НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 15.01.2019 № 33-2587/20

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Хасаншина А.Н. Дело №33-2587/2020

24RS0015-01-2019-000649-06

2.092г.

02 марта 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Киселевой А.А.

судей: Кучеровой С.М., Охременко О.В.

при помощнике судьи: Приходько П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Жилкомхоз», администрации Ермаковского района Красноярского края, УСЗН администрации Ермаковского района Красноярского края о предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании произвести капитальный ремонт жилого дома,

по апелляционной жалобе ФИО1,

по апелляционной жалобе руководителя УСЗН администрации Ермаковского района Красноярского края – ФИО2,

по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной политики Красноярского края – ФИО3

на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 05 ноября 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к ООО «Жилкомхоз», администрации Ермаковского района Красноярского края, УСЗН Ермаковского района Красноярского края о предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании произвести капитальный ремонт жилого дома, удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работником образовательных организаций в сельской местности.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточненных требований) к ООО «Жилкомхоз», администрации Ермаковского района Красноярского края, УСЗН администрации Ермаковского района Красноярского края о предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого дома

Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>

С 1993 года является пенсионером по категории педагогический работник - пенсионер, проживающий на территории сельской местности. Между тем, льгота по оплате жилья и коммунальных услуг ей по настоящий момент не предоставляется.

В указанной связи истец просила обязать ответчиков предоставить ей льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязать произвести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на наличие предусмотренных законом оснований для возложения обязанности на ответчиков произвести капитальный ремонт дома.

В апелляционной жалобе руководитель УСЗН администрации Ермаковского района Красноярского края – ФИО2, представитель Министерства социальной политики Красноярского края – ФИО3 просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, поскольку федеральным и краевым законодательством пенсионерам из числа бывших педагогических работников в сельской местности данные меры социальной поддержки не предусматриваются.

В судебное заседание ФИО1, представители ООО «Жилкомхоз», администрации Ермаковского района, УСЗН администрации Ермаковского района, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства социальной политики Красноярского края ФИО3 (доверенность от 17.12.2019 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ".

В соответствии с пп. "б" п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 г. N 255 за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохранятся право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 г. N 154/12-22 утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".

Согласно пунктам 1, 4 указанных разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.

Из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, имеющими соответствующий стаж работы в сельских образовательных учреждениях сохраняется при условии, что на момент перехода на пенсию (либо приобретения права на пенсию по старости, инвалидности или за выслугу лет) они пользовались этими льготами, то есть являлись педагогическими работниками образовательных учреждений в сельской местности.

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" педагогическим работникам предоставляются компенсации в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилого помещения, б) 100 процентов оплаты тепловой энергии, в) 100 процентов оплаты освещения.Законом Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 установлены размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края.

Статьей 5 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691, предусмотрен порядок предоставления денежных выплат путем компенсаций расходов.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 является педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, относится к категории педагогический работник- пенсионер, то есть является лицом на которого распространяет свое действие Закон Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)".

19.01.2012 ФИО1 подано заявление с приложением документов, о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как относящейся к категории педагогический работник – пенсионер.

ФИО1 предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации 100 процентов оплаты тепловой энергии и освещения.

Проверяя доводы ФИО1 о том, что ею ежемесячно вносятся платежи в счет оплаты электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (канализация), вывоз ТКО, суд первой инстанции указал, что ФИО1 имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных как ранее действующими законодательными актами, так и действующим Законом Российской Федерации "Об образовании".

Отказывая ФИО1 в удовлетворении требований о возложении обязанности на ответчиков произвести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, суд первой инстанции указал, что действующее законодательство не возлагает на указанных лиц обязанность по осуществлению капитального ремонта жилых домов по мотиву отнесения лиц, проживающих в жилом помещении, к категории педагогических работников – пенсионеров.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести капитальный ремонт дома, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о признании за ФИО1 права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогического работника образовательной организации в сельской местности основанным на неправильно примененных и истолкованных положениях материального закона.

В соответствии с пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей с 11.01.2011 г. по 31.08.2013 года, также предоставлял педагогическим работникам право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

В силу статьи 3 Закона Красноярского края от 10.06.2010 года №10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках» педагогическим работникам предоставляются компенсации: 100 процентов оплаты жилого помещения, 100 процентов оплаты тепловой энергии, 100 процентов оплаты освещения.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; внос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу статьи 4 Федерального закона от 28.12.2016 года №486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» услуга по вывозу твердых бытовых отходов отнесена к коммунальной услуге с 01.01.2019 года.

Таким образом, федеральным и краевым законодательством предусмотрено предоставление педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, компенсации только на оплату жилого помещения, отопления и освещения, а не всего объема коммунальных услуг.

Из материалов дела также следует, что с 01.01.2012 года ФИО1 как педагогическому работнику в соответствии с Законом Красноярского края №10-4691 предоставлялись меры социальной поддержки в размере 100 процентов оплаты жилого помещения (вывоз твердых бытовых отходов – по 31.12.2018 года (до внесения изменений в закон)), тепловой энергии и освещения.

Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения до 01.01.2019 года предоставлялись только за услугу по вывозу твердых бытовых отходов, поскольку в качестве платы за жилое помещение ФИО1 устанавливалась только плата за данную услугу, с 01.01.2019 года указанная услуга отнесена к коммунальной услуге, других расходов на оплату жилого помещения ФИО1 не несет.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных ФИО1 требований подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1, содержащие несогласие с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчиков произвести капитальный ремонт жилого помещения, судебная коллегия находит не основанными на нормах материального закона.

Так, истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта. По сведениям ООО «Жилкомхоз», истцом платежи на текущий ремонт дома не осуществлялись, капитальный ремонт производится Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов, к которому истец с данными требованиями не обращалась.

По информации, представленной УСЗН администрации Ермаковского района от 10.09.2019 года, гражданам, проживающим на территории Красноярского края, предоставляется единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения в соответствии с подпрограммой «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки населения». Между тем, сведениями о том, что жилой дом по ул. Карла Маркса, 127 в с.Ермаковское является аварийным, ответчик не располагает.

В указанной связи судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 о возложении на ответчиков обязанности произвести капитальный ремонт жилого дома законным и обоснованным, оснований для его отмены в указанной части по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ермаковского районного суда от 5 ноября 2019 года в части признания за ФИО1 права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работником образовательных организаций в сельской местности отменить.

Принять в этой части новое решение об отказе ФИО1 в иске.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: