Судья Настенко Т.Н. Дело №33-336/2019
2.209
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тарараевой Т.С.,
судей Поповой Н.Н., Ашихминой Е.Ю.,
при секретаре Тишковой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Поповой Н.Н.,
исковое заявление КГКУ «Лесная охрана» к Войцехович Артему Анатольевичу о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства,
по частной жалобе представителя КГКУ «Лесная охрана» Баталовой А.В.,
на определение судьи Ачинского городского суда Красноярского края от 26 ноября 2018 года, которым постановлено:
«Отказать в принятии искового заявления КГКУ «Лесная охрана» к Войцехович Артему Анатольевичу о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к Войцехович А.А. о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства.
Требования мотивированы тем, что на основании договора купли - продажи лесных насаждений для собственных нужд от 27.07.2016 года № № заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в лице КГБУ «Ачинское лесничество» и Войцеховичем А.А., КГБУ «Ачинское лесничество» передало Войцеховичу А.А. лесные насаждения общей площадью 0,23 га, в объеме 25,0 куб.м., расположенные: <адрес>, предназначенные для заготовки древесины с целью отопления жилых домов и хозяйственных построек.
Заготовка и вывозка древесины Войцеховичем А.А. производилась в период срока действия договора: с 27.07.2016 года по 26.07.2017 года.
В соответствии с приказом КГКУ «Лесная охрана» от 28.03.2018 года № №, 07.06.2018 года главным государственным инспектором по охране леса ФИО10 был произведен плановый (рейдовый) осмотр лесосеки, в результате которого выявлен факт нарушения требований лесного законодательства в <адрес>, выразившийся в захламлении порубочными остатками вырубленной части лесосеки (порубочные остатки хаотично разбросаны по всей площади лесосеки), чем нарушен пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, согласно которому при проведении рубок лесных насаждений, очистка мест рубок от порубочных остатков должна производиться одновременно с заготовкой древесины, что привело к захламлению данной лесосеки. По результатам проведенного осмотра составлены: акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 07.06.2018 года; схема местоположения захламления мест рубок порубочными остатками; фототаблица.
Так как в действиях Войцеховича А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выраженного в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах, а именно в нарушении пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, постановлением от 05.07.2018 года № № Войцехович А.А. привлечен к административной ответственности и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 руб. Штраф ответчиком оплачен.
Истец направил ответчику претензию от 05.07.2018 года № № о принятии мер по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, которую ответчик получил, согласно уведомлению о вручении от 10.07.2018 года, однако оставил без удовлетворения.
Просит обязать ответчика принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, а именно: произвести очистку мест рубки в лесном участке, расположенном: <адрес> установленным договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от 27.07.2016 года № способом, а именно сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на перегнивание, в срок до истечения одного месяца с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу, а также обязать сообщить о принятых мерах в пятидневный срок с момента окончания вышеуказанных работ.
Судом постановлено выше приведенное определение.
В частной жалобе представитель КГКУ «Лесная охрана» Баталова А.В просит отменить определение суда, как незаконное и необоснованное.
Полагает, что КГКУ «Лесная охрана», которое создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий учредителя, которым является Красноярский край в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в силу закона наделено правом обращения в суд с требованием о возложении обязанности принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства. Кроме того, данное право закреплено в п. 1.4, 2.4.1. устава организации
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
Отказывая в принятии искового заявления КГКУ «Лесная охрана» к Войцеховичу А.А. о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что КГКУ «Лесная охрана» законом не предоставлено право обращения в суд с указанными требованиями.
Однако, судебная коллегия не усматривает предусмотренных законом оснований для отказа в принятии данного искового заявления, полагая вывод суда не обоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Как видно из Устава Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» (КГКУ «Лесная охрана») (п. 1.1), данное учреждение создано Красноярским краем на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 28.04.2011 года № 287-р «О создании краевых государственных учреждений путем изменения типа существующих краевых государственных бюджетных учреждений».
Учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края (п. 1.2 устава учреждения).
В соответствии с п.2.1. п. 2.2 устава, учреждение создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя в области лесных отношений. Предметом деятельности учреждения является надзор за соблюдением требований лесного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами, направленный на достижение целей деятельности учреждения.
Целями деятельности учреждения, согласно п. 2.3 устава, является предупреждение и пресечение правонарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований лесного законодательства.
Для достижения указанных целей деятельности учреждение, кроме прочего, предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (п. 2.4.1 устава учреждения).
Как установлено ч.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ, под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), в соответствии с ч. 2.1. ст. 96 Лесного кодекса РФ, может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, кроме прочего, предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45, 46 ГПК РФ, статья 53 АПК РФ, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Таким образом, поскольку требования о возложении на ответчика обязанности произвести очистку мест рубки в лесном участке, установленном договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от 27.07.2016 года № № определенным в данном договоре способом, а именно путем сбора порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на перегнивание, фактически является требованием о восстановлении состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию в результате хозяйственной и (или) иной деятельности, то есть требованиями о возложении на лицо, причинившее вред, окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязанности по его устранению, КГКУ «Лесная охрана», вопреки выводам суда первой инстанции, наделено правом обращения в суд с указанными требованиями.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение требованиям закона не соответствует и подлежит отмене, исковое заявление подлежит возвращению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии его к производству суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение судьи Ачинского городского суда Красноярского края от 26 ноября 2018 года отменить.
Исковое заявление КГКУ «Лесная охрана» к Войцеховичу Артему Анатольевичу о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства возвратить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии его к производству суда.
Председательствующий:
Судьи: