НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 15.07.2019 № 33-8224/19

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Яхин В.М. Дело № 33-8224/2019

А-092г

15 июля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Сучковой Е.Г.

при секретаре Корепиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Соловьевой Елены Николаевны к Управлению социальной защиты населения администрации Кежемского района о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия

по апелляционной жалобе Соловьевой Е.Н.

на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 02 апреля 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Соловьевой Елены Николаевны к Управлению социальной защиты населения администрации Кежемского района о признании незаконным решения о прекращении с 01.12.2017 года предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг; обязании ответчика предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за период с 01.12.2017 г. по 30.04.2018 г. – отказать.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соловьева Н.Н. обратилась в суд с требованиями к УСЗН администрации Кежемского района Красноярского края о признании незаконным решения о прекращении с 01.12.2017 года предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50%, возложении обязанности предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за период с 01.12.2017 г. по 30.04.2018 г.

Требования мотивировала тем, что ей, как ветерану труда края, предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%.

В связи с поступившими сведениями о наличии у нее задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, ответчиком принято решение о приостановлении данных мер и прекращении их с 01.12.2017 года.

Указывает, что поскольку никаких уведомлений от ответчика о приостановлении и прекращении выплаты субсидии она не получала, задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги не имеет, то ответчик принял незаконное решение о прекращении предоставления ей мер социальной поддержки.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Соловьева Е.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены в том числе вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение (пункт "ж"), жилищное законодательство (пункт "к").

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Из приведенных правовых норм следует, что предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые, реализуя свои полномочия, вправе осуществлять правовое регулирование по данным вопросам, устанавливая порядок и условия предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В целях реализации приведенных норм закона и обеспечения прав граждан по предоставлению им мер социальной поддержки на территории Красноярского края принят Закон Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804).

Пунктом 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 предусмотрено, что ветеранам труда края, указанным в пункте "б" статьи 1 Закона края "О мерах социальной поддержки ветеранов", при достижении женщинами возраста 55 лет и мужчинами 60 лет (проживающим в районах Крайнего Севера края либо в местностях края, приравненных к районам Крайнего Севера, при достижении женщинами возраста 50 лет и мужчинами 55 лет) предоставляются субсидии в следующих размерах: а) 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; б) 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, с учетом доходов граждан субсидии предоставляются: г) собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Статьей 20 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 предусмотрено, что субсидии, указанные в статье 11 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Предоставление субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, может быть приостановлено по решению органа местного самоуправления при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев либо невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.

Орган местного самоуправления приостанавливает предоставление субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.

При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 2 настоящей статьи (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, по решению органа местного самоуправления возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидий.

При отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, предоставление субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, возобновляется по решению органа местного самоуправления после полного погашения получателем субсидий задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).

При принятии решения о возобновлении предоставления субсидии она выплачивается также и за тот месяц, в течение которого приостанавливалось предоставление субсидии.

Предоставление субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, прекращается по решению органа местного самоуправления при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Как видно из дела, квартира по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Соловьевой Е.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно выписке из домовой книги, в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства с 20.07.2010 г. в том числе: Соловьева Е.Н., ФИО6 (муж).

Соловьевой Е.Н. по категории «Ветеран труда края» 16.12.2015 года на основании Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 с 01.12.2015 года установлена субсидия по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>.

12.01.2018 года решением УСЗН администрации Кежемского района Соловьевой Е.Н. приостановлена выплата субсидии с 01.01.2018 года по причине: задолженность по оплате ЖКУ.

16.01.2018 года за исх. №01-16-92 Соловьевой Е.Н. направлено уведомление о приостановлении предоставления льгот на один месяц с 01.01.2018 года для выяснения причин образования задолженности, в котором предложено предоставить документальное подтверждение уважительных причин образования задолженности, а также сообщается, что в случае непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности с организациями жилищно-коммунального хозяйства с 01.01.2018 года предоставление мсп будет прекращено.

14.02.2018 года решением УСЗН администрации Кежемского района Соловьевой Е.Н. прекращена выплата субсидии с 31.12.2017 года по причине: задолженность по оплате ЖКУ.

15.02.2018 года за исх. №01-16-740 Соловьевой Е.Н. направлено уведомление о прекращении предоставления льгот с 01.01.2018 года в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца на основании п.2 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. №13-2804 и разъяснено, что после полного погашения задолженности или при заключении и выполнении соглашения по ее погашению она вправе обратиться повторно с заявлением о предоставлении льгот с приложением к нему документов, указанных в статье 13 Закона края.

Не согласившись с действиями ответчика о невыплате ей субсидии по оплате коммунальных услуг с декабря 2017 года, Соловьева Е.Н. обратилась с иском в суд.

Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении требований Соловьевой Е.Н. исходил из того, что истица знала о том, что ей приостановлена выплата субсидии из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг, но к ответчику не явилась, уважительных причин задолженности не представила, в связи с чем, ответчик правомерно принял решение о прекращении выплаты субсидии.

Однако, с данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

При разрешении указанной категории споров (когда получателями субсидии являются ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года) следует иметь ввиду положения п.47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в соответствии с которыми меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении указанных споров необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности, заключены ли соглашения о порядке погашения задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры, болезнь, нахождение на стационарном лечении, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Так, из дела следует, что 05.03.2018 года Соловьева Е.Н. обратилась с заявлением в УСЗН администрации Кежемского района о выяснении причины непредоставления ей субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг с декабря 2017 года. К заявлению были приложены чеки об оплате ЖКУ от 31.12.2017 года на сумму 5000 рублей и от 16.02.2018 года на сумму 5700 рублей.

27.03.2018 года Соловьевой Е.Н. предоставлен ответ на ее заявление из которого следует, что меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению по информации управляющих компаний. Поскольку по данным ПАО «Красноярскэнергосбыт» по состоянию на 01.12.2017 года имелась задолженность в размере 9630,91 руб., 16.01.2018 года было направлено письмо о приостановке предоставления мер социальной поддержки. Поскольку по состоянию на 31.12.2017 года задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг ею не была погашена и составляла 7980,84 руб., 15.02.2018 года было направлено письмо о прекращении предоставления мер социальной поддержки. Граждане, которым предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг прекращено по вышеуказанным основаниям, вправе обратиться повторно с заявлением об их предоставлении с приложением требуемых документов, но только после полного погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или заключения соглашения по ее погашению.

11.04.2018 года Соловьева Е.Н. обратилась в УСЗН администрации Кежемского района с заявлением досудебного разбирательства по факту неполучения ею уведомлений о приостановлении и прекращении выплаты субсидии, в связи с чем считает, что невыплата субсидии является незаконной. Просит произвести выплаты субсидии с декабря 2017 года.

24.04.2018 года Соловьевой Е.Н. предоставлен ответ на ее заявление о том, что уведомление о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки направлялись ей в письменной форме простым письмом, так как в законодательстве не предусмотрено отправление писем заказным письмом с уведомлением либо вручение уведомления лично в руки. Разъяснено, что после полного погашения задолженности или при заключении и выполнении соглашения по ее погашению она вправе обратиться повторно с заявлением о предоставлении льгот с приложением к нему документов, указанных в статье 13 Закона края.

08.05.2018 года Соловьева Е.Н. повторно обратилась в УСЗН администрации Кежемского района за назначением мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда края».

10.05.2018 года Соловьевой Е.Н. по категории «Ветеран труда края» на основании Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 с 01.05.2018 года установлена субсидия по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>.

Давая оценку представленным в дело доказательствам, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции необоснованно установлено, что нарушений со стороны ответчика в отношении прекращения субсидии истице не допущено.

Так, из дела следует, что истица настаивает на том, что не получала уведомления как о приостановлении, так и о прекращении выплаты субсидии, узнав об этом непосредственно на приеме у ответчика, когда перестала их получать. Данный довод истицы ответчиком не опровергнут.

Выводы суда, что по аналогичному делу муж истицы получал такие извещения в отношении себя, не могут свидетельствовать о доказанности факта получения данных документов истицей.

Таким образом, поскольку суду не представлено достоверных доказательств, что истица получала данные уведомления, ответчик, не убедившись в их получении, не установив причину задолженности, не выяснив материальное положение истца, причины возникновения у последней задолженности, а, соответственно, не предложив истице заключить соглашение о погашении задолженности, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о законности действий ответчика о прекращении выплаты субсидии Соловьевой Е.Н. При этом, судебная коллегия находит необоснованным вывод суда о преюдициальности решения Кежемского районного суда Красноярского края от 03 декабря 2018 года, принятого в отношении мужа истицы, инвалида 2 группы, Соловьева В.В., а также о том, что поскольку законом не предусмотрено направление уведомлений заказным письмом, то у ответчика нет обязанности уточнять их получение.

Из лицевого счета жилищно-коммунальных услуг по адресу: <адрес> следует, что по состоянию на 01 декабря 2017 года имелась задолженность по оплате за ЖКУ в размере 9630,91 руб., по состоянию на февраль 2018 года имелась задолженность по оплате за ЖКУ в размере 3550,64 руб.

Таким образом, из дела видно, что истица погашала задолженность частично ежемесячно, что неправомерно не было принято во внимание ответчиком при принятии решения о приостановлении и прекращении выплаты субсидии истице, в настоящее время задолженность погашена, выплаты ей возобновлены.

При таких фактических обстоятельствах по делу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Соловьевой Е.Н. частично, поскольку истица просит возобновить предоставление мер социальной поддержки с 01 декабря 2017 года, а фактически установлено, что они прекращены с 01 января 2018 года.

Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 02 апреля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение: «Признать решение УСЗН Администрации Кежемского района Красноярского края о прекращении с 01 января 2018 года предоставления меры социальной поддержки Соловьевой Елене Николаевне незаконным.

Обязать УСЗН Администрации Кежемского района Красноярского края предоставить меры социальной поддержки Соловьевой Елене Николаевне с 01 января 2018 года по 30 апреля 2018 года.

В остальной части исковых требований Соловьевой Е.Н. отказать.»

Председательствующий: Киселева А.А.

Судьи: Белякова Н.В.

Сучкова Е.Г.