Судья Романова А.В. Дело № 33-12483/2023 2.070
Дело № 2-265/2023 УИД 24RS0031-01-2023-000036-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КРАСНОЯСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
20 ноября 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.,
судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Блиновой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А. гражданское дело по исковому заявлению Новичковой Людмилы Николаевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на перерасчет страховой пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОСФР по Красноярскому краю Рамбургер О.А.
на решение Курганского районного суда Красноярского края от 17 июля 2023 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Новичковой Людмилы Николаевны (паспорт №) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Красноярскому краю (ИНН № о признании права на перерасчет страховой пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии удовлетворить частично.
Признать право Новичковой Людмилы Николаевны на перерасчет страховой пенсии в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 29.06.2022 по 14.08.2022.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Новичкова Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о перерасчете страховой пенсии, взыскании недополученных сумм.
Требования мотивировала тем, что является получателем страховой пенсий по старости с 17.08.2009, размер ее пенсии в настоящее время составляет 15 537,69 руб. В период с 20.11.1984 по 29.06.2022 она работала в МБОУ Курагинская СОШ № 1 в должности учитель английского языка. Согласно приказу № 121 МБОУ Курагинской СОШ № 1 от 17.06.2022 № Новичкова Л.Н. была уволена с 29.06.2022 на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию. В октябре 2022 года Новичкова Л.Н. индексацию пенсии не получила в связи с чем 20.10.2022 обратилась в Клиентскую службу в пгт. Курагино ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете пенсии. Решением фонда в перерасчете пенсии было отказано. Из ответа фонда от 28.11.2022 следовало, что по сведениям из АИС ПФР-2 Новичкова Л.Н. уволена из МБОУ Курагинская СОШ № 1 с 29.06.2022 и вновь принята в это учреждение с 15.08.2022, по сведениям информационного портала (ИПК ВИР) в июле 2022 года Новичкова Л.Н. осуществляла работу к КГКСУ «Центр оценки качества образования». Согласно записям в трудовой книжке Новичковой Л.Н. датой окончания трудовой деятельности в МБОУ Курагинская СОШ № 1 является 29.06.2022, что также подтверждается приказом от 17.06.2022 № 122/3 о прекращении (расторжении) трудового договора с 29.06.2022. Новичкова Л.Н. с 15.08.2022 возобновила трудовую деятельность, трудоустроившись в МБОУ Курагинской СОШ № 1, что также подтверждается приказом от 15.08.2022 № о приеме на работу. Период отсутствия трудовой деятельности составляет более одного полного месяца с 29.06.2022 по 14.08.2022 Согласно справке КГКСУ ЦОКО от 18.10.2022 № Новичкова Л.Н. привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора в пункте приема проведения экзамена с 26.05.2022 по 29.06.2022 на основании приказа Министерства образования Красноярского края от 19.05,2022 № № без заключения трудового договора и договора гражданско-правового характера с КГКСУ ЦОКО. В июле 2022 года Новичковой Л.Н. на основании личного заявления и представленных документов в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, Приказом КГКСУ ЦОКО от 25.07.2022 № была назначена выплата в размере 15 948,50 руб. за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 26.05.2022 по 29.06.2022. Выплата компенсаций производится в установленные Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 452-п сроки. Соответственно КГКСУ ЦОКО была подана отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в августе 2022 года. Согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 13.12.2022 № 100-22-004-2672-0782 суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (размер пенсии после прекращения трудовой деятельности работающего пенсионера) составляет 25 667,72 руб. Разница между фактически выплачиваемой страховой пенсией и вышеуказанной составляет 10 130,03 руб. За период с 01.07.2022 по 31.12.2022 задолженность с учетом перерасчета составляет 60 780,18 руб. Просила признать ее право на перерасчет страховой пенсии в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 29.06.2022 по 14.08.2022, взыскать с фонда в ее пользу компенсацию с учетом перерасчета страховой пенсии за период с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 60 780,18 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением Курагинского районного суда Красноярского края от 19.04.2023 произведена замена ответчика с ГУ-ОПФ РФ по Красноярскому краю на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю).
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
Дополнительным решением Курганского районного суда Красноярского края от 24 августа 2023 года постановлено взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Красноярскому краю в пользу Новичковой Людмилы Николаевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю Рамбургер О.А. просит решение от 17.07.2023 отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что КГКСУ ЦОКО представил сведения о работе истца в июле 2022 года, а МБОУ Курагинской СОШ № 1 о работе истца в июне и августе 2022 года, на период с июня 2022 года по августа 2022 года истец являлась работающим пенсионером, следовательно, право на индексацию размера пенсии не имела, с заявлением о корректировке индивидуального лицевого счета не обращалась, как и с заявлением о перерасчете пенсии с учетом индексации, решение об отказе в перерасчете фондом не выносилось.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных о месте, дате и времени его проведения надлежащим образом, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 статьи 18 Федерального закона №400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 3 статьи 26.1 указанного Федерального закона пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
В силу части 4 данной статьи, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу частей 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ). Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 9 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ), при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, года, Новичкова Л.Н. с 17.08.2009 является получателем пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 18 446,98 руб., что подтверждается справкой о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 13.12.2022.
По сведениям о трудовой деятельности, представленным из информационных ресурсов Пенсионного Фонда РФ, Новичкова Л.Н. с 29.06.2022 была уволена из МБОУ «Курагинская СОШ № 1» с должности учителя по собственному желанию на основании приказа от 17.06.2022 № №, а с 15.08.2022 Новичкова Л.Н. принята на должность учителя МБОУ «Курагинская СОШ № 1», что следует из приказом от 15.08.2022 №.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Новичкова Л.Н. в период 01.01.2022 по 29.06.2022 и в период с 15.08.2022 по 31.12.2022 трудоустроена МБОУ «Курагинская СОШ № 1», в период с 01.07.2022 по 31.07.2022 трудоустроена в КГКСУ «ЦОКО».
Из ответов ОПФР по Красноярскому краю от 31.10.2022, от 28.11.2022 следует, что в отношении Новичковой Л.Н. имеются следующие сведения: за отчетный период «июль 2022 года» предоставлена отчетность по форме СЗВ- М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 15.04.2021 № 103п, страхователем КГКСУ «ЦОКО» (регистрационный номер в ПФР №); МБОУ «Курагинская СОШ № 1» (регистрационный номер в ПФР №) предоставило сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п, с указанием кадрового мероприятия «УВОЛЬНЕНИЕ» (дата кадрового мероприятия - 29.06.2022) и с указанием кадрового мероприятия «ПРИЕМ» (дата кадрового мероприятия —15.08.2022). Таким образом, согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Новичкова Л.Н. является работающей, выплата пенсии производится без учета сумм индексации.
В справке КГКСУ «ЦОКО» от 18.10.2022 № указано, что Новичкова Л.Н., 13.02.1959 года рождения, не является работником КГКСУ «ЦОКО» и ранее в КГКСУ «ЦОКО» не работала. На основании приказа министерства образования Красноярского края от 19.05.2022 № № без заключения трудового договора и договора гражданско-правого характера с КГКСУ «ЦОКО» привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве члена государственной экзаменационной комиссии в пункте проведения экзамена (далее ППЭ) с 26.05.2022 по 29.06.2022 в соответствии с ведомостью учета времени исполнения функций в ППЭ. Новичковой Л.Н. на основании личного заявления и представленных документов в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, приказом КГКСУ «ЦОКО» от 25.07.2022 № 273-гиа и № 274-гиа была назначена выплата компенсации в размере 11 078 руб. и 4 870,50 руб., соответственно, за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 26.05.2022 по 29.06.2022. Указанная выплата компенсации за вычетом НДФЛ проведена КГКСУ «ЦОКО» в установленные Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п сроки. В соответствии с ответом ПФР по Красноярскому краю № о включении лиц, привлекаемых к подготовке и проведению ГИА в формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ КГКСУ «ЦОКО» обязан указанных лиц включать в отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, невзирая на то, что привлеченные лица не являются работниками КГКСУ «ЦОКО» и не работают, то есть фактически могут являться безработными или неработающими пенсионерами. КГКСУ «ЦОКО» не имеет информации о лицах, привлеченных к исполнению функций в ППЭ, состоят они трудовых отношениях с какими-либо организациями или нет, уволились ли они, вышли ли на пенсию.
Согласно ответу КГКСУ «ЦОКО» от 10.05.2023 № табель учета рабочего времени работников ИГО составляется и ведется руководителем ППЭ. КГКСУ «ЦОКО» не ведет табель рабочего времени работников ППЭ, так как они не являются работниками КГКСУ «ЦОКО». У КГКСУ «ЦОКО» нет полномочий вести учет рабочего времени работников ППЭ, так как КГКСУ «ЦОКО» не является работодателем для лиц, привлекаемых для организации и проведения государственной итоговой аттестации (ГИА). Лица, участвующие в проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА) направляются в ППЭ уполномоченным Правительством Красноярского края органом исполнительной власти Красноярского края и сфере образования (Министерство образования Красноярского края) приказами. Эти приказы министерства образования находятся в каждом ППЭ и в каждой школе, у непосредственного работодателя лиц. Руководитель ППЭ назначается приказом Министерства образования (не КГКСУ «ЦОКО») и не является работником КГКСУ «ЦОКО». Табель учета рабочего времени работников ППЭ находится у руководителя ППЭ.
В списке состава организаторов пунктов проведения экзаменов (ППЭ) для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основанного общего образования в форме основного государственного экзамена в Красноярском крае в основной период 2022 год и их распределение между ППЭ, являющегося приложением № 3 к приказу министерства образования Красноярского края от 05.05.2022 №, в графе под № 98 значится Новичкова Л.Н. – организатор ППЭ, место работы - МБОУ «Курагинская СОШ № 1», место расположения ППЭ - МБОУ «Курагинская СОШ № 1».
Из табеля учета рабочего времени работников ППЭ с 19.05.2022 по 09.07.2022 следует, что Новичкова Л.Н. – организатор ППЭ за май-июль 2022 года отработала 25,5 час., в том числе 27.05.2022, 01,07,15,22 июня 2022 г., в связи с чем, Новичковой Л.Н. произведена выплата за проведение ГИА, что подтверждается платежным поручением от 29.07.2022 № 1065892, при этом в июле рабочих дней не указано.
По выписке состояниЯ вклада оформленного на Новичкову Л.Н. следует, что в период с августа по декабрь 2022 г. ей ежемесячно поступала сумма пенсии в размере 15 537,69 руб., в июле 2022 года начислена пенсия в размере 15 323,46 руб.
Из представленных МБОУ «Курагинская СОШ № 1» табелей учета использования рабочего времени усматривается, что по должности учителя Новичковой Л.Н. за май 2022 г. учитывается 30 часов, за июнь 2022 г. - 30 часов., за август 2022 г. – 18,5 час., при этом в июле 2022 г. Новичкова Л.Н. в качестве работника не значится.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец прекратила осуществление работы с 29.06.2022 по 14.08.2022, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ имела право на перерасчет размера пенсии как неработающий пенсионер, поскольку на 01.07.2022 истец не была трудоустроена, а прием истца на работу имел место 15.08.2022, в связи с чем, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца, признав за Новичковой Л.Н. право на перерасчет страховой пенсии, в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 29.06.2022 по 14.08.2022.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции не может признать верными, поскольку они постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.
Так, согласно статье 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения (по форме СЗВ-М), где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2.4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу, приостановления и возобновления действия трудового договора и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются: с 01.01.2020 - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 01.01.2020 у данного страхователя (подпункт 1 пункта 2.5 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 №211н, индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2018 №1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от №27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ пенсионер наделен правом представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Такое правовое регулирование в рамках правового механизма исчисления размера страховой пенсии направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
В силу пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 №545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ, выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом №27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ).
В письме Минфина России от 10.10.2019 №03-15-07/77728 разъяснено, что компенсации, выплачиваемые педагогическим работникам за выполнение работ по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, признаются объектом обложения страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.
Как следует из материалов дела и представленных в суд апелляционной инстанции доказательств, в том числе: сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М; перечня сведений, содержащихся на индивидуально лицевом счете застрахованного лица, по состоянию на 12.10.2023; выписки из индивидуального лицевого счета Новичковой Л.Н. по состоянию на 14.11.2023, страхователем КГКСУ «ЦОКО» 12.08.2022 по форме СЗВ-М «исхд» по электронным каналам связи были переданы сведения о застрахованных лицах, в том числе в отношении Новичковой Л.Н., за отчетный период 7 (июль) 2022 г.
При этом в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Новичковой Л.Н. указаны сведения о ее работе в КГКСУ «ЦОКО» в период с 01.07.2022 по 31.07.2022.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент обращения истца с заявлением о перерасчете пенсии - на 20.10.2022, ОСФР по Красноярскому краю располагало информацией об осуществлении истцом в июле 2022 г. оплачиваемой трудовой деятельности на основании представленных КГКСУ «ЦОКО» в установленном законом порядке сведений, которые не были отменены в порядке действующего законодательства (форма СЗВ-М с типом «Отменяющая» не подавалась), соответствуют форме СЗВ-СТАЖ, расхождений между указанными формами не выявлено, при этом, пенсионный орган не вправе самостоятельно корректировать поданные организациями-работодателями сведения без внесения соответствующих изменений в данные персонифицированного учета и при определении оснований перерасчета обязан руководствоваться исключительно сведениями персонифицированного учета, наличие в данных индивидуального персонифицированного учета сведений о Новичковой Л.Н. как о работающем лице в июле 2022 г. свидетельствуют о правомерности отказа ответчика в перерасчете страховой пенсии с 01.07.2022.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пенсионный орган действовал в рамках предоставленных ему полномочий, исходя из сведений, представленных страхователем, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных Новичковой Л.А. требований, предъявленных к пенсионному органу, о признании за ней право на перерасчет пенсии в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 29.06.2022 по 14.08.2022, не имелось.
При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Новичковой Л.Н. к ОСФР по Красноярскому краю о признании права на перерасчет страховой пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328–330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курганского районного суда Красноярского края от 17 июля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Новичковой Людмилы Николаевны, предъявленных к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, отказать.
Председательствующий: И.А. Баимова
Судьи: Н.В. Белякова
О.В. Охременко
Апелляционное определение изготовлено 21 ноября 2023 года.