НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 14.09.2020 № 33А-7184/20

Судья Большакова А.В. Дело № 33а-7184/2020

24RS0033-01-2018-004348-64

3.012

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2020 года г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Полынцева С.Н.

судей Шавриной А.И., Сидоренко Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по административному иску Гороховика Геннадия Борисовича к Администрации г. Лесосибирска о признании недействующим нормативного правового акта,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Лесосибирска – Калининой Н.С.

на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 26 марта 2020 года, которым постановлено:

«Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения п. 2.6 Положения об аренде муниципального имущества г. Лесосибирска, являющегося Приложением №1 к Постановлению администрации г. Лесосибирска от 01 июня 2018 года № 647 в части предусматривающей возможность установления арендной платы, не основываясь на рыночно обоснованной величине арендной платы, определяемую в соответствии ФЗ «Об оценочной деятельности», как не соответствующий законодательству Российской Федерации.

Признать недействующим Приложение № 2 к постановлению администрации г. Лесосибирска от 01 июня 2018 года № 647 «Методика определения арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности города Лесосибирска».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гороховик Г.Б. обратился в суд с административным иском к администрации г.Лесосибирска о признании недействующим нормативного правового акта.

Требования мотивированы тем, что 04.10.2018 обратился в Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Лесосибирска с заявлением о предоставлении в аренду части нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 13,9 кв.м. сроком на 25 дней. Письмом от <дата> ему был направлен договор аренды , в соответствии с которым размер арендной платы, рассчитанный на основании Положения, утвержденного постановлением администрации г. Лесосибирска от 01.06.2018 № 647, за 25 дней составил 4170 руб. без учета НДС. С методикой расчета арендной платы не согласен, так как данный расчет противоречит ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности», в пересмотре размера арендной платы ему было отказано.

Порядок передачи в аренду муниципального имущества г. Лесосибирска определен Положением, утвержденным постановлением администрации г. Лесосибирска от 01.06.2018 № 647 «Об утверждении Положения об арендной плате муниципального имущества города Лесосибирска и методики определения арендной платы», п. 2.6 которого противоречит ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности», предусматривающей, что проведение оценки является обязательным при передаче в аренду муниципального имущества вне зависимости от срока аренды.

Оспариваемое положение нарушает его права, как арендатора муниципального имущества, поскольку размер арендной платы за имущество, определенной по методике в соответствии с Положением, может значительно превышать размер арендной платы, определенной независимым оценщиком.

Просил признать недействующим п. 2.6 Положения об аренде муниципального имущества города Лесосибирска, являющегося Приложением № 1 к Постановлению администрации г. Лесосибирска от 01.06.2018 года № 647 в части, предусматривающей возможность установления арендной платы, не основываясь на рыночно обоснованной величине аренной платы, определяемую в соответствии с ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», как не соответствующий законодательству Российской Федерации;

признать недействующим Приложение № 2 к постановлению администрации города Лесосибирска от 01.06.2018 года № 647.

Решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от <дата> в удовлетворении административного иска Гороховика Г.Б. к администрации г.Лесосибирска о признании недействующим нормативного правового акта, в частности п. 2.6 Приложения № 1 к постановлению администрации города Лесосибирска от 01.06.2018г. № 647 «Об утверждении Положения об арендной плате муниципального имущества города Лесосибирска и методики определения арендной платы» отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от <дата> решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от <дата> оставлено без изменения.

Определением судьи Красноярского краевого суда от <дата> кассационная жалоба Гороховика Г.Б. на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от <дата> и апелляционное определение от <дата> передана в Президиум Красноярского краевого суда для рассмотрения по существу.

Постановлением Президиума Красноярского краевого суда от <дата> решение суда от <дата> и апелляционное определение от <дата> отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Лесосибирска – Калинина Н.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрен порядок формирования экономической обоснованности базовой ставки за аренду 1 кв.м. Указывает, что при разработке спорного постановления использовался отчет об оценке рыночной стоимости права пользования (размер арендной платы) объектов недвижимости от <дата>, выполненный оценщиком Д.Р.С.., в котором была определена арендная ставка без учета НДС в рублях за 1 кв.м. Однако судом сделан вывод о том, что «сопроводительное письмо» оценщика Д.Р.С. расценивается как отчет о рыночной стоимости, который в материалы дела не представлен. Вместе с тем спорный отчет в ходе рассмотрения дела не исследовался, а ответчику было предложено дать пояснения, из чего складывался размер среднерыночной стоимости 1 кв.м в месяц, что и было сделано в судебном заседании и делать выводы об отсутствии у ответчика отчета, не исследовав данный вопрос, считает неправомерным. Считает, что положение об арендной плате муниципального имущества г.Лесосибирска, методика определения арендной платы принята в соответствующей форме, его принятие относится к компетенции административного ответчика, порядок принятия постановления, включая правила введения нормативного правового акта в действие, правила опубликования соблюдены.

Гороховик Г.Б. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки в известность не поставил, в связи с чем судебная коллегия определила в силу ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела и решение суда, выслушав представителя административного ответчика Калинину Л.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Андрееву А.Г., давшую заключение об отмене решения суда и отказе в иске, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает ее обоснованной в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Положениями ст.ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своими имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

На основании ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения.

Как следует из п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Приведенные положения правовых норм свидетельствует о том, что орган местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты, а также по своему усмотрению пользоваться, владеть, распоряжаться принадлежащим ему муниципальным имуществом, устанавливая условия совершения сделок соответственно по пользованию, владению и распоряжению этим имуществом.

Согласно п.2.2 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью», утвержденного Решением Лесосибирского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.02.2011 N 123, администрация города Лесосибирска в лице уполномоченных администрацией органов по управлению муниципальной собственностью в том числе:

- принимает нормативно-правовые и правовые акты (постановления, распоряжения) по вопросам передачи объектов муниципальной собственности (включая земельные участки) в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, постоянное бессрочное пользование, отчуждение, совершение иных сделок, не противоречащих закону;

- заключает гражданско-правовые сделки с муниципальными жилыми помещениями;

- определяет условия использования приватизированных или переданных в пользование объектов муниципальной собственности и контролирует их исполнение;

Порядок передачи в аренду муниципального имущества муниципального образования город Лесосибирск определен Положением, утвержденным Постановлением администрации города Лесосибирска от 01 июня 2018 года № 647 «Об утверждении Положения об арендной плате муниципального имущества города Лесосибирска и методики определения арендной платы». Согласно п. 2.6 Положения об аренде муниципального имущества, являющегося Приложением № 1 к указанному Постановлению от 01 июня 2018 года, основой для расчета арендной платы является рыночно обоснованная величина арендной платы, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности», за исключением случаев, предусмотренных законодательством, при предоставлении в аренду муниципального имущества без проведения торгов на срок не более чем 30 календарных дней.

При предоставлении муниципального имущества без проведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней, размер арендной платы определяется в соответствии с методикой определения арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности города Лесосибирска.

В соответствии с Приложением № 2 к Постановлению администрации г.Лесосибирска от 01 июня 2018 года № 647 утверждена методика определения арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности г. Лесосибирска, в соответствии с которой для расчета арендной паты принимается минимальная ставка арендной платы за один квадратный метр на территории г.Лесосибирска в размере 300,00руб., площадь объекта недвижимости и вид деятельности арендатора.

Указанное положение опубликовано в газете «Заря Енисея» № 23 от 07 июня 2018 года.

<дата> Гороховик Г.Б обратился в Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Лесосибирска с заявлением о предоставлении в аренду части нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 13,9 кв.м. на срок 25 дней.

Письмом от <дата> Гороховику Г.Б. направлен проект договора аренды муниципального имущества от <дата>, согласно п. 3.1 которого размер арендной платы рассчитан на основании Постановления администрации г. Лесосибирска от 01 июня 2018 года № 647 «Об утверждении Положения об арендной плате муниципального имущества г. Лесосибирска и методики определения арендной платы» и составляет за 25 дней 4170,00руб. без учета НДС.

Оспаривая приведенные положения нормативного акта, истец указывает на то, что п.2.6 Положения противоречит ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности», предусматривающей, что проведение оценки является обязательным при передаче в аренду муниципального имущества вне зависимости от срока аренды.

Согласно п.2 ст.8 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.

При этом в силу ст.5 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к объектам оценки относит: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что представленный административным ответчиком Отчет от <дата> не определяет среднерыночную арендную плату одного квадратного метра нежилого помещения на территории г. Лесосибирска, а является сопроводительным письмом оценщика Д.Р.С.., в котором указана рыночная стоимость права пользования (размера арендной платы) двадцатью объектами недвижимости, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию г.Лесосибирск Красноярскоого краяо, по состоянию на <дата>, оценщик Д.Р.С. в данном сопроводительном письме обращает внимание, что данное письмо не является отчетом по оценке, а только предваряет отчет, приведенный далее, а далее приведен перечень объектов недвижимости, с указанием рыночной арендной ставки, а также из того, что суду не представлены сведения о том, по какому принципу и кем выбирались указанные двадцать объектов недвижимого имущества, попавших в список оценщика Д.Р.С.

С приведенными доводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку, как следует из материалов дела, Отчет от <дата>, выполненный оценщиком Д.Р.С.., не исследовался судом в полном объеме, в суд ответчиком были представлены копия титульного листа отчета и сопроводительное письмо оценщика в подтверждение того, что определение рыночного размера арендной платы имело место до принятия нормативного акта. При таких обстоятельствах нельзя признать, что суд принял решение на исследованных доказательствах, что повлекло к неправильному разрешению спора. При заявлении ответчиком о факте проведения оценки суд не предложил представить отчет в полном виде.

По предложению судебной коллегии полный Отчет от <дата> оценщика Д.Р.С.. был представлен административным ответчиком. Согласно отчету с применением стандартов и методов оценки оценщиком определено среднее значение стоимости одного квадратного метра коммерческой недвижимости в г.Лесосибирске – 328,56руб.

Приложение №2 к Положению устанавливает методику определения арендной платы по краткосрочным договорам аренды исходя из обоснованной минимальной ставки арендной платы за один квадратный метр на территории г. Лесосибирска в размере 300,00руб., с учетом площади объекта недвижимости и вида деятельности арендатора.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает при принятии оспариваемого нормативного акта нарушение ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности», а также прав истца, который при предъявлении иска исходил только из предполагаемого нарушения, указывая на то, что размер арендной платы, определенный оспариваемыми положениями, может быть выше рыночной.

Размер арендной платы, определенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности», не обязательно должен быть условием сделки – договора аренды, поскольку законодательного запрета на установление размера арендной платы в отношении государственного или муниципального имущества выше определенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» на основании отчета об оценке не установлено.

При этом, согласно ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Не основанным на законе судебная коллегия находит указание суда на то, что рыночная стоимость права пользования (размера арендной платы) установлена по состоянию на 11 декабря 2017 года, в то время как Постановление администрации №647 от 01 июня 2018 года с Приложением № 1 и № 2 является действующим по состоянию на день рассмотрения дела 27 марта 2020 года, поскольку стоимость объекта оценки является рекомендуемой, оспариваемые положения нормативного акта приняты в течение шести месяцев со дня составления отчета 01.06.2018, иск истцом предъявлен 21.11.2018.

Соответствие установленного размера арендной платы в отчете стоимости на сегодняшний день, не являлось предметом настоящего иска.

Более того, в силу ст.13 ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной компетенцией, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не может признать решение законным и обоснованным, поскольку оно не основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств юридически значимых обстоятельств, решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске, поскольку в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции оснований для удовлетворения иска не установлено..

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 26.03.2020 отменить, принять новое решение.

В иске Гороховику Геннадию Борисовичу к Администрации г. Лесосибирска о признании недействующими п. 2.6 Положения об аренде муниципального имущества г.Лесосибирска, являющегося Приложением №1 к Постановлению администрации г.Лесосибирска от 01 июня 2018 года № 647, Приложение № 2 к постановлению администрации г. Лесосибирска от 01 июня 2018 года № 647 «Методика определения арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности города Лесосибирска» – отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: