Судья Потылицын А.В. Дело № 33-6170/2015 А-65
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2015 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Мирончика И.С., Беляковой Н.В.,
при секретаре: Назарове Д.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. гражданское дело по заявлению Ильина <данные изъяты> о признании незаконным решения Краевого государственного казенного учреждения «Красноярское лесничество» о возврате заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд,
по апелляционной жалобе представителя КГБУ «Красноярское лесничество» Кубрак Т.А.,
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 19 февраля 2015 года, которым постановлено:
«Заявление Ильина <данные изъяты> о признании незаконным решения Краевого государственного казенного учреждения «Красноярское лесничество» о возврате заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд удовлетворить.
Признать незаконным решение Краевого государственного казенного учреждения «Красноярское лесничество» о возврате заявления Ильина <данные изъяты> о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, выраженное в уведомлении № 8 от 05.11.2014 г.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение «Красноярское лесничество» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Ильина <данные изъяты>».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ильин А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Краевого государственного казенного учреждения «Красноярское лесничество» о возврате заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Требования мотивировал тем, что 28.10.2014 года в целях строительства жилого дома и хозяйственных построек на принадлежащем ему земельном участке по адресу: Красноярский <данные изъяты> направил в адрес КГКУ «Красноярское лесничество» заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. 05.11.2014 года КГКУ «Красноярское лесничество» приняло решение о возврате заявления по причине непредставления копий документов. При устном обращении заявителю было пояснено, что заявление возвращено по причине не предоставления разрешения на строительство. Данное решение заявитель считает незаконным, поскольку для строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для ведения дачного хозяйства, разрешение на строительство жилого дома в силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется, и, соответственно, в силу п 5.1 Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного указом Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 г. № 60-уг, для заключения с Ильиным А.С. договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд предоставлять не требуется.
Просил признать незаконным решение Краевого государственного казенного учреждения «Красноярское лесничество» (далее - КГКУ «Красноярское лесничество») о возврате заявления Ильина А.С, оформленное уведомлением № 8 от 05.11.2014 г., и обязать КГКУ «Красноярское лесничество» повторно рассмотреть заявление Ильина А.С. о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель КГБУ «Красноярское лесничество» Кубрак Т.А. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. Указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. При этом нормы Градостроительного кодекса РФ не позволяют предоставлять гражданам древесину для целей строительства жилого дома, указанных заявителем в своем заявлении без разрешения на строительство. В противном случае заявитель может быть привлечен к ответственности за нецелевое использование древесины.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ильин А.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель КГБУ «Красноярское лесничество» Кубрак Т.А., остальные участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, заслушав представителя КГБУ «Красноярское лесничество» Кубрак Т.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ч. 1, 4, 5 ст. 30 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии Порядком заготовки гражданами древесины для собственных нужд, утвержденного Законом Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», заготовка гражданами древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Предоставление лесных насаждений гражданам для собственных нужд производится организацией, осуществляющей управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - уполномоченная организация), по нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Согласно нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, утвержденных Законом Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820, норматив заготовки древесины гражданами для строительства жилых домов на семью или одиноко проживающих граждан составляет 175 куб. м. раз в 25 лет, для строительства хозяйственных построек 25 куб. м. один раз в 25 лет.
Статья 3 Закона Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 предусматривает, что порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд устанавливается Губернатором края.
В соответствии с п. 3 и п. 4 Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 года № 60-уг для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, заявление в письменной форме подается гражданином по месту своего жительства в краевое государственное казенное учреждение в области лесных отношений (далее - уполномоченная организация). Заявление регистрируется соответственно уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в день поступления заявления в журнале регистрации.
Пунктом 5.1 Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд предусмотрено, что гражданин, обратившийся с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с целью строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек, прикладывает к указанному заявлению копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предполагается осуществление строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек, если права на данный земельный участок не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из содержания п. 5.2 Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд следует, что гражданин при предоставлении заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд вправе представить по собственной инициативе: копию разрешения на строительство в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (если заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд подается гражданином с целью строительства жилого дома); копии документов, подтверждающих право собственности (иное право, предусмотренное законодательством Российской Федерации) заявителя на земельный участок, на котором предполагается осуществление строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек (если заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд подается гражданином с целью строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек). В случае если заявитель не представил по собственной инициативе копии документов, указанных в абзацах втором, третьем настоящего пункта, данные документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются уполномоченной организацией (органом местного самоуправления) в государственных органах, органах местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно п. 6 Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд заявление, указанное в пункте 4 настоящего Порядка, рассматривается уполномоченной организацией в течение 5 рабочих дней с даты его регистрации. По результатам рассмотрения уполномоченной организацией или органом местного самоуправления принимается решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд либо заявление возвращается гражданину при наличии следующих оснований: превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным Законом Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений»; отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями; непредставление копий документов, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Порядка.
В силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения дачного хозяйства, выдача разрешения на строительство не требуется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.11.2014 года в КГКУ «Красноярское лесничество» поступило заявление Ильина А.С., направленное по почте 29.10.2014 года, о заключении с ним договора купли-продажи лесных насаждений деловой крупной древесины лесной породы сосна, в объеме 200 куб. м., в целях строительства жилого дома и хозяйственных построек (175 куб. м. на строительство жилого дома, 25 куб. м. на строительство хозяйственных построек).
К заявлению Ильиным А.С. приложены: копия его паспорта, копия свидетельства о государственной регистрации за ним права собственности от 11.07.2010 года на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель, земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1182 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>
В соответствии с письмом руководителя КГКУ «Красноярское лесничество» от 05.11.2014 года в адрес Ильина А.С. направлено уведомление № 8 от 05.11.2014 года, согласно которому принято решение о возврате ему заявления на основании пункта 6 Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений в связи с непредставлением копий документов, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 5.1 данного порядка. Вместе с тем, КГКУ «Красноярское лесничество» в письме не указало наименования, либо содержание не представленных документов.
В соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края № 1004-р от 16.12.2014 года, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № 1/1346-од от 17.12.2014 года изменен тип Краевого государственного казенного учреждения «Красноярское лесничество» на Краевое государственное бюджетное учреждение «Красноярское лесничество» и утверждены соответствующие изменения в устав учреждения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение КГКУ «Красноярское лесничество» о возврате заявления Ильина А.С. о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд является незаконным и нарушает права и интересы Ильина А.С., поскольку разрешение на строительство жилого дома с хозяйственными постройками на принадлежащем Ильину А.С. земельном участке, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения дачного хозяйства, не требуется в соответствии с п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а потому позиция КГКУ «Красноярское лесничество», выраженная представителем данного учреждения в суде первой инстанции и поддержанная в суде апелляционной инстанции о том, что Ильину А.С. необходимо было приложить к заявлению разрешение на строительство жилого дома не соответствует нормам действующего законодательства РФ.
Более того, в письме Главы администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края № 672 от 03.10.2014 года на обращение Ильина А.С. по вопросу выдачи разрешения на строительство жилого дома по месту нахождения земельного участка, последнему было разъяснено, что в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования «Есаульский сельсовет» на земельных участках, предназначенных для ведения дачного хозяйства, возможно осуществление капитального строительства объектов и в связи с тем, что на земли сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не распространяются, разрешение на строительство не выдается.
В связи с этим, судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что Ильин А.С. для разрешения вопроса о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд обязан был предоставить разрешение на строительство, поскольку данные доводы противоречат нормам закона, из которых следует, что собственник земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения дачного хозяйства, вправе осуществить строительство жилого дома с хозяйственными постройками без получения разрешения на такое строительство.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не содержат каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 19 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя КГБУ «Красноярское лесничество» Кубрак Т.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: