Судья Дунина О.А. Дело № 33-5117/2017
А-178г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 апреля 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макаровой Ю.М.,
судей Деева А.В., Плаксиной Е.Е.,
при секретаре Тарасовой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 в интересах БАС к администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня по месту жительства, возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от <дата>, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 в интересах несовершеннолетней БАС к администрации г. Красноярска, Главному управлению образованию администрации г. Красноярска о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня по месту жительства, возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском в интересах БАС к администрации г. Красноярска о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня по месту жительства, возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что ее опекаемая БАС, <дата> года рождения, состоит на учете по предоставлению места в детском саду со <дата>, относится к льготной категории граждан «дети, находящиеся под опекой», текущий номер по состоянию на <дата> – 247. БАС осталась без попечения родителей (сирота) и до <дата> являлась воспитанницей детского дома, то есть ранее поставить ребенка на учет не представлялось возможным. До настоящего времени доступ к дошкольному образованию через предоставление места в МДОУ не предоставлен. Представителями администрации г. Красноярска в предоставлении доступа к МДОУ в группе полного дня отказано. Так как место в МДОУ Октябрьского района г. Красноярска в настоящий момент не предоставлено, она (ФИО1), будучи единственным источником финансового благополучия семьи, вынуждена выйти на работу, то ее опекаемая БАС посещает частный детский сад. Неисполнение обязательств администрации по предоставлению доступа в МБДОУ для неё существенные убытки порядка 156 000 рублей в год (средняя цена за частный детский сад в районе проживания).
Просит обязать администрацию г. Красноярска предоставить малолетней опекаемой БАС, <дата> года рождения, проживающей по <адрес> доступ к дошкольному образованию в возрастной группе от 1,5 до 3 лет путем предоставления места в дошкольном образовательном учреждении Октябрьского района г. Красноярска, согласно перечня дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания (в МБДОУ №, №), в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу; взыскать с администрации г. Красноярска компенсацию фактических произведенных расходов за посещение частных детских садов за период с <дата> по <дата> в размере 49 050 рублей; обязать администрацию г. Красноярска компенсировать фактически произведенные расходы за посещение частных детских садов за период с <дата> до фактического посещения ребенком МБДОУ Октябрьского района г. Красноярска в размере 13 000 рублей ежемесячно; взыскать с администрации г. Красноярска сумму морального ущерба в размере 50 000 рублей.
С учетом последних уточнений просит взыскать с ответчика администрация г. Красноярска компенсацию фактически понесенных расходов за посещение нескольких частных детских садов в размере 109 050 рублей.
Определением Центрального районного суда г. Красноярска от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление образования администрации города Красноярска.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, вынести по делу новое, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права. Указывает на доводы, послужившие основанием для обращения в суд.
На поданную апелляционную жалобу представлено возражение представителем Главного управления образования администрации г. Красноярска ФИО2, в котором просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах заявленных требований, выслушав объяснение ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируются.
Как установлено положениями ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Согласно положениям ст. 9 данного Федерального закона организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Дошкольное образование является одним из уровней общего образования в Российской Федерации (ч.4 ст.10 указанного Федерального закона).
В соответствии со ст. 67 указанного Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1).
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч.2).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч.3).В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч.4).
Согласно ч. 1 ст. 55 указанного Федерального закона прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
На основании ч. 8 ст. 55 указанного Федерального закона порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления в части организации предоставления дошкольного образования в городе Красноярске утвержден порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений (постановление администрации города от 22.05.2007 № 304).
Настоящее Положение регламентирует порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп муниципальных общеобразовательных учреждений. Согласно указанному Положению, учет и регистрацию детей для определения в дошкольные группы муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста и муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в том числе учреждения компенсирующего вида, комбинированного вида осуществляют управления образования администраций районов в городе (п.2.6). Количество групп в учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости (п. 2.17). Ребенок, принятый в группу кратковременного пребывания, продолжает состоять на учете для определения в учреждение (п.2.18).
Положением о комплектовании МДОУ (п. 2.1, 2.4, 2.9.1) определено, что комплектование учреждений на новый учебный год проводится ежегодно с 1 апреля по 1 сентября. Места в учреждениях предоставляются в порядке очереди. Наличие у родителей (законных представителей) права на внеочередной или первоочередной прием их детей в учреждение подтверждается соответствующими документами при постановке на учет и на момент выдачи направления. Подтверждающие документы хранятся у специалистов, осуществляющих выдачу направления. Выдача направлений на следующий учебный год осуществляется с 1 июня текущего года.
Из материалов дела следует, что <дата> постановлением администрации г. Сосновоборска №, опекуном несовершеннолетней БАС, <дата> года рождения, назначена ФИО1 (л.д. 8).
Согласно талону подтверждения от <дата>БАС, <дата> года рождения, состоит на учете по предоставлению места в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Главного управления образования администрации города Красноярска с <дата>, идентификационный номер заявления № (л.д. 9)
На обращения ФИО1 Главным управлением образования администрации г. Красноярска были даны ответы о том, что несовершеннолетняя БАС состоит на учете по предоставлению места в МБДОУ Октябрьского района от <дата> и относится к льготной категории граждан («дети, находящиеся под опекой») в настоящее время на учете по предоставлению места в ДОУ Октябрьского района в возрастной категории с 1,6 до 3 лет состоит 3112 детей, из них имеющих первоочередное право 325 детей. Текущий номер очереди на <дата>БАС 263, по состоянию на <дата> - 233. Комплектование ДОУ осуществляется в период с 01 апреля по 01 сентября. Доукомплектование учреждений в остальное время проводится при наличии свободных мест. В группу полного дня БАС будет скомплектована при наличии свободных мест, в настоящее время предоставление места в МБДОУ не является возможным. ФИО1 предложено посещение группы временного пребывания
По сведениям Главного управления образования администрации г. Красноярска от <дата>БАС на 2016-2017 учебный год относится к возрастной группе от 1,5 до 3 лет. Очередь, состоящих на учете для определения в ДОУ Октябрьского района детей возрастной группы от 1 до 3 лет составляет 2681 человек, из них на льготном основании - 246. Текущий номер очереди ребенка среди детей возрастной группы от 1,5 до 3 лет общеразвивающей направленности -150. В автоматизированной информационной системе «Дошкольник» указаны следующие желаемые ДОУ Октябрьского района - №, №. В настоящее время свободные места в указанных ДОУ отсутствуют. С <дата> начнется комплектование на 2017-2018 учебный год и БАС примет участие в комплектовании.
Разрешая исковые требования ФИО1, суд первой инстанции не усмотрел законных оснований для их удовлетворения, исходя из того, предоставление БАС места в группе полного дня дошкольного учреждения вне очереди явилось бы нарушением конституционных прав других детей, состоящих в очереди на определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Кроме того, ФИО1 не было отказано в реализации права ее ребенка БАС на получение дошкольного образования, каких-либо препятствий к осуществлению прав несовершеннолетней БАС не создано. При этом, ФИО1 было предложено рассмотреть вопрос о посещении несовершеннолетней группы кратковременного пребывания, однако согласия со стороны ФИО1 не поступало.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, учитывая основания заявленных истцом требований и избранный способ защиты прав несовершеннолетней. Из представленных материалов дела следует, что на момент рассмотрения данного дела ответчик подтвердил наличие в соответствующей очереди перед БАС лиц, имеющих право на льготное предоставление места в желаемых дошкольных образовательных организациях Октябрьского района г. Красноярска и поставленных в очередь ранее БАС Каких-либо свидетельств нарушения такой очередности установлено не было. При таких обстоятельствах, в силу приведенных положений ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при отсутствии в желаемых дошкольных образовательных учреждениях Октябрьского района г. Красноярска свободных мест, не имелось оснований для удовлетворения требований истца.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем, не вызывают сомнения у судебной коллегии.
При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении.
Кроме того, в обоснование доводов апелляционной жалобы не представлено каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: