжающие организации, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги производится ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес.
Предоставление компенсации в порядке, установленном настоящим пунктом, осуществляется при условии оплаты коммунальных услуг, предоставленных иными ресурсоснабжающими организациями, в полном объеме за счет потребителей коммунальных услуг в пределах платы, рассчитанной с применением предельного индекса.
Величина, на которую в результате применения предельного индекса снижается плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), и на основании которой рассчитывается размер компенсации, указывается в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг, отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по всем коммунальным услугам.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие:
а) изменения набора коммунальных услуг;
б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг.
Из вышеприведенных положений закона и нормативно – правовых актов следует, что установление индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в РФ. Повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.
Плата за коммунальные ресурсы, поставляемые ответчиком, состоит из размера платежа, который компенсируется АО «КРЭК» в виде субсидий за счет средств краевого бюджета и размера платежа, непосредственно вносимого потребителем коммунальных ресурсов.
Согласно п. 1.3 Постановления Правительства Красноярского края от 14.02.2013 года № 38-П сумма «К возмещению» (указанная в счетах – квитанциях) – это компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, которая определяется как разница между нормативным объемом расходов граждан на оплату коммунальных услуг и показателем доступности коммунальных услуг.
Согласно счета – квитанции, выставленной ФИО1, за апрель 2015 года общий размер платежа за коммунальные ресурсы составлял 1 844,93 рублей (начисление платы за коммунальные ресурсы за апрель 2015 года и доначисление за период с января по март 2015 года). В графе «Сумма к возмещению» указана сумма «– 450,02 рублей», которая образовалась в связи с тем, что за период с января по март 2015 года ответчик не имел сведений от другой ресурсоснабжающей организации ООО «ЖКХ» об объеме поставляемой холодной воды гражданам. При получении таких сведений, в частности, по квартире ФИО1 о фактическом потреблении ею холодной воды по показаниям водосчетчика, в соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835, ответчиком в апреле 2015 года было обоснованно установлено, что за спорный период ФИО1 к оплате выставлялась сумма меньше, чем была в декабре 2014 года. Этот факт также свидетельствует о том, что данному абоненту неправомерно занижалась сумма «прямой оплаты» (сумма, которая непосредственно уплачивается потребителем услуг) и увеличивалась сумма «компенсации» (сумма, которая компенсируется Обществу из бюджета). На основании этого, ответчиком было скорректировано начисление, отраженное в графе «сумма к возмещению». Информация о проведении данной корректировки с указанием периода была отражена в информационном разделе квитанции за апрель 2015 года.
Однако суд первой инстанции указанные обстоятельства не учел и не дал им оценки, что повлияло на правильность постановленного судом решения. При этом, доводы ответчика о правомерности произведенной ФИО1 корректировки сумм по оплате услуг тепловой энергии, начисленных в соответствии с тарифами, утвержденными нормативно-правовыми актами, стороной истца не опровергнуты, порядок перерасчета не оспорен, иной расчет не представлен.
Кроме этого, проверяя вывод суда первой инстанции о нарушении действиями ответчика прав ФИО1 на получение льгот по социальному обеспечению, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствии с абзацем 3 названной правовой нормы (статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд не наделен правом ограничения лица в выборе способа защиты. Только закон может ограничить в выборе способа защиты нарушенного права.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов должна осуществляться путем применения надлежащих способов защиты. То есть, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и избрать только тот способ защиты права, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права, характеру нарушения и подлежит применению в случаях, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего его применения.
Под способами защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспоренных прав. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца, как уже было отмечено, должен привести к восстановлению его нарушенных прав или оспоренных прав.
В данном случае, в интересах ФИО1 обратился в суд с иском прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Между тем, учитывая, что отделом социальной защиты населения администрации Балахтинского района Красноярского края (ОСЗН) начисление и выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% за период с 01.01.2015 года и по настоящее время не прекращалась и не приостанавливалась, факт получения и размер которой ФИО1 не оспаривается, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушения каких либо прав ФИО1 на получение льгот по социальному обеспечению, в частности, по оплате коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения иска прокурора, доводы которого об обратном основаны на ином толковании норм действующего законодательства, опровергаются материалами дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
При изложенном, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания судебной коллегии, а решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, как постановленное при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильном применении судом норм материального права (п.п. 3, 4 п. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что по делу не требуется установления новых юридически значимых обстоятельств, собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства дела установлены полно, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым, в иске прокурора в интересах ФИО1 к ОАО «КРЭК» отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 13 августа 2015 года – отменить. Принять по делу новое решение, которым:
В удовлетворении исковых требований прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к Акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» о признании действий по начислению и предъявлению к оплате счета на оплату услуг тепловой энергии за апрель 2015 года незаконными - отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи: