КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Ежелева Е.А. Дело № 33-11946/2020
24RS0040-02-2020-000080-63
А-2.075г
23 ноября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Киселевой А.А.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Стаховой Ольги Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, досрочно назначить страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе Стаховой О.Н.
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 23 июля 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Стаховой Ольги Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, досрочно назначить страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края от 05 июня 2019 года № 190000015891/360915/19 незаконным в части отказа в принятии к зачету в стаж работы следующих периодов: с 11 января 2009 года по 11 февраля 2009 года, с 16 мая 2011 года по 27 мая 2011 года, с 05 июля 2011 года по 05 августа 2011 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края включить в страховой стаж Стаховой Ольги Николаевны периоды работы в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Норильская городская поликлиника № 2» на должности медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники периоды: с 11 января 2009 года по 11 февраля 2009 года, с 16 мая 2011 года по 27 мая 2011 года, с 05 июля 2011 года по 05 августа 2011 года, а также включить в непрерывный трудовой стаж перерыв в работе с 30 марта 1995 года по 03 апреля 1995 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований: о включении в стаж работы периодов: с 01 сентября 1989 года по 28 декабря 1991 года – обучение в Норильском медицинском училище, с 02 января 1992 года по 14 июля 1993 года, с 20 июля 1993 года по 31 декабря 1993 года, с 01 января 1994 года по 27 июня 1994 года, с 05 июля 1994 года по 19 марта 1995 года – работа медицинской сестрой в хирургическим отделении ГБ № 1 в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев; с 09 ноября 2009 года по 03 апреля 2010 года – работа в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Норильская городская поликлиника № 2» на должности медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники; а также о понуждении УПФР назначить страховую пенсию досрочно с даты обращения – 13 мая 2019 года, отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стахова О.Н. обратилась в суд с требованиями к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края о признании незаконным решения от 05 июня 2019 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости периоды: с 01 сентября 1989 года по 28 декабря 1991 года – обучение в Норильском медицинском училище, с 02 января 1992 года по 14 июля 1993 года, с 20 июля 1993 года по 31 декабря 1993 года, с 01 января 1994 года по 27 июня 1994 года, с 05 июля 1994 года по 19 марта 1995 года – работа медицинской сестрой в хирургическим отделении в Норильской межрайонной больнице № 1, в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, с 11 января 2009 года по 11 февраля 2009 года, с 09 ноября 2009 года по 03 апреля 2010 года, с 16 мая 2011 года по 27 мая 2011 года, с 05 июля 2011 года по 05 августа 2011 года – работа в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Норильская городская поликлиника № 2» на должности медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники, включить в непрерывный медицинский трудовой стаж перерыв в работе с 30 марта 1995 года по 03 апреля 1995 года, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения – 13 мая 2019 года.
Требования мотивировала тем, что 13 мая 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 05 июня 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С данным решением истец не согласна, указывает, что с учетом периодов, необоснованно исключенных ответчиком из специального стажа, ее медицинский стаж на 13 мая 2019 года составил 31 год 4 дня, в связи с чем отказ в досрочном назначении пенсии по мотиву отсутствия требуемого стажа, по ее мнению, является незаконным.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Стахова О.Н. просит отменить решение суда в части, в которой ей было отказано в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) – Королеву А.С., выразившую не согласие с решением суда в части удовлетворения требований истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Данные периоды могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3 и 4 статьи 30).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 января 2004 г. N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
При исчислении права на досрочную пенсию по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исчисление стажа может производиться по двум вариантам:
В соответствии со Списками и Правилами от 20 октября 2002 г. N 781 ко всем периодам работы;
В рамках старого законодательства, то есть с применением Списков и Правил, которые действовали ранее, однако в этом случае применение списков и правил рассматривается последовательно к тем периодам работы, когда эти списки и правила действовали.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 19 Постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 01 ноября 1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 г.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого Постановления предусмотрено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы засчитывается как один год и 6 месяцев, то данный стаж до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 24 августа 1990 г. N 848 "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий", пункт 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190 и статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Нормативно-правовыми актами о порядке ведения трудовых книжек (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. "О трудовых книжках", Постановление Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек", Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. N 162) не предусматривается внесение сведений в трудовую книжку о характере выполняемой работы или условиях труда.
В наименовании должности могут быть необходимые для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение данные.
В случае, когда Списками производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение предусмотрены дополнительные требования к характеру и условиям труда, предприятием (организацией) должна представляться справка, выданная на основании первичных документов (приказы о зачислении на работу, переводе, увольнении, должностные инструкции, технический паспорт оборудования, инвентарный список основных средств, наряды на выполнение работ, технология производства и т.д.), соответствующих по времени периода работы.
Как видно из дела, Стахова О.Н. 08 мая 2019 года обратилась в УПФ РФ в г.Норильске Красноярского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 05 июня 2019 года № 190000015891/360915/19 Стаховой О.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности. Согласно данному решению стаж на соответствующих видах работ Стаховой О.Н. составил 26 лет 8 месяцев 19 дней при требуемом стаже 30 лет. При этом, не включены в специальный стаж истца периоды работы:
- с 1 июля 1989 года по 04 июля 1991 года, с 10 июля 1991 года по 01 января 1992 года (2 года 5 месяцев 26 дней календарно) в должности санитарки уборщицы в Норильской межрайонной больнице № 1 со ссылкой на Постановление Совета Министров СССР от 06 сентября 1991 года № 464,
- с 01 сентября 1989 года по 27 декабря 1991 года (2 года 3 месяца 26 дней календарно) - период обучения в КГБПОУ «Норильское медицинское училище №1» по специальности «Медицинская сестра», в связи с тем, что законодательство не предусматривает такую возможность;
- с 28 ноября 1998 года по 31 мая 1999 года (6 месяцев 4 дня календарно) – периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком, в связи с тем, что в указанный период не выполнялась работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение;
- с 11 января 2009 года по 11 февраля 2009 года, с 09 ноября 2009 года по 03 апреля 2010 года, с 16 мая 2011 года по 27 мая 2011 года, с 05 июля 2011 года по 05 августа 2011 года (7 месяцев 9 дней календарно) в должности фармацевта в Норильской городской больнице № 2, в связи с тем, что Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и Перечнем структурных подразделений и должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066, наименование должности «фармацевта» не предусмотрено;
- с 05 июля 1991 года по 09 июля 1991 года, с 15 июля 1993 года по 19 июля 1993 года, с 28 июня 1994 года по 04 июля 1994 года, с 20 марта 1995 года по 29 марта 1995 года, с 26 июля 1996 года по 30 июля 1996 года, с 21 октября 1997 года по 25 октября 1997 года, с 05 ноября 2002 года по 14 ноября 2002 года, с 14 ноября 2003 года по 17 ноября 2003 года, с 12 сентября 2008 года по 15 сентября 2008 года, с 13 ноября 2018 года по 16 ноября 2018 года (01 месяц 29 дней календарно) – отпуска без сохранения заработной платы, дни проезда к месту отдыха, курсы повышения квалификации и другие отвлечения со ссылкой на п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
Этим же решением периоды работы истца в должности медицинской сестры в хирургическом отделении в Норильской межрайонной больнице № 1 с 02 января 1992 года по 14 июля 1993 года, с 20 июля 1993 года по 31 декабря 1993 года (2 года 11 месяцев 23 дня) включены в специальный стаж в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев; периоды работы истца в должности медицинской сестры процедурного кабинета в хирургическом отделении в Норильской межрайонной больнице № 1 (01 год 02 месяцы 12 дней) зачтены в специальный стаж и исчислены календарно со ссылкой на Постановление Совета Министров СССР от 06 сентября 1991 года № 464.
Не согласившись с решением суда в части отказа во включении в льготный стаж период учебы, период работы в должности фармацевта, в исчислении стажа работы в должности процедурной медсестры в хирургическом в ГБ №1 с 02 января 1992 года по 14 июля 1993 года, с 20 июля 1993 года по 31 декабря 1993 года, с 01 января 1994 года по 27.06.1994 года, с 05.07.1994 года по 19.03.1995 года без учета 1 год за 1 год 6 мес., в исчислении медицинского стажа без учета 5 дней при переходе из одного медицинского учреждения в другое, Стахова О.Н. обратилась с иском в суд, где просила признать решение пенсионного органа в оспариваемой части незаконным, назначить льготную пенсию с 13 мая 2019 года, взыскать расходы по госпошлине.
Суд, принимая решение о частичном удовлетворении требований истицы, исходил из того, что пенсионным органом неправомерно не включены в льготный стаж периоды работы Стаховой О.Н. в должности фармацевта с 11 января 2009 года по 11 февраля 2009 года, с 16 мая 2011 года по 27 мая 2011 года, с 05 июля 2011 года по 05 августа 2011 года, а также необоснованно не включен в непрерывный стаж перерыв в работе с 30 марта 1995 года по 03 апреля 1995 года, отказав в удовлетворении требований в остальной части, так как нарушений пенсионным органом не установлено.
Соглашаясь с выводом суда в части отказа в удовлетворении требований истицы о включении в стаж работы периодов: с 01 сентября 1989 года по 28 декабря 1991 года – обучение в Норильском медицинском училище, с 02 января 1992 года по 14 июля 1993 года, с 20 июля 1993 года по 31 декабря 1993 года, года – работа медицинской сестрой в хирургическим отделении ГБ № 1 в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев; с 09 ноября 2009 года по 03 апреля 2010 года – работа в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Норильская городская поликлиника № 2» на должности фармацевта; а также о понуждении УПФР назначить страховую пенсию досрочно с даты обращения – 13 мая 2019 года, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении требований истицы в части обязания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края включить в страховой стаж Стаховой Ольги Николаевны периоды работы в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Норильская городская поликлиника №2» на должности медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники периоды: с 11 января 2009 года по 11 февраля 2009 года, с 16 мая 2011 года по 27 мая 2011 года, с 05 июля 2011 года по 05 августа 2011 года, включить в непрерывный медицинский трудовой стаж перерыв в работе с 30 марта 1995 года по 03 апреля 1995 года, а также об отказе в удовлетворении требований истицы о льготном исчислении периода работы с 01 января 1994 года по 27 июня 1994 года, с 05 июля 1994 года по 19 марта 1995 в должности процедурной медсестры в хирургическом отделении ГБ №1, с учетом нижеизложенного.
Так, разрешая требования истицы о включении в льготный стаж период работы с 11 января 2009 года по 11 февраля 2009 года, с 09 ноября 2009 года по 03 апреля 2010 года, с 16 мая 2011 года по 27 мая 2011 года, с 05 июля 2011 года по 05 августа 2011 года в должности фармацевта, суд правомерно не включил период работы с 09 ноября 2009 года по 03 апреля 2010 года, указав, что должность не предусмотрена Списками, дающими право на льготную пенсию.
Вместе с тем, включая истице в льготный стаж период работы с 11 января 2009 года по 11 февраля 2009 года, с 16 мая 2011 года по 27 мая 2011 года, с 05 июля 2011 года по 05 августа 2011 года, суд исходил из того, что истица в данный период работала в МБУЗ «Городская поликлиника №2» в должности медицинской сестры процедурной, что предусмотрено Списками, не менее 80% рабочего времени, и по совместительству фармацевтом в МУЗ «Медико-санитарная часть №2».
Судебная коллегия находит данный вывод суда необоснованным, поскольку судом дана неверная оценка представленным по делу доказательствам.
Так, из уточненной справки работодателя от 29 апреля 2020 года № 68, представленной в суд первой инстанции, а также из имеющихся в деле приказов за спорный период, табелей учета рабочего времени, следует, что в спорные периоды истица работала фармацевтом на основании приказов на полную ставку, а совместительство у нее было на 0,5 и 0,75 ставки по должности медицинской сестры процедурной, в связи с чем в ходе рассмотрения дела не установлено, что Стахова О.Н. в спорные периоды по совместительству по должности медицинской сестры процедурной выполняла работу в объеме более 80% рабочего времени. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями ИЛС.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает подлежащим отмене решение суда в данной части с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Доводы истицы о незаконности перевода в данный период на должность фармацевта судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку перевод оформлен в соответствии с требованиями трудового законодательства, с согласия истицы.
Разрешая требования истицы о включении в непрерывный медицинский трудовой стаж перерыв в работе с 30 марта 1995 года по 03 апреля 1995 года, который произошел при переходе истца с одной работы КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №1», где она работала по 29 марта 1995 года, на другую – в КГБУЗ «Норильская городская поликлиника №2», куда она была трудоустроена с 04 апреля 1995 года, и удовлетворяя их со ссылкой на пункт 2 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252 (в ред. постановлений Совмина СССР от 27.12.1983 N 1225, от 24.11.1990 N 1177, постановления Кабинета Министров СССР от 01.07.1991 N 432) (СП СССР, 1973 N 10 ст. 51; 1984 N 4 ст. 19; 1990 N 31 ст. 150; 1991 N 20 ст. 78), согласно которому при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено настоящими Правилами и другими нормами действующего законодательства, судебная коллегия находит данный вывод суда неверным с учетом того, что действующее трудовое законодательство не предусматривает такого понятия как «непрерывный трудовой стаж», а, кроме того, ссылка суда на вышеуказанные Правила неправомерна, так как спор идет о включении данного периода в льготный медицинский стаж, дающий право выхода на пенсию досрочно, что данными Правилами не регулируется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истицы о включении в непрерывный медицинский трудовой стаж перерыв в работе с 30 марта 1995 года по 03 апреля 1995 года.
Разрешая требования истицы о включении в льготный стаж период обучения в Норильском медицинском училище с 01 сентября 1989 года по 28 декабря 1991 года и отказывая в их удовлетворении, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку ни действующим, ни ранее действовавшим законодательством не предусмотрено включение учебы по медицинской специальности в специальный стаж для назначения страховой пенсии, то оснований для включения данного периода обучения не имеется.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правомерным, основанным на верном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что судом необоснованно не применены положения пп. и п. 109 Постановления Совмина СССР от 03 августа 1972 года №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку данные положения регулируют включение периодов обучения в медучилищах в общий трудовой стаж, а не в специальный, на чем настаивает истица.
Разрешая требования истицы о включении в льготный стаж как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы медицинской сестрой в хирургическом отделении ГБ № 1: с 02 января 1992 года по 14 июля 1993 года, с 20 июля 1993 года по 31 декабря 1993 года, с 01 января 1994 года по 27 июня 1994 года, с 05 июля 1994 года по 19 марта 1995 года и отказывая в их удовлетворении, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно указал, что период работы с 02 января 1992 года по 14 июля 1993 года, с 20 июля 1993 года по 31 декабря 1993 года включен пенсионным органом в льготном исчислении, поскольку представлены доказательства, что истица работала в должности медицинской сестры в хирургическом отделении стационара.
При этом, суд первой инстанции указал, что для льготного исчисления периода работы с 01 января 1994 года по 27 июня 1994 года, с 05 июля 1994 года по 19 марта 1995 года не имеется правовых оснований, поскольку истица в данные периоды занимала должность медицинской сестры процедурного кабинета в хирургическом отделении стационара, которая не относится к среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении требований истицы о зачете периода работы с 01 января 1994 года по 27 июня 1994 года, с 05 июля 1994 года по 19 марта 1995 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку судом первой инстанции не верно указана должность истицы, а, кроме того, не учтено, что в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 в льготном исчислении засчитывается работа среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, а из представленных в дело доказательств, а именно трудовой книжки Стаховой О.Н., справки работодателя, штатного расписания следует, что истица в спорный период работала в должности процедурной медсестры, что относится к среднему медицинскому персоналу, в хирургическом отделении стационара, что дает ей право на льготное исчисление данного периода работы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы истицы о неверном решении суда в данной части, в связи с чем, судебная коллегия находит необходимым решение суда в данной части отменить, принять новое решении об удовлетворении требований Стаховой О.Н. о включении периода работы с 01 января 1994 года по 27 июня 1994 года, с 05 июля 1994 года по 19 марта 1995 года в должности процедурной медсестры в хирургическом отделении в Норильской межрайонной больнице № 1 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
С учетом того, что у истицы на момент подачи заявления - 13 мая 2019 года – не имеется необходимого стажа работы 30 лет, то судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований истицы о назначении ей льготной пенсии.
Доводы апелляционной жалобы истицы о необоснованном невключении в льготный стаж период обучения были предметом тщательного судебного разбирательства, правомерно признаны несостоятельными с приведением убедительных доводов в решении, с которыми судебная коллегия согласилась.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 23 июля 2020 года о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края от 05 июня 2019 года №190000015891/360915/19 незаконным в части отказа в принятии к зачету в стаж работы следующих периодов: с 11 января 2009 года по 11 февраля 2009 года, с 16 мая 2011 года по 27 мая 2011 года, с 05 июля 2011 года по 05 августа 2011 года, возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края включить в страховой стаж Стаховой Ольги Николаевны периоды работы в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Норильская городская поликлиника №2» на должности медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники периоды: с 11 января 2009 года по 11 февраля 2009 года, с 16 мая 2011 года по 27 мая 2011 года, с 05 июля 2011 года по 05 августа 2011 года, а также включить в непрерывный трудовой стаж перерыв в работе с 30 марта 1995 года по 03 апреля 1995 года, отменить.
Принять по делу в данной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Решение в части отказа в удовлетворении требований Стаховой О.Н. о зачете периода работы с 01 января 1994 года по 27 июня 1994 года, с 05 июля 1994 года по 19 марта 1995 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, отменить.
Принять в данной части новое решение о возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Норильске Красноярского края включить в страховой стаж Стаховой Ольги Николаевны период работы с 01 января 1994 года по 27 июня 1994 года, с 05 июля 1994 года по 19 марта 1995 года в должности процедурной медсестры в хирургическом отделении в Норильской межрайонной больнице № 1 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Стаховой О.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Киселева А.А.