КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Алексейцев И.И. Дело №33-12043/2018
2.045г.
15 августа 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Войты И.В., Охременко О.В.
при секретаре: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к КГБУСО «Балахтинский дом-интернат» о взыскании заработной платы,
по апелляционному представлению прокурора Балахтинского района Красноярского края – Бреева Д.Е.
на решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 23 мая 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к КГБУСО «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» о взыскании заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с августа 2017 года по февраль 2018 года, в размере 19 197 рублей 40 копеек.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 767 рублей 89 копеек».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд в интересах ФИО1 с иском (с учетом уточненных требований) к КГБУСО «Балахтинский дом-интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 7323,17 руб.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 на основании трудового договора от 07.08.2017 г. № осуществляла трудовую деятельность в КГБУСО «Балахтинский дом-интернат», замещая должность инспектора по кадрам на 0,5 ставки.
За период с августа 2017 года по февраль 2018 года работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее установленного минимального размера оплаты труда в РФ, в связи с чем за вышеуказанный период размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы ФИО1 составил 7323,17 руб.
При этом ФИО1, работающей в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только МРОТ, но и повышенный размер оплаты труда, обеспеченный выплатой надбавок (районный коэффициент и процентная надбавка).
В указанной связи прокурор просил взыскать в пользу ФИО1 с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с августа 2017 года по февраль 2018 года в размере 7323, 17 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Балахтинского района Красноярского края – Бреев Д.Е. просит решение суда изменить, указывая на неверный расчет судом суммы неначисленной и невыплаченной истице заработной платы за спорный период, произведенный исходя из МРОТ, установленного Региональным соглашением № 33 от 28.12.2016 года, а не на основании МРОТ, установленного федеральным законом с учетом компенсационных надбавок, что привело к необоснованному увеличению взыскиваемой в пользу истицы суммы заработной платы.
В судебное заседание ФИО1, представитель КГБУСО «Балахтинский дом-интернат», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав процессуального истца прокурора Андрееву А.Г., поддержавшую доводы апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых г. климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, составляет один год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ). Данное правило вступило в силу с 03.10.2016 (пп. "а" п. 4 ст. 2 ФЗ N 272-ФЗ).
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции установил, что размер заработной платы истца за 0,5 ставки с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за указанный период установлен работодателем ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на основании трудового договора № от 07.08.2017 г. трудоустроена в КГБУСО «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» на должность инспектора по кадрам на 0,5 ставки (приказ №81/1-к от 07.08.2017 г.).
Как следует из справки о заработной плате КГБУСО «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» ФИО1 работает на 0,5 ставки, истцу начислено и выплачено в августе 2017 г. – 4374,95 руб., в сентябре 2017 г. - 5296 руб., в октябре 2017 г. – 5296 руб., в ноябре 2017 г. – 5296 руб., в декабре 2017 г. – 5600,38 руб., в январе 2018 г. – 5508 руб., в феврале 2018 г. – 5508 руб.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц, с 01.07.2016г. (в редакции ФЗ от 02.06.2016 N 164-ФЗ) 7500 рублей в месяц.
Проверив размер начисленной истцу заработной платы, суд первой инстанции установил, что с августа 2017 года по февраль 2018 года истцу производилась выплата заработной платы ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.
Между тем, суд ошибочно применил районный коэффициент и процентную надбавку к минимальному размеру оплаты труда, установленному Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 года, который составил в период с 01.01.2017 года по 01.01.2018 года 10592 рубля, тогда как расчет следовало производить из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом от 19.06.2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплате труда».
В указанной связи судебная коллегия считает необходимым произвести расчет подлежащей истцу заработной платы исходя из минимального размера оплаты труда, установленного настоящим федеральным законом, применив к нему 30% - районный коэффициент и 30% - надбавка к заработной плате, установленные Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», Постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 года №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края».
Так, за август 2017 года: 12480:165,6х68,4 =5154,78 -4374,95 =779,83; за сентябрь 2017 года: 12480:151,2х75,6 =6239,99 -5296 =944; октябрь 2017 года: 12480:158,4х79,2 =6239,99 -5296 = 944; за ноябрь 2017 года: 12480:158,4х79,2 -5296 =944; декабрь 2017 года: 12480:151,2 х75,6 – 5600,38 =639,61; январь 2018 года: 15182,40 :122,4 х61,2 -5508 =2083,19 руб.; февраль 2018 года: 15182,40:122,4 х 61,2 -5508 =2083,19, всего: 8417 руб.45 коп.
В связи с изменением размера суммы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, подлежит изменению размер государственной пошлины с 767 руб.89 коп. до 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Балахтинского районного суда от 23 мая 2018 года изменить.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с августа 2017 года по февраль 2018 года в сумме 8417 рублей 45 копеек, государственную пошлину в доход местного бюджета -400 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: