КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Хвалько О.П. Дело № 33-184/2013
Б-21
14 января 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Паюсовой Е.Г.
судей: Русанова Р.А., Макаровой Ю.М.,
при секретаре: Самсоновой Н..Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску ФИО1 ФИО11 к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания Железнодорожного района г.Красноярска «Жилищно-коммунальный ресурс» о возврате излишне уплаченных сумм, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 03 октября 2012 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО12 к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальный ресурс» о возврат излишне оплаченных сумм и компенсации морального вреда - отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО УК «Жилкомресурс» о взыскании излишне уплаченных сумм, компенсации морального вреда. Требования мотивировала тем, что являясь собственником квартиры № <адрес>, вносит оплату коммунальных услуг регулярно. Управляющая компания необоснованно начисляет оплату за некачественную услугу холодного водоснабжения, о перерывах в поставке этой услуги не предупреждает, информацию об основаниях повышения оплаты не предоставляет. Кроме того, ответчик незаконно производит начисление оплаты холодной воды и водоотведения с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), что противоречит требованиям закона. В добровольном порядке, представленную претензию, в которой ставился вопрос о производстве перерасчета, ответчик не исполняет.
С учетом представленного в деле заявления об увеличении размера исковых требований (т. 2, л.д. 240), истец просила взыскать с ответчика 119 045, 03 руб., в том числе: переплату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, образовавшуюся ввиду необоснованного начисления НДС на установленные тарифы по данным видам коммунальных ресурсов за период с января по май 2010 года в размере 2497,16 руб. (расчет данной суммы ранее был представлен истцом в заявлении об уточнении и дополнении исковых требований от 21.04.2011г. (т.1, л.д. 180-186); неустойку в размере 16405,20 руб., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., судебные расходы 142,58 руб.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, ссылаясь на то, что указания вышестоящей судебной инстанции при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не были исполнены. Ответчик не представил в материалы дела все счета-фактуры, а суд не обратил никакого внимания на содержание налоговых деклараций ответчика за 1 и 2 кварталы 2010 года, из которых следует, что в указанные периоды управляющая компания не платила НДС в бюджет, а получала его из бюджета в виде вычетов. Кроме того, нормы, на которые сослался суд, в решении не названы. В обоснование своих выводов суд ссылается на письма Министерства финансов РФ, которые не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и не являются источниками права.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав ФИО1, поддержавшую жалобу, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Требования ФИО1 в части взыскания с ООО УК «Жилкомресурс» перерасчета за ненадлежаще оказанную услугу были рассмотрены Железнодорожным районным судом 20 сентября 2011 года. Решение суда, которым в удовлетворении иска в данной части требований ФИО1 было отказано, вступило в законную силу на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 05 марта 2012 года, в связи с чем предметом разрешения при новом рассмотрении дела являлись требования истца о взыскании с ООО УК «Жилкомресурс» переплаты, связанной с начислением НДС при оплате холодной воды и водоотведение за период с 2008 года, поскольку при разрешении спора в решении суда первой инстанции от 20 сентября 2011 года судом было удовлетворено заявление стороны ответчика о применении срока исковой давности.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч.1 и п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Статьей 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Реализуя свои полномочия в сфере регулирования гражданских правоотношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2007 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права, обязанности, ответственность, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома, под которым понимается наличие в жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги: холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки; горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является сособственником жилого помещения - квартиры № <адрес> на основании свидетельства о приватизации от 31.10.1994 года. В данной квартире зарегистрировано и проживает шесть человек, что подтверждается выпиской из домовой книги (т. 1, л.д. 166).
На основании муниципального контракта № 336 от 01.07.2005 года Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска жилищный фонд передан ООО УК «Жилкомресурс» для управления им с предоставлением услуг (т.1, л.д. 194-207).
ООО УК «Жилкомресурс» на основании договора от 03.11.2006 года управляет многоквартирным домом № <адрес> Плата за коммунальные услуги складывается из платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение, отопление, что следует из пункта 4 ст. 154 ЖК РФ. Размер платы согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Размер платы за коммунальные услуги, согласно пункту 15 вышеназванных Правил, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Если исполнителем является ТСЖ, управляющая организация, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в ����������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса РФ, реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса РФ, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Согласно подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, с 1 января 2010 года не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;
При применении указанной нормы следует руководствоваться п. 4 ст. 154 ЖК РФ и п. 1. ст. 2 Федерального Закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в редакции от 30.12.2012 года (с изм. и доп. Вступающими в силу с 01.01.2013 года). Таким образом, коммунальные услуги, указанные в п. 4 ст. 154 ЖК РФ, предоставляемые управляющими организациями, ТСЖ, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляют коммунальные услуги (далее - управляющие организации и ТСЖ), освобождаются налогообложения НДС при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 2 вышеназванного Закона РФ № 210-ФЗ (организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения твердых бытовых отходов).
В силу п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 417-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», лишь с 01 января 2013 года подпункт 29 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, предусматривающего освобождение от налогообложения НДС на территории Российской Федерации реализацию коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, управляющими организациями будет дополнен словами: «Организаций, осуществляющих горячее водоснабжение холодное водоснабжение и (или) водоотведение».
С учетом анализа вышеприведенных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что если при утверждении тарифа на коммунальную услугу его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. При этом, если при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.
Постановлением администрации г.Красноярска от 30 ноября 2009 года № 514 Об утверждении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» тарифы на холодную воду и водоотведение установлены без учета НДС, как и в предшествующие годы (т.1, л.д. 93, 90-92).
Судом первой инстанции исследованы представленные ответчиком счета-фактуры и приложения к ним (т.2, л.д. 182-205, 251-274), в том числе за спорный период времени (январь-май 2010 года), выставленные ООО «КрасКом» для оплаты ООО УК «Жилкомресурс» в 2009-2010 годах за поставляемые холодную воду и водоотведение, включающие в себя суммы НДС, начисленные на установленные тарифы, в связи с чем включение в расчет потребителям стоимости коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения с учетом НДС в спорный период времени является правомерным.
Анализ фактически предъявленных истцу к оплате сумм за холодное водоснабжение и водоотведение в спорный период времени показывает, что начисленные к оплате суммы с учетом перерасчетов за предшествующий период и сумм, приведенных в графе «суммы к вычету», соответствуют тарифам на эти коммунальные услуги, установленным вышеназванным Постановление администрации города Красноярска с учетом начисления на них налога на добавленную стоимость.
В этой связи заявленные ФИО1 требования обоснованно судом признаны не подлежащими удовлетворению с учетом правомерности начисления ответчиком оплаты за холодную воду и водоотведение с учетом НДС в составе стоимости платы за указанные предоставленные услуги.
Правомерен также и отказ во взыскании неустойки, компенсации морального вреда и судебных расходов, поскольку данные требования являются производными от основного требования истца, в удовлетворении которого судом законно отказано.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не исследованы обстоятельства, связанные с фактической уплатой ответчиком НДС в 1 и 2 кварталах 2010 года и получении им вычетов по данному виду налога, не относится к предмету доказывания применительно к услугам холодного водоснабжения и водоотведения в свете положений ст. 8 Федерального закона № 417-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому лишь с 01 января 2013 года подпункт 29 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, предусматривающего освобождение от налогообложения НДС применим в отношении организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в то время как исковые требования охватывают более ранний период времени, в который указанные положения Налогового кодекса РФ действовали в редакции Федерального закона № 287-ФЗ от 28.11.2009г.
При этом, из материалов дела усматривается, что ООО УК «Жилкомресурс», находящееся на обычной системе налогообложения (т.2, л.д. 166), в 2010 году отказалось от получения налоговых льгот, что подтверждается письмом руководителя и главного бухгалтера от 12.01.2010г., адресованным в Инспекцию ФНС по Железнодорожному району г. Красноярска (вх. от 15.11.2010г.) – т.2, л.д. 250, а из представленных в деле платежных получений по оплате ответчиком в 2009-2010 годах в ООО ГУК «Жилфонд» за водоснабжение и водоотведение следует, что оплата осуществлялась с учетом НДС-18% (т.2, л.д.167-173), что в данном случае какого-либо правового значения не имеет, поскольку включение в оплату за холодную воду и водоотведение НДС в составе тарифа не противоречит действующему законодательству. Также не имеют правового значения для данного дела обстоятельства, связанные с отчетностью ответчика по НДС, предоставляемой в налоговые органы, поскольку эти обстоятельства относятся к вопросу об исполнении ответчиком обязанности по уплате налога и никак не связаны с вопросом обоснованности предъявления потребителям услуг налога на добавленную стоимость в составе тарифов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию материального закона, которые являлись предметом исследования и проверки суда первой инстанции и обоснованно и верно оценены. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено и на них не указано заявителем жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 03 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 ФИО13 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: