Судья Полянская Е.Н. Дело № 33-11476/2016 А-062г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Баимовой И.А.,
судей: Сударьковой Е.В., Беляковой Н.В.,
при секретаре Устюговой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску Петровой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Красноярска, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недоплаченной пенсии,
по апелляционной жалобе с дополнением к ней истца Петровой Т.В.,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 12 апреля 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Петровой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Красноярска, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недоплаченной пенсии отказать в полном объеме»
Заслушав докладчика, истца Петрову Т.В., ее представителя – Сафонову Н.К. (на основании ордера № от 24.08.2016г.) и представителя УПФ в Центральном районе г. Красноярска Маркевича А.Ю. (на основании доверенности от 20.02.2016г.), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Петрова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Красноярска о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недоплаченной пенсии. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска.
Требования истца мотивированы тем, что она работала в должности помощника народного депутата РФ созыва 1990-1995 годов, избранного от национально - территориального избирательного округа, в связи с чем, ей была назначена пенсия в соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 23.09.1993 №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов», размер пенсии на 01.11.2015 составляет <данные изъяты>. Считает, что размер пенсии занижен вследствие неправильного исчисления, в связи с чем неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, в чем было отказано с указание на индексацию ее пенсии в размерах и в сроки, которые предусмотрены для индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих. Полагает, что ответчик неправомерно не производил ей перерасчет пенсии, предусмотренный п.2 Указа Президента РФ №1435, а не индексацию пенсии, которая также предусмотрена данным Указом. Поскольку с соответствии с названным Указом, пенсия помощнику депутата Российской Федерации, избранному от территориального избирательного округа, исчисляется в размере 75% от одной трети общего месячного фонда оплаты труда трех помощников этого депутата (ч.2 п.2), то размер пенсии подлежит периодическому пересмотру, исходя из изменения общего месячного фонда оплаты труда помощников депутата. Вместе с тем, с 2003 года ответчик несмотря на неоднократное повышение общего месячного фонда оплаты труда помощников депутата, перерасчет размера пенсии ей не производил. В период с 01.10.2003г. по 01.10.2013г., размер ее пенсии индексировался всего 7 раз за 12 лет, что противоречит правилам исчисления пенсии, предусмотренным Указом Президента РФ № 1435. В результате разница между полагающейся истцу пенсией и фактически выплаченной в период с 01.10.2003г. по 01.04.2016г. составила 2 132 060 руб. С учетом увеличения требований истец просила взыскать задолженность по недоплаченной пенсии в указанном размере, представив расчет, согласно которому Управление ПФР (ГУ) в Свердловском районе г. Красноярска недоплатило ей 392 135, 30 руб., Управление ПФР (ГУ) в Центральном районе г. Красноярска-1739924, 60 руб., а также обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.10.2003 исходя из 1/3 общего месячного фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы и 75% от расчетной суммы, и установить месячный размер пенсии в сумме 41 266 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Петрова Т.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом при разрешении спора не правильно применены нормы материального права, предусматривающие перерасчет пенсии в связи с увеличением фонда оплаты труда, который ей не был произведен. Кроме того, указала на процессуальные нарушения при рассмотрении дела.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, выслушав истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Отказывая в иске Петровой Т.В., суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для перерасчета пенсии помощникам народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995г. в связи с увеличением общего месячного фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы. При этом суд пришел к правильному выводу о том, что назначенная истцу пенсия увеличивалась в спорный период в порядке и сроки, установленные нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения.
Судебная коллегия выводы суда признает верными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и их надлежащей юридической оценке в соответствии с положениями ст. ст. 56,67 ГПК РФ.
Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.09.1993 №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов» (подпункт «з» пункта 1) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, размер пенсии народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов был установлен не ниже 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 г.), а также предусмотрен периодический пересмотр указанной пенсии, исходя из увеличения заработной платы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации. Пунктом 2 названного Указа в первоначальной редакции действие пункта "з" пункта 1 распространено на помощников народных депутатов Российской Федерации, осуществлявших свою деятельность в соответствии со статьей 46 Закона РСФСР "О статусе народного депутата РСФСР".
Указом Президента РФ от 29.10.1996г. № 1500 пункт 2 дополнен абзацем, согласно которому пенсия помощнику народного депутата Российской Федерации, избранного от территориального избирательного округа, исчисляется в размере 75 процентов от одной трети общего месячного фонда оплаты труда трех помощников этого депутата, а пенсия помощнику народного депутата Российской Федерации, избранного от национально - территориального избирательного округа, - в размере 75 процентов от одной пятой общего месячного фонда оплаты труда пяти помощников этого депутата.
В соответствии с пунктом 3 Указа, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 16 декабря 1993 г. утверждена Инструкция № 1-49-У "О порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов,
Пунктом 4 Инструкции определен размер пенсии народным депутатам Российской Федерации и установлено, что пенсия подлежит согласно Указу периодическому пересмотру, исходя из увеличения заработной платы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации.
Пунктом 5 Инструкции установлено, что к пенсиям, назначенным в соответствии с Указом, надбавки не начисляются, не производится также повышение таких пенсий, за исключением случаев их перерасчета в соответствии с Указом.
В силу пункта 6 Инструкции, пенсионное обеспечение в соответствии с Указом помощников народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов осуществляется при соблюдении условий и правил, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4 и 5 настоящей Инструкции. При этом размер пенсии не может быть ниже 75 процентов заработной платы помощника народного депутата Российской Федерации на момент прекращения полномочий (21 сентября 1993 года).
Указом Президента РФ от 24.12.2013г. № 952 в Указ Президента РФ от 23.09.1993 г. № 1435 внесены изменения, в том числе пункт второй, которым установлено пенсионное обеспечение помощников депутата, дополнен указанием, что индексация указанной пенсии осуществляется в размерах и сроки, которые предусмотрены для индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Из вышеприведенных положений нормативных актов, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что до внесения вышеуказанных изменений Указом Президента РФ от 24.12.2013г. № 952 был установлен единый порядок перерасчета пенсий как для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 так и для их помощников - исходя из увеличения заработной платы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации. Иного порядка повышения пенсий для помощников депутатов до 01.09.2013г. предусмотрено не было.
Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 08.05.1994г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на помощников народных депутатов РСФСР созыва 1990 - 1995 годов распространяется действие положений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой статьи 29 настоящего Федерального закона, устанавливающих пенсионное обеспечение депутата Государственной Думы.
В силу ч.3, ч. 4 ст. 29 данного ФЗ установленная депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ежемесячная доплата к ежемесячному денежному вознаграждению пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы.
Поскольку иных установлений, распространяющих действие Федерального закона от 08.05.1994г. № 3-ФЗ на депутатов РСФСР созыва 1990 - 1995 годов и их помощников, названный Федеральный закон не содержит, при разрешении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положения указанного закона в части установления размера фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы и их последующего изменения не распространяются на пенсионные правоотношения помощников народных депутатов РСФСР созыва 1990 - 1995 годов.
При таких обстоятельствах, установление Федеральным Законом от 09.05.2005г. № 42-ФЗ общего месячного фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы в размере 3,34 ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы, а также определение Федеральным Законом от 12.11.2012г. № 178-ФЗ общего месячного фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы в размере 5,01 ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы не являлось основанием для перерасчета пенсии помощникам народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов.
Материалами дела подтверждено, что Петровой Т.В. с 28.03.1995г. назначена пенсия по старости как помощнику народного депутата созыва 1990-1995 годов в соответствии с Указом Президента РФ от 23.09.1993 №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов РФ созыва 1990-1995годов» в размере 75% от заработной платы помощника народного депутата, расчет которой с 13.11.1996г., в связи с внесением изменений в Указ Президента РФ был изменен и пенсия истцу установлена в размере 75% от одной трети общего месячного фонда оплаты труда трех помощников депутата.
Впоследствии в спорный период с 01.10 2003г. до 01.09.2013г. (введения в действие изменений в Указ Президента РФ от 23.09.1993 г. № 1435, внесенных Указом Президента РФ от 24.12.2013 № 952), размер пенсии истцу неоднократно пересматривался исходя из увеличения заработной платы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Периодичность и размер увеличения пенсии указанной категории пенсионеров подтверждены указаниями Пенсионного Фонда РФ, соответствуют Указам Президента РФ, на основании которых пересчитывалось денежное вознаграждения для лиц, замещающих государственные должности в РФ. Правильность перерасчета размера пенсии в данном порядке истцом по существу не оспаривается, как и правильность индексации суммы пенсии с 01.09.2013г. до настоящего времени.
Учитывая, что законных основания для перерасчета пенсии Петровой Т.В. с 01.10 2003г. по 01.09.2013г. в ином порядке (в соответствии с изменением общего месячного фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы) не имелось, вывод суда об отказе в иске основан на положениях норм действующего в спорный период времени законодательства и не противоречит установленным по делу обстоятельствам. Доказательств, свидетельствующих об обратном, истцом в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы истца аналогичны его позиции в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Данные доводы не могут повлечь отмену состоявшегося решения. Ссылок на иные обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы суда, в жалобе и дополнениях к ней не содержится.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 12 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Петровой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: