КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Антропова С.А. Дело №33-16290/2017
2.093г.
11 декабря 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.
судей: Баимовой И.А., Киселевой А.А.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Жилкина П.А.
при секретаре: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Чащиной Любови Петровны к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление, обязании назначать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью с последующей индексацией,
по апелляционной жалобе Чащиной Л.П.
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 12 октября 2017 года, которым постановлено:
«В исковых требованиях Чащиной Любови Петровны к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление, обязании назначать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью с последующим увеличением на основании законодательства Российской Федерации (индексацией) отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Чащина Л.П. обратилась в суд с иском (с учетом уточненных требований) к УЗСН Администрации ЗАТО г. Железногорск о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление, возложении обязанности назначать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью с последующей индексацией.
Требования мотивированы тем, что истица являлась участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1987 году, вследствие чего она получала ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию на оздоровление в размере, установленном решением Железногорского городского суда от 26.02.2007 года, без учета индексации с 01.01.2009 года.
Между тем, истица полагала, что размер осуществляемых в отношении нее выплат подлежит индексации с учетом индексов уровня инфляции, установленных федеральным законодательством, в порядке, определяемом Правительством РФ.
В указанной связи истица просила взыскать с ответчика, с учетом индексации с 01.01.2009 года, задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 56 943,92 руб., ежегодной денежной компенсации на оздоровление – 6 159,73 руб.; обязать ответчика назначить ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01.09.2017 в размере 2 151,93 руб. и ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 3 227,76 руб., с последующей индексацией на основании законодательства РФ.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Чащина Л.П. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на неправомерность вывода суда о том, что установленные решением от 26.02.2007 года размеры компенсаций не подлежат индексации.
В судебное заседание Чащина Л.П., представитель Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Железногорска, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Жилкина П.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 330 руб. (установленная Законом 300 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550 руб. (установленная Законом 500 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 610 руб. 50 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665 руб. 45 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431 руб. 21 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718 руб. 69 коп. - коэффициент 1,08.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Чащина Л.П., <дата> являясь участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную денежную компенсацию на оздоровление, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается удостоверением серии № от 19.06.2002 года.
Вступившим в законную силу 09 марта 2007 года решением Железногорского городского суда Красноярского края от 26 февраля 2007 удовлетворены исковые требования Чащиной Л.П. о включении в списки граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, взыскании с УСЗН Администрации ЗАТО Железногорск задолженности по неполученным суммам; установлен размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, причитающейся истцу, - 970,51 рублей, начиная с 01.01.2007 года, и ежегодной денежной компенсации за вред здоровью в размере 1 455,71 рублей, начиная с 01.01.2007 года.
Впоследствии ответчиком по настоящее время в отношении истицы производились выплаты указанных компенсаций в размерах, установленных судебным решением, однако индексация настоящих денежных компенсаций истцу не производится с 01.01.2009 года.
При этом, как следует из решения Железногорского городского суда от 26.02.2007 года, с учетом индексации в 2008 году, истцу выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1 163,54 рубля и ежегодная денежная компенсация на оздоровление в размере 1 745,25 рублей.
Между тем, согласно постановлению Правительства РФ от 18.12.2014 N 1411 "Об индексации в 2015 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров установлена в размере 520,90 рублей и ежегодная денежная компенсация на оздоровление - 781,40 рублей.
Дав надлежащую оценку вышеприведенным обстоятельствам, принимая во внимание, что индексация оспариваемых компенсационных выплат осуществляется исходя из ее уровня, устанавливаемого на законодательном уровне, учитывая, что размер выплачиваемых в пользу истца компенсационных выплат в спорный период превышает размер соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Чащиной Л.П. к УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление, возложении обязанности назначать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью с последующей индексацией.
Доводы Чащиной Л.П. о необходимости осуществления индексации причитающихся ей по решению суда компенсационных выплат исследовались судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, поскольку индексация указанных сумм может быть произведена лишь после их снижения до размера, установленного постановлением Правительства РФ, предусмотренного для аналогичной категории граждан, обладающей правом на получение соответствующего пакета социальных гарантий.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, находит их основанными на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, в связи с чем полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Чащиной Л.П. о том, что установленные в отношении нее решением от 26.02.2007 года размеры компенсаций подлежат индексации.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 12 октября 2017 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чащиной Л.П. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: