Судья Полякова Т.П. №33А-3341/2017 А-014а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Мирончика И.С., Корниенко А.Н.,
при секретаре Некрасовой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Красноярска к Оганнисян Н. о взыскании задолженности по пени,
по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Красноярска Шабалиной А.Г.,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 30 ноября 2016 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
У С Т А Н О В И Л А:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Красноярска (далее - ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Красноярска) обратилось в суд к Оганнисян Н., мотивируя требования тем, что административный ответчик, как физическое лицо, осуществлявшее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в настоящее время утратившее статус) была обязана исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ за период с 01.01.2010г. по 15.04.2014г. Страховые взносы административным ответчиком перечислялись за пределами установленных сроков, что послужило основанием для начисления пени в сумме 986 рублей 08 копеек. Так как Оганнисян Н. своевременно не исполнила обязанности по уплате недоимки, то 16.10.2015 года в ее адрес было направлено требование об уплате пени в размере 986,08 руб. в срок до 06.11.2015 года, которое было оставлено без удовлетворения.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Красноярска Шабалина А.Г. просила решение отменить, указывая, что требования действующего законодательства в отношении взыскания обязательных платежей и санкций были соблюдены.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Возникшие между сторонами правоотношения урегулированы Федеральными законами № 167 от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и № 212 от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу с 01.01.2017г. в связи с принятием Федерального закона № 250 от 03.07.2016г.).
В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. К страхователям, в частности, относятся индивидуальные предприниматели.
Частью 1 ст. 6 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определено, что индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В силу ст. 18 ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч.8 ст. 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Пенями признается установленная ст. 25 ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно ч.3 ст. 25 ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч.5-7 ст. 25 ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Частью 3 ст. 19 ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» определено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 указанного федерального закона ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Согласно положениям ст. 22 ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
По общему правилу требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (ч.2 ст. 22 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть направлено физическому лицу органом контроля за уплатой страховых взносов по почте заказным письмом. При этом требование считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч.6-7 ст. 22 ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Согласно ч. 5.2 ст. 19 ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае, если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам.
Как верно установлено судом и подтверждается материалами дела, Оганнисян Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в 2014г. вплоть до 15.10.2014г. О прекращении данного статуса 15.10.2014г. в ЕГРИП внесена запись (л.д. 5-6). Поскольку Оганнисян Н. в период осуществления предпринимательской деятельности была допущена просрочка исполнения обязанности по уплате страховых взносов, Государственным учреждением - Управлением пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Красноярска начислены 16.10.2015г. пени за период с 31.10.2014г. по 16.10.2015г.
Административный истец требованием № <данные изъяты> от 16.10.2015г. предложил Оганнисян Н. добровольно уплатить до 06.11.2015г. пени в размере 986,08 рублей (л.д. 7). Требование направлено заказным письмом по адресу: <данные изъяты> Однако из адресной справки Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю следует, что с 04.08.2015г. административный ответчик зарегистрирована по адресу: <данные изъяты> (л.д. 23).
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что имеется неустранимое противоречие между датой требования, имеющегося в деле (л.д.7), и датой, указанной в списке почтовых отправлений от 16.10.2016г., согласно которому в адрес Оганнисян Н. (г<данные изъяты> было направлено требование о взыскании от 12.10.2015г.
Вместе с тем, по смыслу ст. ст. 19, 22 ФЗ РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» основанием для взыскания пени в соответствии с КАС РФ является соблюдение органом контроля за уплатой страховых взносов порядка направления страхователю требования об уплате недоимки по пени.
Судебная коллегия считает, что течение срока исполнения требования № <данные изъяты> от 16.10.2015г. не началось в связи с его направлением по адресу, по которому Оганнисян Н. с 04.08.2015г. не зарегистрирована. Судебная коллегия принимает во внимание, что у административного истца имелась реальная возможность выяснить актуальный адрес регистрации по месту жительства Оганнисян Н. на момент направления требования от 16.10.2015г. в порядке межведомственного взаимодействия с органами Федеральной миграционной службы РФ. Поскольку Оганнисян Н. не получала и не могла получить требование об уплате пени, судебная коллегия считает, что основания для удовлетворения иска о взыскании пени в порядке административного судопроизводства отсутствуют.
Поэтому суд первой инстанции, установив факт несоблюдения Государственным учреждением - Управлением пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Красноярска установленного порядка направления требования об уплате недоимки по пени, обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы о соблюдении административным истцом порядка направления требования об уплате пени судебная коллегия считает не основанными на материалах настоящего административного дела. Указанные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Каких-либо нарушений процессуального закона при рассмотрении и разрешении дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Красноярска от 30 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи: