Судья Кирпиченко Е.П. Дело № 33-10054/2015 А-65
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2015 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Мирончика И.С., Сударьковой Е.В.,
при секретаре: Становой У.Д.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, в порядке ст. 46 ГПК РФ к Семейной (Родовой) общине коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Наракан» (Бык) об обязании устранить нарушение лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений,
по апелляционной жалобе председателя совета Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Наракан» (Бык) Аксенова В.И.,
на решение Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 08 июля 2015 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в порядке ст. 46 ГПК РФ к Семейной (Родовой) общине коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Наракан» (Бык) об обязании устранить нарушение лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений удовлетворить частично.
Обязать Семейную (Родовую) общину коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Наракан» (Бык) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующим оборудованием и инвентарем:
Бензопилы - 1 шт;
Ранцевые лесные огнетушители - 5 шт;
-Средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре. Дежурная
спецодежда (защитные каски, защитные очки, средство защиты органов дыхания и зрения,
плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки),
брезентовые рукавицы - 5 комплектов.
Приостановить деятельность Семейной (Родовой) общины коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Наракан» (Бык) по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года № 88-о как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
Взыскать с Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Наракан» (Бык) в доход бюджета муниципального района госпошлину в размере <данные изъяты> (три тысячи) рублей».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском в порядке ст. 46 ГПК РФ к Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Наракан» (Бык) (далее - СРО КМНС (эвенков) «Наракан» (Бык)) об обязании устранить нарушение лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений.
Заявленные требования мотивированы тем, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края (Арендодатель) и СРО КМНС (эвенков) «Наракан» (Бык) (Арендатор, Лесопользователь) заключен договор аренды лесного участка от 31.12.2008 года № 88-о для ведения охотничьего хозяйства, со сроком аренды до 12.12.2031 года.
По указанному договору аренды Арендодатель предоставил Арендатору во временное пользование лесной участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный в <адрес>».
В соответствии с требованиями статей 53, 53.1 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В целях мониторинга подготовки лесопользователей к пожароопасному сезону 2015 года в декабре 2014 года в адрес всех лесничеств края Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края направлены требования о проведении осмотров пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на лесных участках, принадлежащих лесопользователям края (далее - ПСПИ) и предоставлении информации о результатах осмотров до 16.02.2015 года.
По информации лесничества, ПСПИ Лесопользователя не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Нормативами обеспеченности и нормами средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.
Отсутствие у Лесопользователя средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность Лесопользователя к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты.
В результате бездействия Лесопользователя нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе председатель совета Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Наракан» (Бык) Аксенов В.И., просит решение суда отменить. Указывает на то, что договором аренды не предусмотрены обязательства общины в части обеспечения размещения и эксплуатации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, изменения в договор относительно данного требования не внесены, договор действует в редакции дополнительного соглашения к нему от 27.03.2014 года №1. Кроме того, Министерство применяет общие нормативы и нормы к общинам-арендаторам произвольно, по своему усмотрению. Арендуемый лесной участок расположен в зоне космического мониторинга второго уровня, что свидетельствует о том, что это труднодоступные территории, на которые авиапатрулирование не производится, а осуществление наземными средствами условий для предотвращения пожаров не представляется возможным. Более того, суд, по собственной инициативе произвел осмотр инвентаря общины, и, дав оценку его соответствия положениям договора аренды, вышел за пределы заявленных требований, нарушил тем самым равноправие и состязательность сторон процесса. Кроме того, просит произвести перерасчет по взысканию судебных расходов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Убиенных П.И., остальные участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Убиенных П.И., согласившегося с решением суда, обсудив приведенные доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положениями п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 также установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов в соответствии с частью 7 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ утверждены Приказом Минприроды России от 28.03.2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.08.2014 года № 33456, начало действия документа 05.10.2014 года). Ранее нормы при использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты были утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 года № 549 «Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2009 года № 13763).В соответствии со ст. ст. 83, 97 Лесного кодекса РФ, ст.6, ст. 16.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.3 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 года № 476, Уставом Красноярского края от 05.06.2008 года № 5-1777, Законом Красноярского края от 10.07.2008 года № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края», Законом Красноярского края от 18.06.2009 года № 8-3427 «О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды», Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 года № 12-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края», Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный пожарный надзор в лесах и обладает правом на обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.Как следует из материалов дела, 31.12.2008 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края и СРО КМНС (эвенков) «Наракан» (Бык) был заключен договор аренды лесного участка № 88-о сроком на 23 года (до 12.12.2031 года). Участок находится в государственной собственности и имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0130-2008-10-13361-5, площадью 52000 га, расположен по адресу: Россия, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Ванаварское участковое лесничество, квартал (а) (выд.) №№ 270 (выд.:1-60), 245 (выд.: 1-15,18,19, 20-28, 35-40,45-49,50-68), 246 (выд.56, 57, 58-67), 269 (выд.: 1, 2, 5, 6-8, 13, 15-19, 21-23, 24-37, 41-45, 48, 50-53, 56-60, 68,69-75, 90,91), 271 (выд.: 8,10,11, 12 23, 24, 26, 32, 38, 39, 40, 41, 46, 50, 51, 52, 56), 300 (выд.: 1-6, 10-14, 24-26, 33-38, 43-45), предназначенный для следующих видов использования лесов: ведение охотничьего хозяйства.К указанному договору аренды лесного участка имеется дополнительное соглашение № 1 от 27.03.2014 года, в п. 1.2 дополнительного соглашения по всему тексту договора слова «Агентство лесной отрасли Красноярского края» в соответствующем падеже заменено словами «министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края».Согласно Приложения № 6 «Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоведению на арендуемом лесном участке» (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 27.03.2014 г.) местом базирования ПСПИ указано с. Ванавара. В графе «Приобретение и поддержание в исправном состоянии пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря (согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 года № 549) в качестве оборудования и инвентаря ПСПИ СРО КМНС (эвенков) «Наракан» (Бык) определено: лопаты 2 шт., бидоны или канистры для питьевой воды - 1 шт., радиостанции носимые, возимые УКВ или KB диапазона - 1 шт., дежурная спецодежда - по числу членов постоянной команды пожаротушения, аптечка первой помощи (комплект) - 1 шт., индивидуальные перевязочные пакеты (комплект) - по числу участвующих в тушении, кружка для воды - по числу участвующих в тушении, защитные очки - по числу членов постоянной команды пожаротушения.В выездном судебном заседании, в ходе осмотра ПСПИ было установлено, что в месте базирования ПСПИ СРО КМНС (эвенков) «Наракан» (Бык) отсутствуют бензопилы - 1 шт.; ранцевые лесные огнетушители - 5 шт.; средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре, дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средство защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы – 5 комплектов. Разрешая спор, с учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на Семейную (родовую) общину коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Наракан» (Бык), как арендатора лесного участка обязанности по комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря: одной бензопилой; пятью ранцевыми лесными огнетушителями; средствами индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре, дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средство защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы в количестве пяти комплектов. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком меры по предупреждению и недопущению лесных пожаров на арендованном лесном участке не предприняты в полной мере, пункт сосредоточения противопожарного инвентаря средствами пожаротушения, оборудованием, техникой и инвентарем полностью не был оборудован. В соответствии положениями ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно установил ответчику срок для устранений нарушений лесного законодательства - в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.19 ч.1 ст.333.36, пп.2 п.2 ст.333.17, пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ, суд первой инстанции взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей. Выводы суда об этом мотивированы и основаны на правильном толковании вышеназванных норм материального права, из которых следует, что на ответчике лежит обязанность по соблюдению норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, а также содержанию средств предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении требований о приостановлении деятельности ответчика по договору аренды лесного участка, полагает необходимым решение суда в части приостановления деятельности Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера эвенков) «Наракан» (Бык) по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года № 88-о как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о приостановлении деятельности СРОКМНС (эвенков) «Наракан» (Бык) по договору аренды лесного законодательства до выполнения требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, поскольку установленные судом нарушения ответчика не свидетельствуют о наличии существенной опасности причинения вреда. Более того, в соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающую такую опасность. Доводы апелляционной жалобы о том, что община готова вести конструктивные переговоры с Минприроды РФ о внесении изменений в договор аренды от 31.12.2008 года № 88-0 с целью приведения его в соответствие с Приказом Минприроды РФ от 28.03.2014 года № 161 и подготовки дополнительного соглашения к договору, поскольку не разделяет подхода Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края при применении установленных законом процедур и требований без индивидуализации применительно к данной общине, судебная коллегия находит несостоятельными, которые не могут служить основанием к отмене решения суда. Так, в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о наличии нарушений требований лесного законодательства ответчиком, выполнение и соблюдение которых вытекает из содержания норм права, и выполнение которых возложено по закону, предусмотрено положениями ст.53 Лесного кодекса РФ, пп. «в» пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», Приказом Минприроды РФ от 28.03.2014 года № 161. Довод апелляционной жалобы о взыскании с Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края государственной пошлины в размере 3000 рублей, является необоснованным в силу положений ст. 98 ГПК РФ, в соответствии с которой распределение судебных расходов, понесенных сторонами осуществляется пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметов исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегияО П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 08 июля 2015 года изменить.
Данное решение суда в части приостановления деятельности Семейной (Родовой) общины коренных малочисленных народов Севера (эвенков) «Наракан» (Бык) по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года № 88-о как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, отменить и принять в отмененной части новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о приостановлении деятельности СРОКМНС (Эвенков) «Наракан» (Бык) по договору аренды лесного законодательства до выполнения требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря - отказать.
В остальной части вышеуказанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя СРОКМНС (Эвенков) «Наракан» (Бык) Аксенова В.И. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: